М.3.4 | ПОДГОТОВКА МАГИСТЕРСКОЙ РАБОТЫ Логико-структурный анализ дисциплины: Реализуется на физико-техническом факультете ДонНУ кафедрой общей физики и дидактики физики, кафедрой теоретической физики и нанотехнологий и кафедрой ФНП. Для прохождения практики необходимы знания, умения и навыки, сформированные на предыдущем уровне образования и при предшествующем изучении дисциплин «Методология и методы научных исследований», «Методика преподавания в высшей школе», «Пользовательские прикладные программы для физиков», «Физика высоких энергий», «Теория и практика учебного физического эксперимента», «История и философия науки», «Педагогика высшей школы», «Современные проблемы науки и образования», «Компьютерное моделирование в физике», «Технологии дистанционного образования», «Методика составления и решения олимпиадных задач по физике» (ИЛИ «Специальные методы решения физических задач»), «Инновационные методы в образовании», «Методика обучения решению задач по физике в высшей школе», «История и методология физики», «Специальный научный семинар», «Методика составления и решения экспериментальных задач по физике» (ИЛИ «Методика проведения лабораторных работ по физике в высшей школе», «Физика магнитных явлений и высокотемпературная сверхпроводимость» (или «Импульсные струи жидкости высокой скорости и их применение», или «Научная организация труда учителя физики»), «Современные компьютерные технологии», «История и философия науки», «Современные нанотехнологии», «Методология и организация научных исследований», при прохождении производственной (педагогической) практики, научно-педагогической практики в ВУЗе. Цели и задачи учебной дисциплины Цели: Основной целью научно-исследовательской работы магистранта является обеспечение способности самостоятельного осуществления научно-исследовательской работы, связанной с решением профессиональных задач в инновационных условиях. Научно - исследовательская работа обучающихся направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ГОС ВПО и ООП университета. Задачи: анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач; – проектирование, организация, реализация и оценка результатов научного исследования в сфере образования с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий; – организация взаимодействия с коллегами, взаимодействие с социальными партнерами, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных исследовательских задач; – использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач; – осуществление профессионального и личностного самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участие в опытно-экспериментальной работе. Требования к результатам: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ГОС ВПО по данному направлению подготовки (профилю): общекультурных компетенций (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9), общепрофессиональных компетенций (ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ОПК-9) профессиональных компетенций (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10) выпускника. В результате студент должен Знать: · категориальный аппарат науки, методы научного исследования · направления и идеи инновационной деятельности профессиональных образовательных организаций. · особенности работы с научной информацией · основные проблемы образования, связанные с процессом обеспечения качества специалистов · общие закономерности образовательного процесса в условиях реализации компетентностного подхода и современных образовательных технологий; Уметь: · анализировать научные источники, сравнивать, обобщать, формулировать суждения; · разработать программу научного исследования(МР); · обобщать и выбирать информацию для теоретического анализа темы выпускной квалификационной работы. · обеспечить выполнение техники безопасности труда учителя и учащихся. Владеть: · навыками использования теоретических и эмпирических методов исследования при изучении различных явлений, связанных с профессиональной деятельностью; · навыками анализа результатов внедрения в образовательный процесс инновационных идей и технологий; · навыками работы с научными источниками; · навыками опытно-экспериментальной работы по внедрению педагогических средств в образовательный процесс; · способностью к развитию и совершенствованию своего научного уровня. Содержание: Для подготовки магистерской работы разрабатываются профессиональные задания, которые согласуются с конкретными научными исследованиями в рамках магистерских работ. Содержание этапов 1. Подготовительный этап направлен на формирование у студента следующих умений: · ставить цель и формулировать задачи исследования; · разрабатывать план исследования в области образования; · формулировать гипотезу экспериментального исследования; · определять характер эксперимента и состав участников эксперимента; · выбирать необходимые методы исследования; · отбирать и разрабатывать экспериментальные средства; · выполнять библиографическую работу с использованием современных компьютерных технологий. На подготовительном этапе преподаватель проводит установочную конференцию, на которой знакомит студентов с программой, целями и задачами. В дальнейшем подготовка магистерской работы проходит в основном в виде самостоятельной работы студентов и индивидуальных консультаций. Самостоятельная работа предполагает выполнение студентами заданий, связанных с планированием их педагогического эксперимента, а во время консультаций преподаватель отвечает на вопросы студентов и обсуждает с ними результаты выполнения заданий. 2. Практический этап включает · проведение экспериментального исследования по теме магистерской работы; · изучение научно-исследовательской деятельности методического объединения учителей физики (информатики) и базового образовательного учреждения; · разработка и использование современных, в том числе информационных и компьютерных, методов педагогического исследования с помощью современных средств обработки результатов, баз данных и знаний (сетевых, интернет-технологий) Проведение экспериментального исследования по теме магистерской работы направлено на формирование у студентов умений использовать в научном исследовании экспериментальные методы исследования: · наблюдение за процессом обучения; · анкетирование учителей, учащихся, родителей, администрации учебного заведения; · интервьюирование учителей, учащихся, родителей, администрации учебного заведения; · тестирование; · мониторинг; · проведение диагностических контрольных работ; · осуществление экспертной оценки; · экспериментальное обучение; теоретические методы исследования: · обработка результатов педагогического эксперимента с применением современных технологий сбора и обработки экспериментальных данных; · анализ и интерпретация результатов с учетом данных, имеющихся в научной и научно-методической литературе; · представление итогов эксперимента в виде отчета; · литературный обзор по теме магистерской работы. 3. Итоговый этап направлен на формирование у студентов умений: · анализировать и обобщать результаты своей научно-исследовательской деятельности; · корректировать ход исследования и намечать направления дальнейших исследований с учетом результатов педагогического эксперимента; · представлять результаты исследования в виде отчета и параграфа или главы выпускной квалификационной работы; исследование уровня сформированности естественнонаучной картины мира на основе анализа информационной ёмкости учебной литературы. 3. Заключительный этап. Оформление МР. Подготовка презентации к защите. - планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме; − проведение научно-исследовательской работы; − составление отчета о научно-исследовательской работе; - оформление диссертации в компьютерном варианте в соответствии с принятыми требованиями. Оформление приложений и актов о внедрении. - разработка мультимедийной презентации доклада к заседанию ГИА. − защита выполненной работы; - представление печатного и электронного варрантов диссертации для хранения в архиве кафедры. Виды контроля: зачет, (модульный контроль). Общая трудоемкость составляет 16,5 зачетных единицы, 594 часа. Программой дисциплины предусмотрены самостоятельная работа студента 594 ч.). |