Тест приводится по кн.: Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995. Модифицировано Р. Р. Калининой.
2.
а) Мне трудно бороться с самим собой.
б) Я не люблю, когда другие командуют мной.
в) Кое-кто имеет что-то против меня.
3.
а) Уверен, что многие люди лгут, так как это им выгодно.
б) Иногда я делаю такое, о чем впоследствии сожалею.
в) Я всегда принимаю участие в собраниях на производстве.
4.
а) Я могу так настаивать на чем-нибудь, что люди теряют
терпение.
б) У меня отсутствует уверенность в себе.
в) Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сде
лать сегодня.
5.
а) Я могу быть снисходительным, когда надо мной под
смеиваются.
б) Люди часто разочаровывают меня.
в) Критика или порицание всегда сильно задевают меня.
6.
а) Работа для меня почти всегда связана с большим напря
жением.
б) Я принимаю участие в играх всегда с целью выиграть.
в) Я любил (а) школу.
7.
а) Я очень люблю туризм.
б) Я многое теряю из-за своей нерешительности.
в) Я раздражаюсь, когда меня отвлекают от выполнения
важного дела.
8.
а) Я против подачи милостыни.
б) Я привык обращаться к людям за советом.
в) Меня часто пытаются обмануть.
9.
а) Ко мне часто придирается начальник.
б) Я стесняюсь дурачиться в компании.
в) Меня трудно рассердить.
10.
а) Считаю, что ряд моих поступков нельзя простить.
б) У меня часто наступает безразличие, и все кажется оди
наковым.
в) Я отношусь спокойно к виду страдающих животных.
П-
а) Жизнь мало меня щадит.
б) Меня легко охватывает гнев, но я все же успокаиваюсь.
в) Я верю в конечное торжество справедливости.
12.
а) Уверен, что любые поступки рано или поздно обнару
живаются.
б) Согласен с теми, кто пытается взять от жизни все, что
можно.
в) Большинству людей безразлично, что может случиться
с другими.
13.
а) Самое трудное для меня в любом деле — это начало.
б) Моя повседневная жизнь заполнена интересными делами.
в) Мне часто говорят, что я вспыльчивый.
14.
а) Мне кажется, что передо мной специально создают
трудности.
б) Меня очень привлекает в газетах и журналах раздел юмора.
в) Я твердо рассчитываю на успех в своих делах.
15.
а) Я умею заставлять людей бояться меня.
б) Есть тот, кто управляет моими мыслями.
в) Мое здоровье требует постоянного внимания.
16.
а) Иногда меня так забавляет ловкость плута, что я начи
наю ему сочувствовать.
б) Иногда я чувствую, что окружающие смотрят на меня
осуждающе.
в) Люди часто придираются ко мне.
17.
а) Человек, оставляющий вещи без присмотра и тем са
мым вводящий в искушение, почти так же виноват в их
краже, как и вор.
б) Иногда я думаю о вещах слишком плохих, чтобы гово
рить о них.
в) Многие меня не понимают.
18.
а) Я — общительный человек.
б) Вопросы религии мне безразличны.
в) Я люблю работать не торопясь.
19.
а) Я избегаю оставаться один в темноте.
б) Я люблю путешествовать.
в) Лошадей, которые плохо тянут, следует бить.
20.
а) Я склонен иметь несколько разных увлечений.
б) Я уверен в том, что существует единственно правильное
понимание жизни.
в) Я редко чувствую себя счастливым и энергичным.
21.
а) Окружающие меня товарищи по работе — люди честные.
б) На вечеринках я предпочитаю сидеть в стороне.
в) Мне не нравится, когда женщины курят.
22.
а) Меня очень раздражает человек, пытающийся пролезть
впереди меня без очереди.
б) Порой мне кажется, что я мало на что годен.
в) Я нередко встречаю начальников, которые знают не больше меня. 23.
а) Я готов на многое, чтобы победить в споре.
б) Я настораживаюсь, когда кто-нибудь смотрит на меня
в упор.
в) Я очень люблю быть с людьми.
24.
а) Я прекращаю работу, которая «не клеится».
б) Я хочу, чтобы судьба была более благосклонна ко мне.
в) Люблю беседовать на темы нравственности и морали.
25.
а) Считаю, что человек не имеет права игнорировать правила.
б) Меня мало кто понимает.
в) У меня есть дурные привычки, и бесполезно с ними бо
роться.
26.
а) Если это возможно, я избегаю конфликтов.
б) Я всегда избегаю конфликтов.
в) Я не могу отказаться от своих намерений.
27.
а) Имеются люди, которые используют мои идеи и мысли.
б) Я хотел бы избавиться от своей застенчивости.
в) Я придерживаюсь принципов нравственности и морали
более строго, чем большинство людей.
28.
а) Я полностью уверен в себе.
б) Следует больше доверять людям.
в) Я часто мучаюсь выбором темы для разговора.
29.
а) Я не люблю обсуждать проблемы моей работы.
б) Мне всегда легко выступать перед аудиторией.
в) Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому что не
терплю проигрывать.
30. .
а) Я бываю просто счастлив, когда остаюсь один.
б) Я предпочитаю заговаривать с людьми первым.
в) Я часто испытываю чувство вины перед подчиненными
мне людьми.
31.
а) Мне трудно удержать внимание на чем-нибудь одном.
б) Я часто становлюсь нетерпеливым при общении с непо
нятливыми людьми.
в) Я редко испытываю чувство тревоги.
32.
а) Мне легко удается сосредоточиться на любой работе.
б) Поменьше препятствий, и я достиг бы гораздо больших
успехов.
в) Знаю, что лучше промолчать, когда я взволнован(а).
33.
а) Большинство людей вступают в дружбу потому, что дру
зья будут им полезны.
б) Уверен, что в мое отсутствие обо мне говорят плохо.
в) Бывает, что нескромные шутки или остроты вызывают
у меня смех.
34.
а) Мне приходится часто ругать детей за лень.
б) Меня часто несправедливо обижает начальник.
в) Всякая грязь пугает меня и вызывает отвращение.
35.
а) Лучше, если бы многие законы были отменены.
б) Меня очень просто увлечь новой идеей.
в) Я разбираюсь в работе сам и не люблю, чтобы мне объ
ясняли.
36.
а) Я очень серьезно отношусь к работе.
б) Я понимаю, что работа и дом — это важные, но разные вещи.
в) Я не люблю быть на виду на своей работе.
37.
а) Уверен, что большинство начальников — просто придиры.
б) Меня раздражает и сердит, когда меня торопят.
в) Иногда я чувствую себя излишне строгим.
38.
а) Как правило, я упорно отстаиваю свое мнение.
б) Считаю, что в опозданиях на работу нет ничего страшного.
в) Если мое мнение уже сложилось, люди могут все-таки
изменить его.
39.
а) Предпочитаю, чтобы люди всегда знали мою точку зрения.
б) Я всегда говорю правду человеку в глаза — пусть он зна
ет об этом.
в) Я — человек нервный и легко ранимый.
40.
а) Я не испытываю смущения, входя впервые в коллектив.
б) Я часто сомневаюсь в своих способностях.
в) Плохие слова иногда приходят мне в голову, и мне труд
но от них избавиться.
41.
а) Я постоянно озабочен своими личными заботами.
б) Иногда я не в силах сдерживать свои эмоции.
в) Я всегда озабочен своими служебными делами.
42.
а) Я легко плачу.
б) Сейчас — самое счастливое время моей жизни.
в) Я практически никогда не признаю свое поражение.
43.
а) Я всегда читаю о том, чем в данное время занимаюсь.
б) Мне бы хотелось познакомиться с известным лицом.
в) Без боязни имею дело с новым коллективом.
44.
а) Мое поведение зависит от общественного мнения.
б) Я всегда чувствую себя полезным.
в) Я не мог бы служить в армии.
45.
а) Я легко забываю то, о чем мне говорят.
б) У меня бывает ощущение, что окружающие стараются
мне досадить.
в) Вряд ли я имею много врагов.
46.
а) Большинство людей опасаются за свой престиж.
б) Мои манеры дома менее хороши, чем в гостях.
в) Может быть, против меня что-то готовится.
47.
а) Мне не нравятся драматические спектакли.
б) К виду крови отношусь спокойно. ;
в) Я лишен боязни чем-нибудь заразиться.
48.
а) Всегда отстаиваю то, что считаю справедливым.
б) Соблюдение законов является безусловно обязательным.
в) Чувствую, что окружающие слишком требовательны
ко мне.
49.
а) В трудных ситуациях я всегда советуюсь.
б) Полагаю, что у меня приличная память.
в) Мне трудно поддерживать разговор с незнакомыми
людьми.
50.
а) Я часто первым заговариваю с незнакомыми людьми.
б) Обычно я работаю с большим напряжением.
в) Временами я изматываюсь, т. к. беру на себя слишком
много.
Обработка результатов. Пользуясь приведенной ниже таблицей, сосчитайте отдельно количество ваших выборов, соответствующих демократическому стилю общения, количество выборов — авторитарному и либеральному стилям общения. В таблице использованы следующие обозначения:
А — авторитарный стиль общения,
Д — демократический стиль общения,
Л — либеральный стиль общения.
Например:
А=22 22x2=44 (44% авторитарности)
Д= 16 16x2=32 (32% демократизма)
Л=12 12x2=24 (24% либерализма)
Очевидно, что результирующая находится в зоне авторитарного стиля. Это означает, что при наличии 24% проявлений либерализма в общении с детьми, 32% демократизма и 44% авторитарности данный педагог в целом воспринимается в большей степени, как авторитарный человек.
№ | б | ||||||||||||||||
а) | Л | Д | Л | А | Д | Л | Д | А | Л | Д | Л | Д | Л | Л | А | Д | А |
6) | д | А | Д | Л | А | А | Л | Д | А | л | А | Л | Д | Д | Д | А | Д |
в) | А | Л | А | Д | Л | Д | А | л | Д | А | Д | А | А | А | Л | Л | Л |
№ | |||||||||||||||||
а) | Д | Л | Д | Д | А | А | Д | А | Д | Д | А | Л | Л | Л | А | А | А |
6) | А | Д | А | Л | Д | Л | Л | Л | Л | Л | Д | д | А | А | Л | Л | Л |
в) | Л | А | Л | А | Л | д | А | Д | А | А | Л | А | Д | Д | Д | Д | Д |
№ | |||||||||||||||||
а) | Л | А | Л | А | Д | А | Л | Л | Д | Д | Л | А | Л | Д | Д | Д | |
6) | Д | Д | А | Л | А | Л | Д | Д | Л | А | А | Д | А | А | А | л | |
в) | А | Л | Д | Д | Л | Д | А | А | А | Л | Д | Л | Д | Л | Л | А |
Каждую из полученных трех цифр, умножьте на 2. Полученные результаты будут соответствовать степени выраженности того или иного стиля общения в %. При этом, учитывая влияние фактора социальной желательности, стиль взаимодействия будет восприниматься как авторитарный или либеральный при их степени выраженности более 30%, как демократический — более 60%