Темы для общения, предлагаемые ребенку
Каждая тема отрабатывается на двух-трех занятиях. Если ребенок начал использовать предложенные стереотипные ответы хотя бы на уроке, можно переходить к отработке следующих типов фраз. Уже усвоенные речевые формы нужно обязательно закреплять в ситуациях семейного общения. В речевые штампы постепенно добавляются названия других предметов, с которыми играет (манипулирует) ребенок.
Ответ на просьбу что-нибудь сделать
– Нарисуй мне, пожалуйста, кошку.
– Хорошо, нарисую.
– Построй мне, пожалуйста, башню.
– Хорошо, построю.
Подстановка наречий «сейчас», «потом»
– Построй мне, пожалуйста, поезд.
– Хорошо, сейчас построю башню, потом – поезд
Умение возразить собеседнику
– Мы пришли в магазин.
– Неправда, мы пришли на занятия.
– Ты нарисовал круг.
– Неправда, я нарисовал квадрат.
Чтобы преодолеть «застревание» ребенка на этапе пассивного приобретения слов путем эхолаличного их повторения, в ситуацию общения как можно раньше вводятся уточняющие вопросы. Учитывая то, что в условиях хорошего эмоционального контакта дети II группы РДА могут адекватно перенимать интонацию собеседника, наиболее предпочтительной оказывается вопросно-ответная форма речевого общения. Для преодоления затруднений в выражении временных отношений отрабатываются понятия «год», «месяц», «неделя» и т. д., а также стимулируется использование различных глагольных форм.
Уточняющий вопрос, или как переспросить собеседника
Временные понятия: «год», «месяц», «неделя» и т. д. Употребление предлога «через».
– Мама, что здесь строят?
– Здесь строят дом.
– Дом? А когда он будет готов?
– Через год.
– Мама, что ты варишь?
– Борщ.
– Борщ? Скоро он будет готов?
– Через час.
Будущее время
Образование форм будущего времени: сложного и простого. Употребление личных местоимений. Наречия времени: «завтра», «сегодня».
– Я буду читать сказки.
– Я почитаю сказки сегодня вечером.
– Ты будешь есть кашу.
– Ты поешь кашу завтра.
– Он будет купаться.
– Он искупается завтра.
– Она будет спать.
– Она поспит сегодня ночью.
– Мы будем гулять.
– Мы погуляем завтра.
– Вы будете играть.
– Вы поиграете сегодня днем.
Особое место в диалогах занимает использование местоимений, так как для детей данной группы характерна значительная задержка и нарушение употребления всех разрядов (а особенно личных) местоимений.
Как узнать, почему кто-то что-либо делает (не делает)
Вопросительное наречие «почему». Сложноподчиненное предложение с придаточным причины (союз «потому что»).
– Почему ты не ешь яблоки?
– Потому что я не хочу.
– Почему ты не рисуешь?
– Потому что я играю.
– Почему ты не читаешь?
– Потому что я хочу смотреть телевизор.
Кто что умеет (не умеет) делать
Вопросительное наречие «почему», союз «потому что».
– Почему ты не танцуешь?
– Я не умею танцевать.
– Почему ты любишь петь?
– Потому что я умею хорошо петь.
Большую роль для детей, склонных к выраженному стереотипному поведению, играет ситуация. Дети часто понимают содержание высказываний только в определенном контексте. Их затрудняет понимание смысла предложения при изменении форм и порядка слов, не всегда воспринимается ими смысл грамматических конструкций. В ряде случаев дети не понимают слегка усложненных заданий. При возникновении подобных затруднений, следует вернуться на предыдущий этап работы и, меняя инструкцию буквально по одному слову, постараться предельно детализировать действия в той или иной ситуации, обращая особое внимание на наглядность. Так как параллельно с развитием коммуникативных форм речи ребенок обучается глобальному чтению, большую пользу на занятиях приносит использование таблиц. Таблицы печатаются крупно, с выделением цветным шрифтом ключевых слов. Слова, которые должен использовать ребенок, выносятся на отдельные карточки.