Сольфеджирование, чтение с листа. Пение несложных песен с текстом, выученных на слух (с сопровождением фортепиано и без)
Пение несложных песен с текстом, выученных на слух (с сопровождением фортепиано и без).
Разучивание по нотам мелодий в пройденных тональностях, в размерах
2/4, 3/4, 4/4 с дирижированием.
Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.
Пение с листа простых мелодий с названием нот или на нейтральный слог, с тактированием или — для продвинутых обучающихся - с дирижированием.
Пение простых двухголосных примеров группами, с игрой (для продвинутых групп).
Ритмические упражнения
Повторение данного ритмического рисунка на слоги.
Простукивание ритмического рисунка по слуху.
Простукивание ритмического рисунка исполненной мелодии.
Простукивание ритмического рисунка по записи, по карточкам и т.д.
Дирижирование в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (для продвинутых обучающихся).
Ритмические фигуры четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых, в продвинутых группах – восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая.
Ритмический аккомпанемент к выученным мелодиям.
Ритмическое остинато, ритмические партитуры.
Сольмизация нотных примеров.
Ритмические диктанты.
Слуховой анализ
Определение на слух и осознание лада (мажор, минор трех видов), размера, особенностей структуры, ритма в прослушанном музыкальном построении.
Определение мелодических оборотов, включающих движение по звукам тонического трезвучия, опевания устойчивых ступеней, разрешения неустойчивых ступеней в устойчивые.
Определение пройденных интервалов в гармоническом и мелодическом звучании.
Определение мажорного и минорного трезвучия в гармоническом и мелодическом звучании.
Музыкальный диктант
Продолжение работы над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха (устные диктанты, запись выученных мелодий по памяти).
Письменный диктант в объеме 4х тактов, в продвинутых группах — до 8 тактов с предварительным разбором, в пройденных тональностях, включающий знакомые мелодические и ритмические обороты, затакты (две восьмые, четверть, восьмая), паузы четвертные, восьмые.
Запись мелодий, подобранных на фортепиано.
Творческие задания
Досочинение мелодии (на нейтральный слог, с названием звуков).
Сочинение мелодических вариантов фразы.
Сочинение мелодии на заданный ритм.
Сочинение мелодии на заданный текст.
Запоминание и запись сочиненных мелодий.
Класс
Интонационные упражнения
Пение мажорных и минорных гамм (три вида минора), отдельных тетрахордов.
Пение тонических трезвучий с обращениями (для продвинутых групп).
Пение главных трезвучий лада.
Пение устойчивых и неустойчивых звуков с разрешениями, опеваний.
Пение диатонических секвенций с использованием пройденных мелодических и ритмических оборотов.
Пение пройденных интервалов на ступенях тональности и от звука вверх.
Пение интервалов двухголосно.
Пение диатонических секвенций, включающих пройденные обороты.
Сольфеджирование и чтение с листа
Пение в пройденных тональностях более сложных песен, выученных на слух и по нотам, с названием звуков и с текстом, включающих основные изученные
интонационные обороты и ритмические фигуры, с дирижированием (для продвинутых обучащюихся).
Пение с листа простых мелодий в пройденных тональностях, включающих движение по звукам тонического трезвучия и его обращений, движение по звукам главных трезвучий лада, доминантового септаккорда, скачки на пройденные интервалы.
Разучивание и пение по нотам двухголосных примеров группами, дуэтом.
Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.
Ритмические упражнения
Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей: простукивание ритмического рисунка по нотной записи, по слуху.
Ритмические фигуры восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Размер 3/8, основные ритмические фигуры.
Затакты восьмая, две восьмые, три восьмые.
Ритмический аккомпанемент.
Ритмическое остинато.
Ритмические диктанты.
Сольмизация выученных и незнакомых примеров.
Слуховой анализ
Определение на слух лада, размера, структуры, ритмических особенностей,
знакомых мелодических оборотов в прослушанном музыкальном построении.
Определение на слух интервалов в гармоническом и мелодическом звучании от звука, в ладу, последовательностей в ладу из 3 интервалов (для продвинутых обучающихся).
Определение на слух мажорного и минорного трезвучия и его обращений в гармоническом и мелодическом звучании, взятых от звука.
Определение на слух функциональной краски главных трезвучий, доминантового септаккорда в пройденных тональностях (для продвинутых обучающихся).
Музыкальный диктант
Различные формы устного диктанта.
Запись выученных мелодий.
Письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 4-6 тактов, 8 тактов (для продвинутых групп), включающий знакомые мелодические обороты, ритмические фигуры, затакты, в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Творческие задания
Импровизация и сочинение мелодий на заданный ритм (для продвинутых групп).
Импровизация и сочинение мелодий на данный текст (для продвинутых групп). Досочинение второго предложения (с повтором начала, в параллельной тональности).
Сочинение мелодии с использованием изученных мелодических и ритмических оборотов, в пройденных размерах.
Класс
Интонационные упражнения
Пение гамм в пройденных тональностях (до 4 знаков в ключе; до 5 знаков — в продвинутых группах).
Пение отдельных ступеней, мелодических оборотов.
Пение трезвучий главных ступеней с обращениями и разрешениями, доминантового септаккорда с разрешением, уменьшенного трезвучия на VII
ступени с разрешением(для продвинутых групп), обращений доминантового
септаккорда с разрешением.
Пение ранее пройденных интервалов в тональности и от звука вверх; вниз (для продвинутых групп).
Пение последовательности интервалов одноголосно и двухголосно группами.
Пение диатонических секвенций с использованием пройденных мелодических и ритмических оборотов.