Инновационный «центр карьеры» - возможность без затрат улучшить обучение, доход и трудоустройство студентов и аккредитационные показатели вуза
С. С. Радченко, С. А. Радченко
Министерство образования и науки Российской Федерации поставило всем вузам задачу создать условия для того, чтобы все студенты как можно раньше получали при обучении нужные для хорошего трудоустройства знания, практические навыки и умения, обязав их открыть центры содействия трудоустройству («Центры карьеры») [1]. Поэтому в ТГПУ им. Л.Н. Толстого создан и эффективно работает Центр профориентации, довузовской подготовки и содействия трудоустройству выпускников [1, 2].
Но лишь традиционными методами профориентации, обучения и работы с работодателями трудно решить все проблемы [3] без использования инновационных методов и лучшего опыта знаменитых зарубежных вузов.
Поэтому в результате многолетних исследований [4-9] подготовлена возможность быстро улучшить ситуацию даже без больших дополнительных финансовых затрат и изменений учебных планов и рабочих программ дисциплин на основе целенаправленной совместной деятельности Центра профориентации, довузовской подготовки и содействия трудоустройству выпускников и инновационной фирмы университета (ООО Инновационно-внедренческое учебно-производственное предприятие «Энергосбережение, безопасность жизнедеятельности, экономия», сокращенно – ООО ИВУПП «ЭБЖЭ») как инновационного «Центра карьеры» нового для России типа.
Это позволит за счет использования малозатратного организационно-экономического метода [4-8] и лучшего опыта ведущих зарубежных стран и знаменитых Кембриджского и Лидского университетов Великобритании в области целевой подготовки школьников и студентов по индивидуальным траекториям к хорошему трудоустройству и более успешной карьере:
1 – предоставить всем заинтересованным в этом студентам любых факультетов, специальностей и курсов и их семьям возможность не только мечтать об их интересной и престижной работе с достойной зарплатой и удачной карьере, надеясь на счастливый случай, но и сильно повысить их шансы на успех за счет лучшего использования потенциала вуза и семьи;
2 – повысить качество обучения студентов и школьников на основе:
- усиления их мотивации учиться по важным для будущего курсам;
- организации для них бесплатного многоцелевого тренинга разной длительности с использованием возможностей ведущих компаний, ООО ИВУПП «ЭБЖЭ» и других хозяйственных субъектов (при изучении ряда дисциплин и после этого) для получения ими важных для трудоустройства знаний, практических навыков, умений и опыта без пропусков занятий и рисков, который позволит им законно зарабатывать с использованием возможностей компаний и лучшего мирового опыта поддержки молодежи;
- квалифицированной разработки для них и реализации с участием любой заинтересованной семьи индивидуальных целевых программ улучшения учебы и конкурентоспособности при трудоустройстве с учетом интересов и способностей каждого обучаемого, позволяющих им на практике проверить себя на выбранной работе и максимально улучшить их резюме;
- более ранней и эффективной профориентации с выбором привлекательных должностей и целевым получением при учебе нужных работодателям знаний, практических навыков и опыта, что поможет их получить;
3 – научить студентов сначала планировать и обеспечивать свою целевую подготовку к получению «работы мечты» и успешной карьере, а затем использовать это при работе с детьми любого возраста и молодежью;
4 – сильно повысить привлекательность ТГПУ им. Л.Н. Толстого для абитуриентов и их семей, информируя их при профориентационной работе и приеме документов о «Центре карьеры» и его уникальных возможностях;
5 – лучше готовить студентов и школьников к будущему успеху с их обучением по индивидуальным программам и использованием тьюторства;
6 – повысить аккредитационные показатели университета за счет:
- его позиционирования на российском рынке образовательных услуг как университета с уникальными возможностями для студентов и выпускников, дающего им возможность учиться с любого курса по индивидуальным траекториям с целевым получением нужных для успешной карьеры знаний, практических навыков, опыта, стажа работы и хороших резюме;
- обеспечения его ведущей роли в разработке и реализации ряда федеральных, региональных и муниципальных программ улучшения обучения, воспитания, помощи и защиты молодежи при рыночной экономике;
- улучшения качества набора абитуриентов и их обучения на основе индивидуальных целевых программ и научно-исследовательской работы, развития ряда новых перспективных научных направлений и работ и т. д.;
- новых форм взаимодействия с выпускниками и их поддержки.
Разработка методических рекомендаций для студентов всех специальностей [1] и ряд других уже выполненных работ создали условия для того, чтобы такой инновационный «Центр карьеры» эффективно работал, позволяя всем заинтересованным студентам лучше учиться и целенаправленно готовиться к получению хорошей работы и успешной карьере, получая нужные работодателям знания, практические навыки, опыт и стаж работы без пропусков занятий и зарабатывая на основе лучшего использования потенциала ТГПУ им. Л.Н. Толстого, ИВУПП «ЭБЖЭ» и своих семей.
Например, использование договора о сотрудничестве ТГПУ им. Л.Н. Толстого с тульским филиалом ОАО «Мобильные ТелеСистемы» при участии ООО ИВУПП «ЭБЖЭ» и других хозяйственных субъектов позволяет:
1 – проводить бесплатные многоцелевые тренинги студентов для повышения конкурентоспособности при трудоустройстве на лучшие должности в крупных компаниях и т. д., что позволит им без пропусков занятий:
- научиться зарабатывать уже с первых дней тренинга в любое время;
- получить практические навыки и опыт для улучшения резюме;
- использовать ряд достижений для улучшения обучения молодежи;
- лучше использовать свое педагогическое образование в целях ускорения получения интересной и престижной работы с достойной зарплатой;
2 – официально оформиться по договору ГПХ и работать от 3 часов в день в вечернее время менеджером по продаже услуг связи в ОАО «МТС»;
3 – готовить студентов к официальному трудоустройству по трудовому договору с достойной зарплатой на должностях в ОАО «МТС» и на хороших должностях в других фирмах, включая ООО ИВУПП «ЭБЖЭ».
Таким образом, такой инновационный «Центр карьеры» позволит:
- предлагать всем студентам и обеспечивать два возможных варианта обучения: 1 – традиционное; 2 – по индивидуальным траекториям с учетом мирового опыта, повышая шансы на успешную карьеру (за счет получения важных знаний, практических навыков и опыта) и зарабатывая при этом;
- создать в Тульской области эффективную инновационную систему целевой подготовки детей и молодежи к успешной карьере за счет индивидуализации их обучения с использованием потенциала вуза, школ и семей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Планирование и обеспечение успешной карьеры выпускника: Метод. рекомендации для студентов всех специальностей / С. П. Будникова, Н. В. Просперова, С. А. Радченко, С. С. Радченко. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2015. 262 с.
2. Будникова С.П., Парсюк А.В. Профориентационная деятельность в вузе как основное условие успешной карьеры выпускника // Содействие трудоустройству и адаптации к рынку студентов и выпускников учреждений профессионального образования Тульской области: Сб. матер. I Регион. научн.-практ. конф. (г. Тула, 25 марта 2014 г.). Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. С. 27-31.
3. Радченко С.С., Радченко С.А. Проблемы трудоустройства выпускников вузов, их экономическое объяснение и возможности решения // Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: межвуз. сб. ст. XIV Междун. науч.-практ. конф. (Тула, 12-15 февраля 2013 г.). Тула, Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2013. С. 384-390.
4. Радченко С.А., Радченко С.С. Способ обучения по индивидуальным траекториям без дополнительных расходов для получения студентами навыков, опыта и стажа работы // Актуальные проблемы проектирования и реализации конкурентоспособных образовательных программ: материалы XLI учеб.-метод. конф. проф.-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014. С. 64-71.
5. Радченко С.С. Инновационный метод малозатратного улучшения обучения молодёжи // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2015. № 1. С. 99-102.
6. Радченко С.С. Инновационный организационно-экономический метод улучшения обучения и воспитания молодежи // Современная экономика: проблемы и решения. 2014. № 9. С. 74-86.
7. Радченко С.С. Организационно-экономический метод улучшения обучения и воспитания школьников и студентов // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 1. Ч. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. С. 144-154.
8. Радченко С.А., Радченко С.С. Метод улучшения технико-технологической и экономической подготовки молодёжи без дополнительного финансирования // Технологическое образование в условиях инновационного развития педагогики: матер. Межд. научн.-практ. конф. МПГУ (Москва, 19-21 марта 2014 г.). М.: Изд-во МПГУ, 2014. С. 202-206.
9. Радченко С.А., Радченко С.С. Создание научно-учебно-производственного комплекса и бизнес-инкубатора – лучший способ быстро повысить аккредитационные показатели и доходы университета // Научная, научно-методическая деятельность администрации и профессорско-преподавательского состава вуза по выполнению аккредитационных показателей учебного заведения в статусе «Университет»: Материалы XXXVI научн.-метод. конф. проф.-препод. состава ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула, Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. С. 131-138.