Юзово-Юзовка-Сталино в Донецкой губернии
17 января 1920 г. образован временный Юзовский район. 12 июля 1920 г. образован Юзовский район с волостями, а 16 декабря 1920 г. образован Юзовский уезд с волостями: Авдеевская, Александрийская, Бешевская, Благодатовская, Волновахская, Григорьевская, Галициновская, Грузско-Лозовская, Еленовская, Зуевская, Ивановская, Каракубская, Красногорская, Калино-Зеленопольская, Макеевская, Марьинская, Михайловская, Новотроицкая, Новоандреевская, Нижнекрынская, Николаевская, Ольгинская, Платоновская, Старомихайловская, Стыльская, Степановская, Троицко-Харцызская, Харцызская, Ясиноватская.
7 марта 1923 г. образован Юзовский округ (уезд) с окружным (уездным) центром в городе Юзовке.
В 1923 г. город Юзовка стал окружным центром.
С 1923 г. по февраль 1940 г. в городе находилась 80-я сапёрная рота 80-й стрелковой дивизии Украинского военного округа.
По словам руководителя пресс-службы Донецкого областного краеведческого музея Софьи Александровны Гитис в 1923 г. город несколько месяцев назывался Троцк. Однако другими источниками эта информация не подтверждается.
В 1924 г. Юзовка была переименована в Сталино.
Население города – 63 708, а в 1925 г. – 80 085 человек, к 17 декабря 1926 г. – 174 000 человек. В 1924 г. рядом со старой Ларинкой началось строительство жилого массива Стандарт для металлургов и около 30 двух- и трёхэтажных домов для горняков Рутченковских и Вознесенских рудников. В 1929 г. с лица центральной части города были снесены небольшие кладбища: могилы были перенесены на вновь открытое Мушкетовское кладбище возле Рыковки (Калиновки).
Расширение границ города в 1925–1926 гг. состоялось согласно постановлению Сталинского окрисполкома "Об установлении городской черты города Сталино" (5 октября 1925 г.) и постановлению "Об создании Сталинского райгорсовета".
В 1926–1927 гг. произошло массовое переименование улиц Сталино, меняли название целые районы, так, Октябрьскими районами стали: Александровка (1-й Октябрьский), Ларинка (2-й), Первая Масловка (3-й), Первая линия обрела название улица Артёма.
В то же время было практически завершено строительство жилого района "Стандарт", город начал строить Далёкий посёлок (район к западу от нынешнего театра оперы и балета) и Социалистический городок (Соцгородок, район к востоку от нынешнего кинотеатра им. Шевченко).
Существенным достижением отечественного шахтостроения явилась проектировка одной из первых крупнейших шахт Донецка и всего бассейна, построенная по проектам советских специалистов – Рутченковская № 17-17-бис (1927–1932 гг.), отличавшаяся высоким для того времени уровнем механизации технологических процессов и рядом других прогрессивных решений. Подобно Рутченковской сооружены другие новые шахты – Буденновская № 6 (1931 г.), Евдокиевка № 16/17 (1932 г.) и др. В первой пятилетке (1929–1933 гг.) появились также шахты № 5-бис "Трудовская", № 11-бис "Смолянка", № 2-7 "Лидиевка". К концу 1920-х гг. в Сталино было 5 рудников, объединяющих 19 угольных шахт.
Первый трамвай, связавший центр города с железнодорожным вокзалом, начал действовать 15 июня 1928 г. ("Совбольница – станция Сталино"), а с 1931 г. появился первый (единственный) автобус.
В 1926 г. на базе горного техникума (с мая 1921 г.) основан горный институт (ныне Донецкий национальный технический университет), в 1930 г. открыт Донецкий медицинский институт (ныне Донецкий национальный медицинский университет). В 1928 г. создан драматический театр. В 1937 г. создан педагогический институт – ныне Донецкий национальный университет.
Город не имел питьевого водопровода до 1931 г., когда было проложено его первые 55,3 км. В 1933 г. были построены первые 12 км канализационной сети. В 1934 г. началась эксплуатация первого городского газопровода коксового газа бытового назначения. В 1930 г. была создана филармония. В 1932 г. заложен Центральный парк культуры и отдыха им. Постышева (сейчас – им. Щербакова), в 1936 г. началось строительство театра оперы и балета, открытие которого состоялось накануне Великой Отечественной войны, а в 1941 г. – оперного театра.
Первые юзовские постройки стали началом развития огромного промышленного областного центра – города Донецка.
В июле 1932 г. город стал центром Донецкой области. А с делением в 1938 г. Донецкой области на Ворошиловградскую и Сталинскую город остался центром Сталинской области.
С 21 октября 1941 г. по 8 сентября 1943 г. город оккупировали фашисты. Почти все промышленные предприятия были разрушены, понесены огромные человеческие потери. В первые послевоенные годы – до 1950 г. – промышленное производство почти полностью восстановили.
В ноябре 1961 г. Сталино переименован в Донецк. В городе ведётся реконструкция и модернизация угольной, металлургической, машиностроительной, химической, пищевой и лёгкой промышленности. Строится хлопчатобумажный комбинат, комбинат рыбопродуктов, фабрика детских игрушек (1972 г.). В 1961–1970 гг. построено свыше 4 млн. кв. м общей жилой площади. По новому генеральному плану Донецк и Макеевка соединяются в единый массив на берегу р. Кальмиус. В апреле 1978 г. численность населения превысила миллионный рубеж – Донецк присоединился к городам-миллионникам.
7.2. Древние церкви современного города Донецка. Образование в Юзовке
До 1917 г., как известно, по реке Кальмиус проходила административная граница между Екатеринославской губернией и землями Войска Донского. Соответственно церкви Правобережья входили в состав Екатеринославской епархии, а на Левобережье они находились в ведомстве Духовной Консистории Войска Донского.
Справочные книги Екатеринославской епархии содержат сведения о православных церквях города по правому берегу Кальмиуса. Духовная Консистория Войска Донского, насколько известно, такие отчёты не составляла, поэтому данные о храмах Левобережья отрывочные и неполные.
Строительство церквей на территории современного Донецка началось в XVIII в. Древнейшим храмом была церковь, построенная на средства помещика поручика Евдокима Степановича Шидловского, о чём в сентябре 1793 г. рапортовал в Бахмутское духовное правление приказчик Аким Терентьев. Он просил об освящении церкви в честь преподобного Александра Свирского. В сентябре 1793 г. Преосвященный Гавриил, митрополит Екатеринославский, поставил свою резолюцию архипастыря, и 5 февраля 1794 г. Бахмутский протоиерей Петр Пасевский соборно освятил Александро-Свирскую церковь.
Первоначально церковь была деревянной, в 1872 г. (почти через 100 лет) к ней пристроили два каменных придела и притвор. Внешне сооружение было оштукатурено и традиционно побелено, сверху покрыто железом. В плане церковь стала крестообразной. Строительство церкви в 1872 г. было осуществлено за счёт крестьян-собственников, на средства которых с 1861 г. и существовала церковь.
В соседнем помещичьем владении Григорьевке, основанном в 1-ой четверти XIX в. на средства помещика Алексея Рутченко, в 1808 г. была построена однопрестольная деревянная церковь в честь святого Николая Чудотворца с расположенной отдельно каменной колокольней. Её приход составляли сёла Любимовка и Катериновка. Известно, что в течение 1873–1877 гг. церковь и колокольня перестраивались и расширялись.
В 1842 г. в с. Авдотьино, бывшем казацком селе Мандрыкино, на средства помещика П. Мандрыкина построили каменную церковь в честь святого Великого Александра Невского. С разрешения епархиального руководства в 1858 г. на средства помещицы Дарьи Мандрыкиной церковь была перестроена снаружи и обновлена изнутри, что стоило помещице суммы в 3000 рублей серебром. Приход Авдотьинськой церкви составляли сёла Новосёловка, Обильное, Григорьевка (вторая), хуторы Выбрановский, Туткевича, Манжоса.
В Юзовке самостоятельный приход был открыт 29 августа 1883 г. после строительства молитвенного дома и назначением в его штат священнослужителей. Деньги на строительство дал Бахмутский купец Степан Лобасов с условием их будущего возвращения.
Сооружение было деревянным, считалось временным, поскольку шла подготовка к строительству каменного сооружения церкви в честь Преображения Господня. Молитвенный дом находился на кладбище и прослужил 12 лет. Затем по приказу Екатеринославской Духовной Консистории в 1895 г. он был закрыт для богослужения, но его ещё долго использовали как часовню.
Преображенская церковь была построена в 1886 г. на средства рабочих, торговцев и конторы Юзовского завода. Её строительство обошлось в 32000 рублей. Специально для церкви изготовляли кирпич на небольшом заводе недалеко от места строительства. Изначально церковь была строгой кубической формы с одним куполом. Позже, в 1893 г., к ней пристроили трапезную, колокольню, четыре купола и два помещения для алтарей с юга и севера от главного алтаря. Северный алтарь освящён в честь Казанской иконы Божьей Матери. Колокольня – самое высокое здание, с которой открывался вид на весь посёлок.
2 января 1895 г. в приходе Преображенской церкви была открыта церковь-школа в честь святого Николая, построенная Новороссийским обществом. В этом же году на средства общества была построена церковь-школа с престолом в честь святой мученицы Царицы Александры на руднике "Ветка".
В 1898 г. каменная однопрестольная церковь в честь Вознесения Господня была построена на Вознесенском руднике на средства Петра Карпова.
На руднике Рутченковском в 1895 г. стараниями служащих и частных лиц были построены деревянный молитвенный дом с колокольней на столбах без постоянного престола, а в 1903 г. на средства прихожан и Рутченковского горнопромышленного общества обустроена деревянная однопрестольная церковь в честь Святителя Николая.
В 1910 г. на Смолянке появилась церковь в честь святых Петра и Павла.
Известно, что в нач. ХХ в. была построена церковь при Петровском руднике и молитвенный дом со школой в Семёновке.
Со строительством рудников появляются церкви и молитвенные дома на левом берегу Кальмиуса: на Чулковском руднике (церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы), на Берестово-Богодуховском руднике, на Лидиевском и Рыковском рудниках, в посёлке Мушкетово (молитвенный дом в честь святого Николая).
Кроме православных церквей, в Юзовке, где проживали люди разных национальностей и вероисповеданий, строились сооружения других конфессий. В 1892 г. Новосибирским обществом на территории завода был построен католический молитвенный дом в честь святого Иосифа, покровителя рабочих. Настоятелем Юзовской англиканской церкви был А. Ридл (Юзовка находилась в ведомстве епископа Гибралтарского). Мусульманское население Юзовки обслуживал в 1913 г. мулла Мустафи. А поскольку девятую часть населения Юзовки в нач. ХХ в. составляли евреи, для них были построены две синагоги.
К сожалению, сегодня немного сохранилось в Донецке от бывших православных святынь. На местах разрушенных храмов во многих районах города закладываются новые церкви.
Образование в Юзовке
Специфика промышленного производства в Донбассе требовала развития образования и культуры. Этой сферой занимались в основном земские управы, фабрично-заводская администрация, церковь и братства при ней. Наиболее влиятельным в Юзовке было православное братство при Свято-Преображенском соборе.
В уставе этого культурно-общественного объединения были записаны его задачи: укрепление в народе любви и преданности Православию, оказание помощи жителям местечка, искоренение пьянства, открытие "больниц для страждущих", столовых и библиотек, ясель и приютов, просвещение населения.
С начала развития Юзовки основной костяк рабочего класса (жителей города) составляли бывшие крестьяне, которые были малограмотны, а часто просто безграмотны. Выходцы из деревень объединялись в землячества, в которых люди жили и работали, отдыхали, часто дрались на кулаках между собой и с другими землячествами. Кулачные бои устраивались по выходным дням и были одной из активных форм отдыха юзовцев. Другими формами были обрядовые праздники землячеств. В Юзовке процветали кабаки и трактиры. Об этом писал в своем очерке "В шахте" А. И. Куприн.
Хочется отметить большую работу членов братства по пропаганде трезвого образа жизни: они призывали прихожан давать обет пред святою иконою (Предтечи и Крестителя Господня Иоанна) не пить никаких горячительных напитков и быть примером другим. Братство проводило агитационно-пропагандистские кампании против алкоголизма, организовывало крестные ходы по главной улице с показом "туманных" картинок на "волшебном фонаре" – фильмоскопе.
Что касается просвещения населения, то известно, что в Юзовке наряду со школами Новороссийского общества (школой для детей рабочих, начальным народным училищем, а впоследствии так называемой "большой школой" с девятью отделениями в близлежащих рудниках, функционировали низшие начальные училища: двухклассное училище Свято-Преображенского братства, где обучался 1001 человек, одноклассное церковно-приходское училище на 85 человек.
В 1888 г. была открыта одноклассная церковная школа. На её строительство горожанами было собрано 900 рублей. А 21 января 1896 г. открылась вторая церковная школа, так называемая братская. Здесь учились более бедные дети. Помещение братской школы на 9-й линии (нынешняя улица Челюскинцев) сохранилось до сих пор.
Сразу после открытия братской школы в ней работали два учителя и обучались около пятидесяти учеников. С 1 сентября 1901 г. школа преобразована в двухклассное училище.
Наплыв учащихся в 1907 г. заставил братство снова расширить здание училища пристройкой двух новых классов. Благодаря этому количество учащихся достигло трехсот человек. Однако желающих поступить в училище становилось все больше, и это привело совет братства к мысли построить новое здание училища. Основные средства для постройки были получены от училищного совета при Святейшем Синоде и от уездного земства. Торжественное освящение нового здания состоялось 17 ноября 1914 г. К этому времени в училище было уже свыше шестисот учащихся, четыре законоучителя и двенадцать учителей. Училище, как ранее и братская школа, отличалось высоким уровнем преподавания, хорошей постановкой православного воспитания, гуманным отношением к ученикам. Детей в училище принимали с восьми лет. Обучение было платным. Ежегодно несколько десятков учащихся обучались бесплатно, за счет братства, или частично освобождались от платы за учебу.
В двух классах училища обучение длилось пять лет. В первом – три, и во втором – два года. Первый класс состоял из трех отделений, каждое из которых насчитывало несколько групп, в среднем по 50–60 учащихся в каждой. На первый год обучения принимали детей как грамотных, так и не знающих грамоты, их зачисляли в разные группы.
В отделениях первого класса действовала классная система преподавания, когда один учитель вел занятия по всем предметам. Во втором классе была уже предметная система – по каждому предмету был отдельный учитель. В первом классе детей обучали Закону Божьему, арифметике, русскому и церковнославянскому языку. Во втором классе наряду с этими дисциплинами изучали также физику, геометрию, отечественную историю и географию. Под руководством учителя И. Л. Шишкина действовал хор училища. В отдельные годы он насчитывал до ста человек. Училище имело две библиотеки: для учителей и для учеников, ежегодно пополнявшиеся новой литературой.
На экзаменах обязательно присутствовали члены совета братства. В конце мая проводился "годичный акт" – торжество по поводу окончания учебного года, в котором участвовали члены совета братства, почетный попечитель училища, директор завода Новороссийского общества А. А. Свицын, преподаватели, учащиеся, их родители. Выпускники получали в качестве подарка от совета братства и педагогического совета училища книги церковного содержания, собрания сочинений русских писателей. Окончившим братское училище выдавали свидетельство.
Как уже отмечалось, контингент учащихся постоянно увеличивался. В 1915–1916 уч. г. в училище уже было шестнадцать классных групп, объединявших 1001 ученика. Из года в год увеличивался педагогический коллектив братского училища. Некоторые из них являлись выпускниками этого же училища.
С 1900 г. при братском училище действовала также и воскресная школа, в которой учились дети рабочих Новороссийского общества, мелких ремесленников и торговцев, воспитанники приюта Юзовского благотворительного общества в возрасте 9–14 лет, преимущественно женского пола. Неграмотных обучали арифметике, грамоте и Закону Божьему.
Православное братство при соборе играло большую роль в просвещении и образовании, имея в наличии несколько типов школ: начальные и средние, церковно-приходские и воскресные, а также читальни и библиотеки. Братства вместе с Церковью заботились о духовной жизни народа, учили и воспитывали детей, занимались благотворительностью, социальной помощью бедным, боролись с общественными пороками и людскими грехами (По Е. Кривенко).