Проектно-исследовательский метод
Для того, чтобы в образовательном процессе широко использовались проектно-исследовательские методы и формы работы с обучающимися необходима подготовительная работа с педагогическим коллективом, организация методических семинаров, методических объединений и др., но не менее важна и работа с обучающимися, создание научного общества. Как отмечает в своих исследованиях Н.И.Дереклеева в каждой школе свой путь организации исследовательской деятельности обучающихся. За последние годы в практике образовательных учреждений наметилось два пути: научное педагогическое исследование (эмпирическое, осмысление своего опыта) и прикладные исследования, которые «обслуживают» какую-либо актуальную проблему жизни образовательного учреждения (отношения, состояния, взаимодействия, углубленное изучение темы, вопроса, понятия ).
Целью любого исследования организованного педагогом на уроке или во внеучебной деятельности является:
- всестороннее познание объекта реальности,
- выявление особенности (специфики) этого объекта,
- объяснение установленных фактов,
-проверка гипотезы (предположения) о зависимостях между характеристиками,
- обнаружение условий для развития объекта,
- прогнозирование дальнейшего развития.
В условиях образовательных учреждений получили широкое распространение прикладные исследования четырех видов:
1. Диагностические исследования (Что происходит? Почему так? ) Исследуются противоречия, тенденции какого-либо явления. Уровни тревожности и агрессивности обучающихся и т.д.
2. Проектировочные исследования (Что это собой представляет? Как это лучше сделать?)
3. Поисково-рефлексивное исследование ( Что нужно и ценно для меня и других? Как нам понять друг друга?),
4. Эмоционально-установочное исследование направленное на изучение личностного смысла, смысла коллективной исследовательской деятельности и атмосферы творческого сотрудничества.
Важным условием использования исследовательских методов и форм работы с обучающимися является готовность педагога к этой деятельности, которая предполагает наличия таких качеств, как: способность сомневаться, менять свои установки, не отчаиваться и начинать с начала, строить предположения о возможном, видеть нюансы в исследуемой ситуации.
Рассматривая готовность педагога к проектно-исследовательской деятельности ученые выделяют субъективные и объективные условия.
К субъективным условиям они относят: наличие интереса к данному виду деятельности, любознательность; определенный уровень интеллектуального и рефлексивного развития; наличие реальных затруднений и отсутствие образцов деятельности, обнаружение противоречий в ситуации, приводящие к конфликту; некоторые личностные особенности, такие как смелость, готовность к риску, доверие своей интуиции.
К объективным условиям относится творческая атмосфера поиска в коллективе, принятие и поддержка педагога коллективом, который считает исследовательскую деятельность с обучающимися своим делом; заинтересованность администрации школы в организации исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе, создание условий для обсуждения планов и результатов исследований, признание значимости проведенной работы и возможность представлять полученный результат на выставках и конкурсах.
Наибольшие трудности встречающиеся в организации исследовательской деятельности с обучающимися это:
· четкое определение предмета и объекта исследования,
· формулирование гипотезы (предположения),
· определение условий исследования (выделить, измерить, обнаружить, экономически обосновать),
· сложность в планировании исследования,
· наибольшую трудность вызывает описание результатов исследования.
Результатом исследовательской деятельности обучающихся является развитие познавательно-коммуникативных способностей, так как формируется мотивация на исследовательскую деятельность, у школьников, студентов появляется интерес к поиску информации, понимание её, и желание сообщить другим, обучающиеся учатся говорить обдуманно, целенаправленно, дискутировать, работать с литературой. В процессе проетно-исследовательской работы, в рамках своей темы обучающиеся работают в библиотеках, посещают научно-исследовательские институты, выставки, изучают материалы интернет-сайтов. Результатом творческого развития является их участие в конкурсах знатоков науки, интеллектуалов, викторинах.