Разделы и темы, выносимые для самостоятельного освоения
(заочное отделение)
№ | Наименование разделов | Объем час |
Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России. | ||
Профессиональная деятельность социального педагога. | ||
Система профессиональной подготовки социальных педагогов. | ||
Категории социальной педагогики. | ||
Принципы социальной педагогики. | ||
Социально-педагогическая деятельность в конфессиях. | ||
Социально-педагогическое исследование | ||
Развитие социальных служб в современных условиях. | ||
Проституция как форма проявления девиантного поведения. | ||
Социально-педагогическая виктимология как составная часть социальной педагогики. | ||
ИТОГО |
Организуемая самостоятельная работа студентов.
Форма ОргСРС | Номер семестра | Время, затр. на выполнение ОргСРС,час | Форма контроля. |
Контрольная работа | Собеседование | ||
Курсовая работа | Защита курсовой работы |
Темы контрольных работ.
Тема 1.Благотворительность и милосердие как культурно-исторические
традиции социально-педагогической деятельности.
1. Сущность понятий «милосердие» и «благотворительность».
2. Этапы развития благотворительности в России.
3. Исторические предпосылки введения профессии «социальный
педагог» в России.
Тема 2.Профессиональная деятельность социального педагога. 1.Профессиональная деятельность педагога и социального педагога:
общие и отличительные признаки профессии.
2.Функции деятельности социального педагога.
3.Личностные качества социального педагога. Профессиональная
компетентность социального педагога, его квалификационная
характеристика.
Тема 3. Система профессиональной подготовки социальных педагогов.
1.Принципы и система непрерывной профессиональной подготовки социальных педагогов.
2.Подготовка социальных педагогов в средних профессиональных учебных заведениях. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
3.Моно- и многоступенчатая подготовка социального педагога в вузе. Особенности подготовки специалиста в бакалавриате, специалитете и магистратуре. Переподготовка и повышение квалификации социальных педагогов.
Тема 4.Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности
1.Социальная педагогика в системе наук о человеке.
2.Взаимосвязь социальной педагогики с педагогикой и социологией. Объект и предмет исследования социальной педагогики.
3.Социальная педагогика как область практической деятельности. Взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы.
Тема5. Процесс социализация личности.
1. Ребенок и закономерности его социализации.
2.Внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые факторы развития ребенка.
3.Влияние наследственности и среды на развитие ребенка.
Тема 6.Мега-макро факторы социализации личности.
1.Космос и его влияние на жизнь землян. Планета, мир как мегафакторы социализации. Планетарные и мировые процессы, их влияние на среду обитания и жизнь человека.
2. Этнокультурные условия социализации.
3.Общество как политико-социологическое явление. Государство как политико-юридическое явление.
Тема7. Мезофакторы социализации личности.
1.Средства массовой коммуникации: тенденции развития, изменения в потреблении продукции печатной и электронной прессы, перспективы развития; роль в жизни людей в зависимости от возраста.
2. Тип поселения (село, город, поселок): демографические, социально-профессиональные и социально-психологические особенности различия. 3.Взаимодействие мезофакторов и микрофакторов социализации
Тема 8. Микрофакторы социализации личности.
1.Семья и домашний очаг.Соседство и микросоциум.
2.Группы сверстников и субкультура. Характеристика группы сверстников: возрастные особенности; типология групп.
3.Субкультуры: возрастные, профессиональные, социально-культурные.
Тема 9. Институты воспитания.
1.Общественные, государственные и частные организации, их номенклатура и типологические особенности.
2. Религиозные организации: тенденции развития и изменения места и роли в жизни общества.
3. Семья как институт социализации личности.
Тема 10. Понятия «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике.
1.Сущность понятий «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике.
2.Физические отклонения в здоровье ребенка и их влияние на процесс его развития. .Психические отклонения от нормы и социализация ребенка. Социальные нормы и отклонения в развитии.
3. Роль психолого-медико-педагогических комиссий в диагностике отклонений от нормы.
Тема11. Принципы социальной педагогики.
1.Сущность понятий «принцип» и «правило» в науке. Назначение принципов в социальной педагогике. Принцип природосообразности, его назначение, правила реализации.
2.Принцип культуросообразности, его назначение, правила реализации. 3.Принцип гуманизма, его назначение, соотношение между милосердием и гуманизмом по отношению к детям с ограниченными возможностями. Правила реализации принципа гуманизма.
Тема12. Методика и технологии социально-педагогической деятельности.
1.Сущность понятия «методика социально-педагогической деятельности». Метод, прием и средство: общие и отличительные признаки.
2. Методы убеждения, упражнения и коррекции в социальной педагогике. 3.Использование социологических методов в работе социального педагога. Характеристика и структура социально-педагогических технологий. Виды социально-педагогических технологий.
Тема13. Социально-педагогическая деятельность с семьей.
1.Семья и ее основные функции. Проблемы социализации ребенка в семье. Социальный статус семьи и ее типология.
2.Особенности социально-педагогической деятельности с благополучной семьей, семьей группы риска, неблагополучной семьей, асоциальной семьей, семьей ребенка-инвалида.
3.Формы социально-педагогической помощи семье
Тема14. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей.
1.Сущность понятий «опека» и «попечительство». Категории детей, нуждающихся в опеке и попечительстве.
2.Исторические корни современной системы опеки и попечительства.
3.Социально-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка. Система государственного попечения детей-сирот: временная приемная семья, приют, дом ребенка, детский дом, школа-интернат; деятельность социального педагога в этих учреждениях
Тема15. Девиации как социально-педагогическая проблема.
1.Предпосылки девиации детей в подростковом возрасте. Причины социальной дезадаптации подростков.
2. Нормальное и отклоняющееся поведение подростков. Типичные проявления отклоняющегося поведения у подростков.
3.Девиантное, делинквентное и криминальное поведение подростков: общие и отличительные признаки.
Тема16. Алкоголизм как форма проявления девиантного noведения детей
1.Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема.
2. Причины и последствия детского алкоголизма. Детский алкоголизм: показатель неблагополучия семьи, средство время препровождения и самоутверждения ребенка, компенсация его психических отклонений от нормы, иллюзорная реальность для ребенка, реклама.
3. Уровни развития алкогольной зависимости у детей.
Тема17. Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей
1.Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема.
Особенности подростковой наркомании.
2.Классификация и типы наркотиков, употребляемых подростками.
3.Стадии развития подростковой наркомании. Причины и последствия подростковой наркомании.
Тема18. Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей.
1.Преступность несовершеннолетних как социально-neдагогическая проблема. 2.Причины и последствия преступности несовершеннолетних.
3.Социальные и психолого-педагоги ческие особенности несовершеннолетнего осужденного.
.
Тема19. Система специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей.
1.Специальные общеобразовательные школы, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы.
2.Специальные профессиональные училища.
3.Воспитательные колонии: цели, задачи и особенности их работы.
Тема 20. Социально-педагогическая деятельность в конфессиях.
1. Религиозные организации: тенденции развития и изменения места и роли в жизни общества.
2. Социализирующие функции и механизмы. Функции религии в обществе.
3. Христианские конфессии как субъект социально-педагогической
деятельности.