Разделы и темы, выносимые для самостоятельного освоения

(заочное отделение)

Наименование разделов Объем час
Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России.
Профессиональная деятельность социального педагога.
Система профессиональной подготовки социальных педа­гогов.
Категории социальной педагогики.
Принципы социальной педагогики.
Социально-педагогическая деятельность в конфессиях.
Социально-педагогическое исследование
Развитие социальных служб в современных условиях.
Проституция как форма проявления девиантного поведения.
Социально-педагогическая виктимология как составная часть социальной педагогики.
  ИТОГО

Организуемая самостоятельная работа студентов.

Форма ОргСРС Номер семестра Время, затр. на выполнение ОргСРС,час Форма контроля.
Контрольная работа Собеседование
Курсовая работа Защита курсовой работы

Темы контрольных работ.

Тема 1.Благотворительность и милосердие как культурно-истори­ческие

традиции социально-педагогической деятельности.

1. Сущность понятий «милосердие» и «благотворительность».

2. Этапы развития благотворительности в России.

3. Исторические предпосылки введения профессии «социальный

педагог» в России.

Тема 2.Профессиональная деятельность социального педагога. 1.Профессиональная деятельность педагога и социального пе­дагога:

общие и отличительные признаки профессии.

2.Функции деятельности социального педагога.

3.Личностные качества социального педагога. Профессиональная

компетентность соци­ального педагога, его квалификационная

характеристика.

Тема 3. Система профессиональной подготовки социальных педа­гогов.

1.Принципы и система непрерывной профессиональной подготовки социальных педагогов.

2.Подготовка социальных педагогов в средних профессиональных учебных заведениях. Государственный образовательный стандарт высшего профессиональ­ного образования.

3.Моно- и многоступенчатая подготовка социального педагога в вузе. Особенности подготовки специалиста в бакалавриате, специалитете и магистратуре. Переподготовка и повышение квалификации социальных педагогов.

Тема 4.Социальная педагогика как наука и как сфера практичес­кой деятельности

1.Социальная педагогика в системе наук о человеке.

2.Взаимосвязь социальной педагогики с педагогикой и социологией. Объект и предмет исследования социальной педагогики.

3.Социальная педагогика как область практической деятельности. Взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы.

Тема5. Процесс социализация личности.

1. Ребенок и закономерности его социализации.

2.Внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые факторы развития ребенка.

3.Влияние наследственности и среды на развитие ребенка.

Тема 6.Мега-макро факторы социализации личности.

1.Космос и его влияние на жизнь землян. Планета, мир как мегафакторы социализации. Планетарные и мировые процессы, их влияние на среду обитания и жизнь человека.

2. Этнокультурные условия социализации.

3.Общество как политико-социологическое явление. Государство как политико-юридическое явление.

Тема7. Мезофакторы социализации личности.

1.Средства массовой коммуникации: тенденции развития, изменения в потреблении продукции печатной и электронной прессы, перспективы развития; роль в жизни людей в зависимости от возраста.

2. Тип поселения (село, город, поселок): демографические, социально-профессиональные и социально-психологические особенности различия. 3.Взаимодействие мезофакторов и микрофакторов социализации

Тема 8. Микрофакторы социализации личности.

1.Семья и домашний очаг.Соседство и микросоциум.

2.Группы сверстников и субкультура. Характеристика группы сверстников: возрастные особенности; типология групп.

3.Субкультуры: возрастные, профессиональные, социально-культурные.

Тема 9. Институты воспитания.

1.Общественные, государственные и частные организации, их номенклатура и типологические особенности.

2. Религиозные организации: тенденции развития и изменения места и роли в жизни общества.

3. Семья как институт социализации личности.

Тема 10. Понятия «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике.

1.Сущность понятий «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике.

2.Физические отклонения в здоровье ребенка и их влияние на процесс его развития. .Психические отклонения от нормы и социализация ребенка. Социальные нормы и отклонения в развитии.

3. Роль психолого-медико-педагогических комиссий в диагностике отклонений от нормы.

Тема11. Принципы социальной педагогики.
1.Сущность понятий «принцип» и «правило» в науке. Назначение принципов в социальной педагогике. Принцип природосообразности, его назначение, правила реализации.

2.Принцип культуросообразности, его назначение, правила реализации. 3.Принцип гуманизма, его назначение, соотношение между милосердием и гуманизмом по отношению к детям с ограниченны­ми возможностями. Правила реализации принципа гуманизма.

Тема12. Методика и технологии социально-педагогической деятельности.

1.Сущность понятия «методика социально-педагогической де­ятельности». Метод, прием и средство: общие и отличительные признаки.

2. Методы убеждения, упражнения и коррекции в со­циальной педагогике. 3.Использование социологических методов в работе социального педагога. Характеристика и структура социально-педагогических технологий. Виды социально-педагогических технологий.

Тема13. Социально-педагогическая деятельность с семьей.
1.Семья и ее основные функции. Проблемы социализации ре­бенка в семье. Социальный статус семьи и ее типология.

2.Особенности социально-педагогической деятельности с благополучной семьей, семьей группы риска, неблагополучной семьей, асоци­альной семьей, семьей ребенка-инвалида.

3.Формы социально-педагогической помощи семье

Тема14. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей.

1.Сущность понятий «опека» и «попечительство». Категории детей, нуждающихся в опеке и попечительстве.

2.Исторические корни современной системы опеки и попечительства.

3.Социаль­но-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка. Система государственного попечения детей-сирот: временная приемная семья, приют, дом ребенка, детский дом, школа-интернат; деятельность социального педагога в этих учреждени­ях

Тема15. Девиации как социально-педагогическая проблема.

1.Предпосылки девиации детей в подростковом возрасте. Причины социальной дезадаптации подростков.

2. Нормальное и отклоняющееся поведение подростков. Типичные проявления отклоняющегося поведения у подростков.

3.Девиантное, делинквентное и криминальное поведение подростков: общие и отличительные признаки.

Тема16. Алкоголизм как форма проявления девиантного noведения детей

1.Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема.

2. Причины и последствия детского алкоголизма. Детский алкоголизм: показатель неблагополучия семьи, средство время препровождения и самоутверждения ребенка, компенсация его психических отклонений от нормы, иллюзорная реальность для ребенка, реклама.

3. Уровни развития алкогольной зависимости у детей.

Тема17. Наркомания как форма проявления девиантного поведе­ния детей

1.Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема.

Особенности подростковой наркомании.

2.Классифи­кация и типы наркотиков, употребляемых подростками.

3.Стадии разви­тия подростковой наркомании. При­чины и последствия подростковой наркомании.

Тема18. Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей.

1.Преступность несовершеннолетних как социально-neдагогическая проблема. 2.Причины и последствия преступности несовершеннолетних.

3.Социальные и психолого-педагоги ческие особенности несовершеннолетнего осужденного.

.

Тема19. Система специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей.

1.Специальные общеобразовательные школы, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы.

2.Специальные профессиональные училища.

3.Воспитательные колонии: цели, задачи и особенности их работы.

Тема 20. Социально-педагогическая деятельность в конфессиях.

1. Религиозные организации: тенденции развития и изменения места и роли в жизни общества.

2. Социализирующие функции и механизмы. Функции религии в обществе.

3. Христианские конфессии как субъект социально-педагогической

деятельности.

Наши рекомендации