Прелюдии для фортепиано» П.Подковырова
Пётр Петрович Подковыров
(16.10.1910 – 25.10.1977)
Композитор, педагог, Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР. Родился 16 октября 1910 г. в российском городе Челябинске в музыкальной семье. Вот что записал композитор о своём первом музыкальном воспоминании: «Мне четыре года. Масленица. На заснеженной веранде папа в шубе и без шапки играет на баяне». В детстве Пётр учился играть на гитаре, балалайке, скрипке, баяне. В семь лет сочинил своё первое произведение – вальс. В 13 лет у мальчика обнаружились большие проблемы со зрением. Была сделана операция, но она помогла мало, и впоследствии Пётр всё время носил очки. Тем не менее, это не помешало ему заниматься музыкой. В школе Пётр активно участвовал в работе художественной самодеятельности. Музыкальные способности были замечены специалистами и после окончания школы в 1928 г. по направлению районного комитета комсомола Пётр поступает в Свердловский музыкальный техникум. Здесь он обучается в классе композиции у Василия Золотарёва (1873-1964). В 1933 г. В.Золотарёва приглашают на работу в Минск в качестве преподавателя в Белорусскую государственную консерваторию, и он предлагает Петру, а также еще нескольким своим ученикам поехать с ним, продолжить учёбу. И вот П.Подковыров отправляется на учёбу в Минск, где становится студентом Белорусской государственной консерватории.
Талант молодого музыканта был сразу замечен профессионалами. Уже в 1934 г., будучи студентом, он становится членом Союза композиторов БССР. Обучаясь в консерватории П.Подковыров работает на разных государственных должностях – инспектором в Комитете по контролю за репертуаром, инспектором музыкального отдела Управления по делам искусств. Однако тяга к творчеству пересиливает и с 1938 г. П. Подковыров уходит со всех должностей и целиком отдаёт себя сочинению музыки.
В течение 4 лет он работает над созданием оперы «Павел Корчагин» по роману Н.Островского «Как закалялась сталь», которую завершает в 1941 г. Однако, её постановке помешала война. В ходе войны рукопись была утеряна. Впоследствии композитор восстановил ее и переработал. В 1967 г. опера была поставлена в Минске.
В начале войны П.Подковыров эвакуировался в Крым. Жил в Майкопе, преподавал в местной музыкальной школе. Вернулся в Минск в 1944 г., и с 1948 г. работал преподавателем в Белорусской государственной консерватории, а с 1969 г. доцентом, обучая будущих композиторов. По отзывам его учеников, это был очень добрый и мягкий человек, чутко относящийся к личности каждого студента, его творческому потенциалу.
В 1957 году П. Подковырову присвоено звание Заслуженного деятеля искусств БССР. Он награжден орденом «Знак Почета» (1955) и тремя медалями. За свою творческую жизнь П. Подковыров создал большое количество музыкальных произведений в различных жанрах. Среди них: опера, 3 кантаты, 4 симфонии, 3 концерта для скрипки, концерт для виолончели, музыка к драматическим спектаклям, произведения для фортепиано, гобоя, флейты, кларнета, хора, голоса с фортепиано, около 50 обработок белорусских народных песен и танцев.
прелюдии для фортепиано» П.Подковырова
«24 прелюдии для фортепиано» П.Подковырова (1943) задуманы как циклическая программная композиция, состоящая из четырех тетрадей. В соответствии с замыслом, эти прелюдии включают образы разного эмоционально-художественного плана. Для более точной передачи образа композитор использует иной раз жанрово-бытовую музыку – марш, ноктюрн, романс, вальс, тарантеллу.
Выразительную роль в прелюдиях играют гармония, ритм, приемы импровизационного и речитативного письма. Подробнее остановимся на прелюдиях ля минор и Фа-диез мажор.
Прелюдия ля-минор (№6) – пьеса лирического плана, воплощающая светлую поэтическую грезу, воспоминание. Основная роль в ней принадлежит верхнему голосу. Характер некоторой взволнованности, скрытой тревоги передает нижний голос, включающий хроматические интонации.
При повторном проведении основная тема обогащается подголосками, выразительными попевками инструментального склада.
Прелюдия Фа-диез мажор (№20), как и многие другие прелюдии данного цикла, отличается сжатостью, компактностью формы. Ее эмоциональная музыка окрашена в светло-лучезарные мажорные тона. Основная тема прелюдии дается в аккордовом изложении и звучит широко, жизнеутверждающе. Особенно мощно и торжественно она представлена в кульминации.
Прелюдии для фортепиано П.Поковырова обладают благородством и простотой выразительных средств; они удобны в пианистическом отношении, что привлекает внимание исполнителей.