Формулы творчества, или Как научиться изобретать
Книга издана в России, Южной Корее, Германии, Китае, Сербии.
Эта книга для тех, кто хочет стать изобретателем, кто увлечён миром технического творчества и желает глубже познать его. Цель книги – помочь юному читателю развить свои изобретательские способности. Целевая аудитория – учащиеся старших классов.
В книге представлены задачи, решённые членами кружка юных изобретателей, которым руководил автор. Ребята-кружковцы почувствовали себя способными улучшить мир – разве это не замечательно? Многие из них уже в кружке сделали «взрослые», официально зарегистрированные изобретения.
Приложение 2
«Да-нетка», или Универсальная игра для всех
Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых. Она ставит игроков в активную познавательную позицию, учит осмысленно задавать вопросы.
«Да-нетка» учит:
• связывать разрозненные факты в единую картину;
• систематизировать уже имеющуюся информацию;
• слушать и слышать соучеников.
Учитель может использовать «Да-нетку» для создания интригующей ситуации[49], для организации обучения с развлечением на уроке, да и не только…
Формула игры
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «Да», «Нет», «И да и нет».
Бывает, вопрос задаётся некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.
Проиллюстрируем игру фрагментом занятия в кружке ТРИЗ с детьми среднего школьного возраста. Ребята должны отгадать загаданный учителем предмет быта (лампочку).
– Этот предмет используется людьми давно?
– И да и нет.
Комментарий
Вопрос слабый. Понятие «давно» – очень относительно. Критериев давности не задано, так что под это понятие попадает и «вчера», и «сто лет назад». Таким образом, ученикам ничего не удалось прояснить.
– Это предмет сельского быта?
– И да и нет.
Комментарий
Вопрос для начальной стадии игры слабый. Большинство предметов быта трудно чётко разделить на «сельские» или «городские».
– Это приспособление для приготовления пищи?
– Нет.
– Это инструмент для обработки чего-то?
– Нет.
– Прямое назначение предмета – отдых?
– Нет.
Комментарий
Эти вопросы довольно сильные. Дети пытаются построить классификацию предметов быта по их функции. Каждый вопрос отсекает довольно большую группу предметов и сужает поле поиска. Будь дети немного опытнее, они могли бы выйти на контрольный ответ, задав ещё несколько вопросов из этой серии.
– Может ли человек обойтись без него?
– И да и нет.
Комментарий
Вопрос слабый. Что значит – «обойтись»? В какой-то момент времени или всегда? Вопрос не приблизил к ответу.
– Им пользуются взрослые и дети?
– Да.
Комментарий
Вопрос не сильный. Понятие «пользуются» определено не достаточно строго. Фактически дети хотели выяснить, не игрушка ли искомый предмет.
– Предмет относится к мебели?
– Нет.
– Предмет относится к посуде?
– Нет.
– Это электрический прибор?
– Да.
Комментарий
Вопросы сильные, с них надо было начинать. Определяется класс предмета, с каждым вопросом значительно сужается поле поиска.
– Это плеер?
– Нет.
Комментарий
Вопрос слабый, один из учеников не выдержал и перешёл к «гаданию» методом сплошного перебора…
– Этот прибор используют для передачи звука?
– Нет.
Комментарий
Вопрос хороший. Отсекает большую группу приборов. Задан вовремя.
– Это осветительный прибор?
– Да.
– Это лампа?
– Да!
Комментарий
Контрольный ответ найден.
После игры – обязательное краткое обсуждение: какие вопросы были сильными? Какие (и почему) – слабыми? Ведь мы стараемся научить ребят вырабатывать стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочному перебору вопросов.
Вот ещё одна запись игры. На этот раз действие происходит на уроке в третьем классе.
Учитель:
– Я задумала персонажа детской сказки. Он не боялся опасности, и за это поплатился. Отгадайте – кто он?
Комментарий
Важная деталь: дети уже знают из предыдущего опыта, что просто перебирать знакомые персонажи неэффективно и учитель такой перебор не поощряет.
– Это животное или человек?
Комментарий
Учитель жестом отказывается от ответа. Вопрос задан некорректно: ведь на содержащий «или» вопрос невозможно ответить условленным образом.
– Это животное?
– Нет.
– Это человек?
– Нет.
Комментарий
Эти вопросы хороши, так как отсекают большое количество возможных персонажей.
– Это существо бывает по-настоящему?
– Нет.
Комментарий
Вопрос сильный. Если бы его задали раньше, то два предыдущих вопроса не понадобились бы. Постараемся, чтобы дети это поняли.
– Этот персонаж часто встречается в других сказках?
– Нет.
Комментарий
Вопрос хороший. Сразу отметаются вопросы типа «гном» или «дракон». Но, если бы игра велась с детьми старшего возраста, учитель мог бы отказаться от ответа – ведь понятие «часто» не определено.
– В какой он был одежде?
Комментарий
Жест отказа. На подобный вопрос невозможно ответить условленным образом.
– Это фея?
– Нет.
Комментарий
Вопрос слабый. Пропущен явно более общий вопрос: применяет ли персонаж волшебство?
– Это существо разговаривает?
– Да.
– Оно большое?
Комментарий
Жест отказа. Учитель приучает детей к тому, что такие вопросы неправильны. Большим или маленьким объект может быть только по отношению к другому объекту. Например, Колобок маленький по сравнению с лисой, но большой по сравнению с муравьём.
– Ходит ногами?
– Нет.
– Ползает?
– Нет.
– Ходит на четырёх лапах?
– Нет.
– Вообще умеет передвигаться?
– Да.
Комментарий
Вопросы сильные. Ребята вышли на свойство, которое и приведёт их к отгадке.
– Катится?
– Да.
Комментарий
Похоже, ученик уже отгадал персонаж, но теперь – и это мы обязательно отметим! – задаёт проверочный вопрос.
– Это Колобок?
– Да!
Подобные «Да-нетки» на отгадывание литературного персонажа, исторического деятеля, учёного уместны на разных уроках.
ПРИМЕРЫ заданий «Да-неток» в разных предметных сферах: