Предлагаемые обстоятельства времени и места
Сложность приведенных выше простейших заданий Станиславского — стоять, ходить, сидеть — в их кажущейся несложности!
Право, каждое задание представляется таким простым, что невольно подумаешь — стоит ли выполнять его, время тратить?
— Встать, чтобы обратить на себя внимание.
Ну и что? Какие тут сложности? Зачем это тренировать? Пожалуйста, встал. Обращаю на себя внимание...
Беспощадный контролер чувства правды сразу же отметит фальшь в этом лихом бездумном вставании. Нет, оказывается, не так все просто, если воспитывается художническая нетерпимость к случайному, приблизительному, к «кое-как».
Это простое действие «встать, чтобы обратить на себя внимание» в реальной нашей жизни действительно не представляет труда и выполняется почти механически, потому что оно:
· логически вытекает из предыдущего жизненного действия, · возникает как естественная необходимость данного момента жизни, · наполнено конкретным содержанием, · устремлено к выполняемой цели.
Нам нужно встать, нужно обратить на себя внимание. Вот мы и встаем. И находим способы привлечь взгляд нужного нам человека.
Это в реальной жизни. А в сценической? Что делать, чтобы появилось это — нужно встать? Действовать по логике жизни, то есть знать и чувствовать –
· где ты сидишь?
· чье внимание тебе нужно привлечь?
· для чего?
Наивно было бы надеяться, что достаточно ответить себе на эти три вопроса — и процесс органики обеспечен. Нет, требовательное чувство правды актера заставит много раз пробовать — вставать снова и снова, пока придирчивый внутренний контролер не отметит: «Верю!»
Тренируясь, необходимо все шире окружать действие вымыслами воображения. Любое изменение предлагаемых обстоятельств изменит (неуловимо и отчетливо) характер действия.
Станиславский дает длинные перечни предлагаемых обстоятельств времени и места:
· Если б дело происходило днем (солнце, пасмурно), ночью (темно, луна), рассвет, утро (то же), вечер, закат (то же).
· Если б дело происходило зимой (мороз трескучий, умеренный), весной (холод, тепло), летом (ясно, дождь), осенью (ясно, дождь).
· Если б дело происходило в наше время, в 20-60-х годах прошлого столетия, в XVIII веке, в средние века, в античные времена, в доисторические.
И здесь Станиславский добавляет в скобках: То, что непонятно, малоизвестно, пропускать. Все от своего лица, как самому представляется.
· Если б дело происходило на море, на озере, реке (северных, полярных, южных, тропических). На корабле, на палубе, в трюме, в капитанской рубке...
Дальше перечисляются многие возможные места действия — в воздухе (на аэроплане), на земле (в доме, в лесу, в поле и т. д.).
— Действуйте, подключая предлагаемые обстоятельства времени и места. Например — ходить по своей комнате, чтоб скоротать время, если б дело происходило осенним дождливым вечером.
В процессе действования эти обстоятельства уточняются и конкретизируются:
— Ждете товарища? Кого? Когда он должен прийти? Который теперь час? Обещал принести интересную книгу и не сказал какую, заинтриговал? Придумывайте, какая это книга?.. Давно за окошком дождь? Какой? Не задержится ли из-за дождя ваш товарищ?..
Оттренировав действие, усложняйте обстоятельства:
— Ходите, чтоб скоротать время:
· в лесу под Рощино зимним морозным вечером, · на палубе парохода «Ярославль» летним жарким днем, · белой ночью в пушкинском Петербурге, · весенним утром у шатра князя Игоря на берегу Донца.
— Доведите каждое действие до ощущения «Верю».
Не прекращая ходьбы, переключайте себя из одних обстоятельств в другие.
ВСТАТЬ И СЕСТЬ
Не стоит спешить, превращая каждое упражнение в этюд с замысловатым сюжетом. Физическое чувство правды вернее развивается и легче контролируется на простых заданиях при минимуме действий, составляющих жизненный эпизод.
В дальнейшей работе над упражнениями каждое из них, может быть, вырастет в игровой этюд, а пока ограничимся самым несложным действием:
— Встаньте с места и снова сядьте так, как если бы дело происходило весной, на рассвете, на берегу реки.
— Что вы делаете здесь? Смотрите, не идет ли паром с той стороны реки?
Самое опасное — приблизительность, действие «вообще», обозначение, показ вместо подлинного (то есть обоснованного и целесообразного) действия. Надо следить за строжайшим соблюдением логики и последовательности всех составных частей действия.
— Хорошо виден тот берег? Нет, на воде лежит туман, солнце еще не взошло. И небо в тучах? Виден ли паром? Нет? А что бы вы делали, если б ждали, когда он двинется с того берега? Вглядывались бы особенно пристально. Еще? Ловили бы внимательным ухом звуки с той стороны. Еще? Следили бы за тросом, прикрепленным к вашему берегу.
Вот трос как будто дрогнул. Тогда, чтобы лучше разглядеть, что происходит в тумане, вы привстаете, ловите за туманом предполагаемые очертания парома... Нет, ничего не видно...
— Почему вы оказались здесь в такую рань? Что это за река? Куда вы направляетесь?..
ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДМЕТУ
Задание:
«Менять отношение к предмету по заданию ведущего урок, например: моя книга, книга Ермоловой и т. д.»
На столе лежит настоящая книга — томик Пушкина в старом издании.
— Возьмите книгу, как если бы она была ваша. Для чего вы ее взяли? Вспомнить стихотворение? Какое, зачем? Возьмите книгу еще раз, нужно, чтоб мы все поверили, что она вам нужна.
— Верим?
— А если бы эта книга была из библиотеки великой Ермоловой? На одной из страниц есть ее собственноручные пометки, найдите их.
— Что меняется в вашем действии? Вы так же берете книгу, раскрываете ее, перелистываете? Что это значит — изменилось ваше отношение к книге? Как изменилось, в чем?
— Конечно, нельзя фиксировать только внешние примеры изменения вашего отношения к книге. Важно самое начало действия, ваши первые мысли, заставившие вас взять книгу, — эти мысли, эта вера и заставляют вас действовать так, а не иначе. Проверьте еще раз отношение к книге в действии!
ОТНОШЕНИЕ К МЕСТУ
Задание:
«Менять отношение к комнате: моя комната, музей, фабрика с гремящими машинами, клуб, лес и т. д.»
— А если бы наша аудитория была музеем живописи? Какие картины вы видите на стенах? Ходите, рассматривайте их.
— А если бы мы были в лесу?
Упражнение ценно еще и возможностью тренировать переключение из одного места действия в другое. Его полезно делать после того, как за время занятий у учеников создалось верное ощущение жизни в разных условиях: были упражнения в лесу, в музее, на перроне вокзала и т. д. Каждое из них было доведено до полной правды и веры, до ощущения «я есмь». Теперь попробуем переключить себя из одних воспоминаний в другие и в каждом месте сразу же действовать соответственно обстоятельствам.
Если ученики не готовы к такому заданию, не надо торопиться. Опасно всякое «приблизительное» выполнение упражнения.
ВОЙТИ В ДВЕРЬ
Развивая «физическое чувство правды», можно ставить перед собой любые простейшие задачи, оживляя их вымыслом воображения: «... считать шагами длину и ширину комнаты, искать какую-нибудь вещь, приводить комнату в порядок, рассматривать обои, потолок, предметы, приводить свой костюм и себя самого в порядок, осматривать руки, подходить друг к другу и здороваться и проч.».
Вот задания Станиславского на «действие ради чего-нибудь»:
Войти в дверь, чтобы повидать близких и друзей, чтоб познакомиться и представиться незнакомым, чтоб уединиться, чтоб скрыться от неприятной встречи, чтоб удивить и обрадовать неожиданным приездом, чтоб испугать, чтоб незаметно посмотреть, что делается в комнате, чтоб встретить любимую женщину или друга, чтоб впустить неприятного или опасного человека (врага, злодея, неизвестного, который стучится), чтоб понять, есть ли кто-нибудь за дверью или нет».
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Нетрудно один раз импровизационно совершить элементарное жизненное действие более или менее правдоподобно.
Труднее — совершить его до конца правдиво, с полной верой в происходящее, а потом так же правдиво повторить.
Сценическое действие — это жизненное действие в сценической обстановке. Целесообразно заниматься тренингом действия в условиях, максимально приближенных к сценическим; так вернее создаются нужные навыки. Хорошо, если творческая площадка в аудитории оборудована кулисами, задником. Хорошо, если ее планшет несколько приподнят. Очень желательно сценическое освещение: хотя бы два выносных прожектора, направленных на площадку. Это поможет создать ощущение сцены и зрительного зала. Работать в такой атмосфере сложнее, чем в простой необорудованной комнате, но зато навыки создаются более прочными и успешнее переносятся потом на сцену.
Итак, элементарные жизненные действия в сценической обстановке: поздороваться, стоять, ходить, вставать, затворять дверь... Для чего?
«...чтоб показать свое превосходство, чтоб дать понять свою обиду, чтоб снискать к себе благоволение, чтоб подлизаться, чтоб, по возможности, не обратить на себя внимания, чтоб, напротив, показаться всем, обратить на себя внимание, чтоб показать свою близость, интимность, запанибратство, чтоб рассмешить, развеселить, оживить общество своим появлением, чтоб выразить свое молчаливое соболезнование, чтоб поскорее перейти к делу...». И так далее. Все эти и подобные им примеры из незаконченного «Задачника» Станиславского необходимо решить каждому ученику. Под контролем собственного чувства правды, перед придирчивыми глазами товарищей. Пусть все, один за другим, выполняют одно и то же задание. Посмотрим, кто сделает вернее.
— Кому поверили, а кому нет? Догадываетесь ли, почему поверили? А что помешало вере?
— Вы сами себе не верили, и не понимаете почему? Вспомните, как вы начали упражнение. О чем думали перед тем, как настала ваша очередь идти к двери? «До меня еще двое. Вот пошла наша Брижжит Бардо. Ишь, как грациозно идет! Обернулась, сверкнула глазами. Ох, молодец, здорово сыграла!..» Примерно так? И когда пришел ваш черед, оказалось, что вы не готовы к действию. Значит, необходимо заранее готовиться! А уж товарищей судите после того, как сядете на место.
Подготовиться к действию можно только в действии. Какая у вас цель? Затворить дверь, потому что дует? Посмотрите, сколько раз ее закрывали, а староста после каждого закрывания зачем-то снова ее распахивает. Не чувствует, как оттуда несет холодом! А вы так легко одеты. К тому же вчера у вас побаливало горло!.. Вот чем надо занять мысли. А тело? Разве оно неподвижно? Не хочется двинуться, чтобы затворить дверь? Вот пошел ваш сосед. Если староста и после него распахнет дверь, тогда придется вам идти!..
— Готовиться к действию — действуя! Запомните это правило и проверьте его — в действии. Нужно выходить на площадку, не только зная, а уже выполняя цель вашего действия, во всеоружии предлагаемых обстоятельств.
— Попробуйте переключаться во время выполнения действия от одной цели к другой. Пошли, чтобы ликвидировать сквозняк, а стали затворять дверь, чтобы остаться наедине с девушкой, которая вас заинтересовала. Конечно, это можно делать только после того, как правдиво выполнил оба действия в отдельности. Переключаясь, уловите, что происходит с вашим телом и мыслями, в чем состоит этот момент переключения.
— Вы ощущаете, что меняется вся установка организма на действие? Она бессознательна, эта установка. Как она появилась? Вы наработали ее — предыдущей самостоятельной подготовкой к началу действия. Это и есть путь от сознательного к бессознательному.
Разбирая с учениками причины верных решений, надо еще раз подчеркнуть, что логика и последовательность всей цепочки отдельных действий в действенном анализе маленького события помогают вере в реальность этого события. Действенный анализ — это разведка жизни телом.
ПОВТОРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Материал для упражнений на повторное воспроизведение жизненных действий берется из жизни. Станиславский рекомендует повторять то, «...что сейчас в самой жизни случайно сделал: поднял ли, посмотрел ли в окно и т. п.».
Или
«Пришел, поздоровался, сел и начал говорить с тем же, с кем и раньше, когда сегодня пришел в класс».
— Пытаясь повторить жизненное действие, сделать его снова, «как в первый раз», не старайтесь только одним заниматься — припоминать, как это у вас получилось, и тут же действовать по этим воспоминаниям. Припомнить все, конечно, нужно, но до начала действия. Главное же, надо помнить основные, определяющие моменты внутренней жизни. Например, вы повторяете такое действие: проходил по комнате, увидел на полу чью-то шпильку, поднял. Первый определяющий момент — до того, как увидеть шпильку, вы не думали о ней, мысли были заняты совсем другим. Вот это и нужно повторить — не копировать свои движения, не пытаться снова думать так же и о том же, о чем думали тогда, — а занять свои мысли какими-нибудь сходными по настроению думами и сохранить не самый маршрут, а цель движения по комнате. Зачем вы тогда шли? К окну, посмотреть, не идет ли дождь! Вот и проверьте это снова.
Второй определяющий момент — когда вы увидели шпильку, то, еще не успев ее поднять, вы стали перебирать на своем экране внутреннего зрения, кому она может принадлежать. Вы видели их в своем воображении, нескольких студенток, ваших сокурсниц (впрочем, дольше всего «смотрели» на одну всем известную растеряху), и даже уборщицу вспомнили. Значит, это и нужно повторить. Представьте себе, что прежнюю шпильку вы не пять минут назад, а вчера подняли. Сегодня новая валяется! Вчерашнюю вы отдали всем известной растеряхе, а сегодняшняя шпилька совсем другой формы. Значит, не растеряхина. Чья же? Подумайте, переберите в воображении возможные варианты.
— Преображая любое вторичное действие в первичное, не копируйте прежнее, а творите заново, с новыми магическими «если бы».
Это — главное условие рождения сценической правды.
СУФЛЕР-ПРАВДА
Еще упражнение на повторное действие:
— Найдите вот эту безделушку, которую я потихоньку от вас спрячу.
Ищут заранее спрятанную брошку. Где она — не знают на самом деле. Нашли.
— Повторите то же самое после того, как найдена вещь. Пусть найдут ту же вещь на том же месте. То же лицо. Копировать только что сыгранное — ложь. Даже нет правдоподобия.
— Даже если вы точно вспомните все свои движения, слова и поступки и скопируете, воспроизведете их в той же последовательности, что и в первый раз, то в лучшем случае выйдет правдоподобие, но не правда. Как же дойти до правды?
— Оправдайте свои поиски новыми магическими «если бы». Как бы вы искали брошку (а она в том же месте спрятана!), если бы:
· брошка была музейной вещью, которую кто-то из вас (кто?) взял с витрины и спрятал по непростительному легкомыслию, на пари;
· вы все узнали об этом и только собрались было отругать виновника и заставить его вернуть вещицу в музей, как в этот момент пришел музейный работник (вот он!) и заявил, что ему известно, что брошка кем-то из вас спрятана в этой комнате;
· вы великолепно знали, куда ваш легкомысленный товарищ ее спрятал, но решили наказать его своим собственным судом, а сейчас не выдавать.
— Как вы будете действовать в этих предлагаемых обстоятельствах? Пробуйте!.. Конечно, вы начнете разыскивать брошку и постараетесь делать это так естественно, чтобы музейный работник не почувствовал обмана.
— Теперь повторите еще раз поиски брошки в том же вымысле (музейный работник следит за вами, вот он!), но в схеме первоначальных физических действий.
— Нашли? Музейный работник, вы им поверили? А в чем разница — между первыми поисками (подлинными) и последними (в смысле?).
КАЖДЫЙ РАЗ ВПЕРВЫЕ!
— Повторите любое из упражнений, которое вы уже делали, а потом еще повторяли мысленно:
· как вы переставляли стул, чтобы освободить место, · как вы уходили в дверь, чтобы скрыться от неприятной встречи, · как вы ходили, чтобы научиться маршировать, · как вы затворяли дверь, чтобы защититься от грабителей.
Вот еще одна конспективная запись Станиславского:
«1) Перенесите кресло сюда.
2) Повторите... Нет! — копируете как в первый раз.
3) Повторите... Копируете свое самочувствие.
4) Повторите действие. Вникайте больше в самое действие — дошли до правды».
ОТЫСКИВАТЬ ПРАВДУ!
Строчка в «Задачнике» Станиславского:
«Отыскивать правду и сравнивать ее с ложью».
Тренируясь в повторных действиях, вы отыскиваете правду, сравнивая ее с ложью. Работая с воображаемыми предметами, вы делаете то же самое.
Исследуя элементарное действие, вы тоже занимаетесь формированием специального контролера чувства правды.
А вот когда вы просто идете по улице, или едете в троллейбусе, или вы в магазине, в фойе кинотеатра, в парикмахерской — есть ли там материал для подобного тренинга? Присмотритесь внимательно к жизни вокруг вас. Речь не о том, что вы заметите фальшивые, наигранные взгляды и интонации в какой-нибудь болтовне двух кумушек!
Подловите не явную фальшь, а скрытые, почти незаметные штампики в поведении людей. Их много у всех, у вас в том числе. Но — увы! — нам легче их заметить у других, нежели у себя. Говорят, человек бывает до конца естественен только наедине с собой.
Отыскивайте же по крупицам — правду и ложь. Найдя правду, подумайте, в какой форме она выглядит ложью. Найдя ложь — угадайте, какая правда ею прикрыта.
Ваш материал — взгляды, фразы, движения, поступки, общение знакомых между собой и незнакомых людей, все, что вы видите и слышите. Будьте чутким барометром правды.
НЕПРАВДА
Воспитывая чувство правды, Станиславский иногда провоцировал учеников, давая им непосильные задания, рождающие фальшь и наигрыш:
«1) Повеситься.
2) Гибель Помпеи.
3) Клеопатра со змеями».
Не подозревающий о подвохе ученик изо всех сил пыжился, стараясь правдиво выполнить задание, но, конечно, у него ничего не получалось, кроме поверхностного обозначения чувств и внешней позировки. Наглядный урок неправды показывал исполнителю и всем зрителям-ученикам, что сложнейшие человеческие эмоции могут быть реалистически сыграны только в том случае, если актер подготовлен к ним всем предыдущим ходом роли или преджизни, всей совокупностью логики и последовательности предыдущей жизни образа. Играть перед зрителем — рано. Надо еще многому научиться.
Сходное по цели упражнение «Заколитесь» приведено ниже, в разделе беспредметных действий.
БОЛЬНО!
К упражнениям на инстинктивные реакции нужно подходить с большой осторожностью и только тогда, когда ученик в других упражнениях всем своим существом понял (и почувствовал), что такое физическое ощущение правды. Эти упражнения в еще большей степени, чем все прочие, требуют полной веры.
— Наверно, каждый из вас хоть раз, да обжигался — у костра, или от горячей плиты, а то и просто от спички. Вспомните такой случай.
Что вы делали тогда? Просто — отдергивали руку, вскрикнув. Успевали вы что-нибудь подумать? Нет. Тело действовало независимо от вашего сознания, так вам казалось потом. Рука отдергивалась сама, правда?
Еще раз вспомните один-два случая из вашей жизни.
— Идите на площадку к столу. Это горячая кухонная плита, а вы — начинающие мастера по ремонту плит. Где-то есть небольшая трещина, надо ее найти, пока она всю плиту не расколола. Попробуйте поводить пальцем над поверхностью, чтобы понять, достаточно ли остыла плита.
Неожиданный для учеников громкий удар (можно незаметно подговорить одного из не работающих на площадке учеников ударить по столу) непременно вызовет инстинктивную реакцию, если одни были погружены в свое дело: они вздрогнут, многие отдернут руки.
— Испугались? А что вы сделали потом, сразу же после того, как отдернули руки? Да, подумали — что за удар, почему? Это и есть последовательность жизни при любой инстинктивной реакции: сначала нормальное течение жизни, потом неожиданное для вас физическое движение вашего тела, а затем ориентировка — «что случилось?». Обратите внимание на то, что ориентировка (сознательное действие, когда вы смотрите, думаете, слушаете) происходит немедленно после непроизвольной реакции. Отдернулась рука, и сразу же вспыхнула мысль: что такое, что произошло?
— Повторим упражнение. Исследуйте горячую плиту, а когда услышите удар, отдергивайте руку, как если бы вы обожглись! Теперь вам придется труднее, ведь вы знаете, что будет удар. Как сделать его неожиданным? Только одним способом: полностью погрузитесь в свое дело, в мысли, решайте, какова температура жара, скоро ли остынет плита, где эта трещина и удастся ли отремонтировать плиту. Помогайте себе мысленной речью, старайтесь увидеть все конфорки. Когда услышите удар — не раздумывая, вскрикните, отдергивая руку.
После удара:
— Смелее надо «кидаться» в крик, не думать, как дернется рука. Вспомните упражнения на оправдывание позы, когда вы бросали свое тело в неожиданные положения! А почему прекратили действие после того, как отдернули руку? Удар вас выбил из действия? Но ведь и в жизни случилось бы так же: мгновенный ожог сбил бы вас с мысли, вы, отдернув руку, тут же посмотрели бы на то место плиты, где обожглись, а потом, потирая палец, постепенно вернулись бы к прежним мыслям. Итак, углубитесь сейчас в изучение плиты, думайте, как ее отремонтировать, и не ждите удара. Можно ликвидировать трещину или придется заменять всю плиту?..
Много раз нужно повторить упражнение, пока чувство правды, выработанное учеником, не отметит: «Верю!». Непременно спросим учеников-зрителей:
— Верим?.. А промашки были?
ИНСТИНКТИВНЫЕ РЕАКЦИИ
Другие задания на инстинктивные реакции, связанные с защитными или ориентировочными инстинктами человека:
— Подойдите к стене комнаты. Полная темнота, вы ничего не видите, нужно нащупать на стене выключатель. Закройте глаза и ищите, где он.
Удар — это значит, вы попали пальцем в обнаженные провода и вас сильно дернуло током. Как поведет себя тело? Что будет с мыслями?
— Вы идете по темному лесу, ищете тропинку, которая выведет вас на дорогу к дому. Вспомните какой-нибудь уголок знакомого вам леса.
Что бы вы делали в таких обстоятельствах? Пробуйте!.. Да, вглядывались бы, пытаясь узнать место, вспомнить, где тропинка. А как осторожно ступают ваши ноги среди корней и ям!.. Услышали странный звук — это вам показалось, что вы наступили на змею! Идите же, ищите тропинку!
После удара:
— Верно вели себя или нет? Хорошо, что не побоялись вскрикнуть и отскочить так, как если бы на самом деле наступили на змею. А почему выбились из действия? Что бы вы сделали? Сразу же посмотрели бы, змея это или нет. Всмотритесь внимательней — видите, это же обрывок старой веревки! Выполните еще раз непрерывную цепочку из трех действий — и вы поверите в правду вашего поведения:
· Идите и ищите тропинку.
· По звуку — защитите себя, только не обдумывайте заранее, что сделаете: отпрыгнете ли или отдернете ногу? Защитите себя!
· Сразу же всмотритесь в подозрительное место и, увидев веревку, возвращайтесь к прежним мыслям, ищите тропинку!
Наигрыш, играние штампов испуга — недопустимы, ведь каждый пугается по-своему. Недопустима и излишняя боязнь наигрыша. Если верно воспитывается чувство правды, пусть ученики смело бросаются в крик, не думая о нем.
Не менее опасна и болезнь «переиграть», она может превратиться в стойкую привычку «недоигрывать».