Отличие житейской психологии и научной психологии
ОСНОВЫ
ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Учебно-методическое пособие
(электронный вариант)
для студентов экономических специальностей
Бобруйск 2010
УДК 159 + 37.01
Рецензент кандидат педагогических наук, доцент Бобруйского филиала УО «БГЭУ» Скалчинская Н.М.
Рекомендовано кафедрой маркетинга и учетно-финансовых дисциплин Бобруйского филиала УО «БГЭУ»
Утверждено Учебно-методическим советом Бобруйского филиала УО «БГЭУ»
Тёсова, Е.Г.
Основы психологии и педагогики: учебно-методическое пособие / Е.Г. Тёсова. – Бобруйск – 2010. – 133 с.
Теоретический материал пособия учебно-методического пособия раскрывает все темы курса «Основы психологии и педагогики». Предложенный практический материал, вопросы для обсуждения, задания, тесты, темы сообщений и рефератов способствует успешному усвоению предмета.
Для студентов непедагогических вузов и преподавателей, читающих курс «Основы психологии и педагогики».
© Тёсова Е.Г., 2010
© Бобруйский филиал УО «БГЭУ»
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие | С. 4 | |
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ Тема 1 Введение в курс «Основы психологии» | С. 5 | |
Раздел I Психология личности | ||
Тема 2 Биологическая и психологическая подструктуры личности | С. 10 | |
Тема 3 Социальная подструктура личности | С. 22 | |
Тема 4 Направленность личности | С. 27 | |
Тема 5 Эмоции и психические состояния личности | С. 34 | |
Тема 6 Свойства личности | С. 39 | |
Раздел II Социальное поведение человека | ||
Тема 7 Межличностные отношения и общение | С. 45 | |
Тема 8 Межличностные конфликты | С. 51 | |
Тема 9 Взаимодействия людей в малых группах | С. 57 | |
Раздел III Психология управления | ||
Тема 10 Системный психологический подход в управлении | С. 62 | |
Тема 11 Личность и группа как субъект и объект управления | С. 66 | |
Тема 12 Роль и психологические функции руководителя в системе управления | С. 71 | |
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ Тема 13 Введение в курс «Основы педагогики» | С. 80 | |
Раздел IV Общие основы педагогики | ||
Тема 14 Педагогика в системе наук о человеке | С. 83 | |
Тема 15 Образование как социокультурный феномен | С. 89 | |
Раздел V Воспитание и развитие личности | ||
Тема 16 Современное состояние образования | С. 94 | |
Тема 17 Развитие, воспитание и социализация личности | С. 99 | |
Тема 18 Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание | С. 106 | |
Тема 19 Основные сферы жизнедеятельности личности | С. 112 | |
Раздел VI Акмеолого-педагогические основы личностного и профессионального развития | ||
Тема 20 Самосовершенствование личности | С. 117 | |
Тема 21 Личность и творчество | С. 123 | |
Список используемых источников | С. 129 | |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебно-методическое пособие написано согласно учебной программе по дисциплине «Основы психологии и педагогики», которая входит в цикл социально-гуманитарных дисциплин на первой ступени высшего образования для студентов непедагогических специальностей вузов Республики Беларусь. Ее изучение связано с возрастанием роли человека в современных социально-экономических условиях.
Цель учебно-методического пособия - повышение качества подготовки будущих специалистов-экономистов к профессиональной деятельности в любой сфере, формирование психолого-педагогической, социально-личностной и социально-профессиональной компетенций. В основу теоретического и практического материала пособия положены обобщенные знания и обобщенные умения, которые студенты должны получить при изучении дисциплины «Основы психологии и педагогики»:
Обобщенные знания:
- понятия и категории, общекультурное значение и место психологии и педагогики в системе наук о человеке и обществе;
- основные положения современных концепций образования и развития личности, педагогические способы, методы и технологии личностного и профессионального развития и совершенствования;
- индивидуально-психологические качества, свойства и особенности личности, механизмы мотивации и регуляции поведения и деятельности;
- социально-психологические механизмы и закономерности поведения личности и группы;
- принципы и способы применения психолого-педагогических знаний для решения личных, социальных, профессиональных задач;
- основы семейной педагогики.
Обобщенные умения:
- организация продуктивного межличностного и профессионального общения;
- определение и учет индивидуально-психологических и личностных особенности людей при решении жизненных и профессиональных проблем;
- использование психолого-педагогические знаний и технологий обучения и воспитания в профессиональной деятельности, при проведении занятий с персоналом;
- анализ адекватной самооценки, разработка и реализация проектов самообразования и самосовершенствования;
- обеспечение полноценного развития и воспитание детей в семье, взаимосвязи поколений.
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
Тема 1 ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»
Основные понятия, таблицы, структурно-логические схемы
Психология (от греч. psyche – «душа», logos - «знание») – фундаментальная наука о внутреннем (психическом) мире человека, закономерностях развития и функционирования психики. Объект изучения психологии – система жизненных явлений и жизнедеятельность человека. Предмет – факты, закономерности и механизмы психики. Объект и предмет психологии исследуются с позиции принципов единства личности и деятельности и социальной обусловленности психики человека.
Основные направления в психологии:
- бихевиоризм рассматривает в качестве предмета психологии поведение человека: действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами. Роль сознания отрицается. Возник в США в начале ХХ века. Основоположники – Д. Уотсон, Э. Торндайк;
- гештальтпсихология изучает психику с точки зрения целостных структур – гештальтов. Возникла в Германии в ХХ веке. Основоположники – М. Вертхаймер, К. Коффка, В. Келлер.
- гуманистическая психология изучает личность как уникальную целостную систему, проблемы ее активности, креативности, автономности, самоактуализации, самосовершенствования, свободы выбора. Возникла в США в ХХ веке. Основоположники – К. Роджерс, А. Маслоу;
- когнитивная психология исследует процессы приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Возникла в США в ХХ веке;
- психоанализ рассматривает подсознательные влечения и инстинкты в поведении человека. Возник в ХХ веке. Основоположник – З. Фрейд.
Основные задачи психологии на современном этапе: 1) описание и объяснение сущности психических процессов, свойств, состояний; обоснование теоретической базы для применения в практической деятельности; 2) дальнейшая разработка уже существующих психологических концепций с целью повышения их эффективности; 3) улучшение качества жизни человека: психологическое изучение и обоснование социокультурных, экономических и др. факторов.
Психологические знания бывают стихийно приобретенными в обыденной жизни (житейская психология) и научными (табл. 1.1.):
Таблица 1.1
Отличие житейской психологии и научной психологии
Основные черты житейской психологии | Основные черты научной психологии |
- конкретность: привязанность к конкретным ситуациям, людям, задачам деятельности; - интуитивность: недостаточная осознанность психологических знаний, их происхождения и закономерностей функционирования; - ограниченность: отсутствие научного осмысления о сущности и природе психических процессов, свойств и состояний; - основанностьна житейских наблюдениях и размышлениях | - обобщенность: осмысленность конкретного психологического явления на основе его проявления у многих людей, во многих ситуациях, применительно ко многим задачам деятельности; - рационализм: максимальная исследованность и обоснованность психологических знаний; - неограниченность: научное осмысление сущности и природы психических процессов, свойств и состояний; - основанность на методах научного психологического исследования |
Методы научного психологического исследования (по Б.Г. Ананьеву):
- организационные методы: 1) сравнительный метод (разделение на группы по возрастам, форме деятельности и т.д.); 2) лонгитюдный метод (обследования одних и тех же лиц в течение длительного времени); 3) комплексный метод (в исследовании объекта участвуют представители разных наук);
- эмпирические методы: 1) наблюдение и самонаблюдение; 2) экспериментальные методы; 3) психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия и др.); 4) анализ продуктов деятельности; 5) биографические методы;
- методы обработки данных: 1) количественный (статистический); 2) качественный (дифференциация материала по группам, анализ);
- интерпретационные методы: 1) генетический метод (анализ развития с выделением отдельных фаз, стадий); 2) структурный метод (установление структурных связей между всеми характеристиками личности).
Психика – это совокупность всех психических состояний, процессов и психических свойств личности. Психика - это субъективный образ объективного мира. Правильность субъективного отражения всегда подтверждается практикой жизнедеятельности и поведения. Основные функции психики отражены в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Функции психики
Функции | Характеристика функций |
регулирующая | помогает устанавливать равновесные отношения с внешней средой, адаптировать поведение к ее условиям |
прогностическая | способствует формированию предполагаемого результата поведения и деятельности |
программирующая | проявляется как осуществление определенных действий по плану или алгоритму |
сигнальная | помогает опознавать соответствие реальных действий заложенным в организме программам и реагировать на них |
приспособительная | способствует коррекции поведения и деятельности |
моделирующая | дает полный и всеобъемлющий образ окружающего мира, позволяет представить то, чего не в реальной жизни |
Историческое развитие психики, связанное с эволюцией человечества, называется филогенез. Развитие психики отдельного человека от рождения до смерти – онтогенез.
Психическая деятельность человека имеет трехуровневую структуру и включает сознание, подсознание и надсознание.
Сознание – высшая форма психики. Это отношение человека к миру со-знанием всех его закономерностей; знание, которое может быть передано другим с помощью слов, математических символов, образов или иными способами. Сознание человека обладает рядом свойств, благодаря которым отражение человеком окружающего мира носит субъективный характер (табл. 1.3.).
Таблица 1.3
Свойства сознания
Свойство | Описание свойства |
активность | сознание связано с действительностью, с активным воздействием человека на окружающий мир. Исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение |
избирательный характер | сознание направлено на определенные объекты окружающего мира, связанные с потребностями человека |
обобщенность и отвлеченность | сознание оперирует обобщенными и абстрактными понятиями, а не реальными предметами и явлениями |
целостность | сознание объединяет и преобразует психические функции, которые участвуют в деятельности человека, формирует образ будущего |
константность | сознание обладает относительной устойчивостью, неизменностью и преемственностью, которая определяется памятью |
динамичность | сознание способно развиваться |
искаженность | сознание отражает действительность с учетом индивидуальных особенностей восприятия и установок |
индивидуальный характер | сознание человека отличается от сознания других людей, что обусловлено генетическими отличиям, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и др. факторами |
способность к рефлексии | сознание наделяет человека способностью к самонаблюдению, самооценке, к оценке других людей и взаимодействию с ними |
Общественное сознание – сознание общественных групп, классов, наций. Индивидуальное сознание – это обобщенное отражение конкретным человеком действительности, деятельности, поведения. Сознание определяет деятельность человека: формирует цели, помогает мысленно выстроить действия и предвидеть их результаты. Оно придает деятельности ответственный, целенаправленный, плановый, систематический, активный характер. Сознание регулирует поведение человека - сложный комплекс реакций организма на воздействие внешней среды. Поведение соотносится с нравственными действиями личности и слагается из ее поступков.
К сфере подсознания относится все то, что когда-то было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях. Это – хорошо автоматизированные навыки, глубоко усвоенные социальные нормы и мотивационные конфликты. Подсознание защищает сознание от излишней работы и психических перегрузок. Сознание и подсознание гармонично взаимодействуют между собой.
Надсознание (сверхсознание) связано с творческой интуицией. Деятельность надсознания проявляется на первоначальных этапах творчества, которые не контролируются сознанием и волей. Неосознанность этих этапов представляет защиту рождающихся гипотез от определенного консерватизма сознания и от влияния ранее накопленного опыта.
Бессознательное – это совокупность психических процессов, свойств, состояний, находящихся вне сферы сознания человека, обусловленных воздействиями, о влиянии которых человек не дает себе отчета. Бессознательное, как и сознание, оказывает влияние на поведение человека.
Обобщение человеком психических процессов, состояний, свойств, управление ими называется осознанием.
В природе человеке сочетается биологическое, психологическое и социальное. Как биологический организм человек подчиняется биологическим законам. Психическое в человеке связано с его сознанием, психическими процессами, состояниями и свойствами. Именно сознание качественно отличает психику человека от животных. На уровне сознательной психики человек обращен к социальной жизни и деятельности, которые зависят не только от самого человека, но и от объективных исторических, экономических, социокультурных условий.