Педагогические идеи и деятельность Роберта Оуэна
Педагогические идеи и деятельность Р. Оуэна в Нью-Ланаркский период
Роберт Оуэн (1771—1858) жил в Англии в то время, когда в ней совершался промышленный переворот. Выходец из семьи ремесленника, он уже в 10 лет вынужден был оставить учение и начать самостоятельную жизнь. Проработав несколько лет сначала “мальчиком”, а затем приказчиком в торговых заведениях, Оуэн в 1790 г. стал управляющим одной из бумагопрядильных фабрик в Манчестере. Непосредственно наблюдая бедственное положение английских пролетариев и размышляя над причинами этого, Оуэн вслед за французскими материалистами XVIII в. пришел к выводу о том, что характер человека, его личность формируются средой и воспитанием. Человек же, ошибочно полагал Оуэн, — пассивный продукт обстоятельств, он “никогда не создавал и не в состоянии создать свой собственный характер”. Следовательно, человек не отвечает за свой характер и свое поведение — преступник не виновен в совершенных им преступлениях, которые являются результатом неправильных общественных отношений и несовершенного воспитания.
Природа человека, считал Оуэн, хороша, у него имеются все данные для того, чтобы быть добродетельным. И если дети будут находиться в надлежащих условиях и их воспитание будет организовано правильно, можно создать новых, разумных людей, а затем с их помощью мирным путем преобразовать современные порочные общественные отношения.
Утверждая, с одной стороны, что люди — пассивный продукт обстоятельств и воспитания, а с другой стороны, рассчитывая перестроить социальную жизнь
в основном средствами воспитания, Оуэн попадал в замкнутый круг. Выход
из него был найден марксизмом, создавшим учение о революционной практике, в процессе которой люди изменяют общественные отношения и одновременно свою собственную природу.
Идея Р. Оуэна о формировании характера человека средой и воспитанием была впервые сформулирована им в произведении “Новый взгляд на общество, или Опыты об образовании человеческого характера (1813—1814). Большое внимание Оуэн уделял культурно-просветительной работе среди взрослого населения и общественному воспитанию подрастающего поколения. В этот период своей деятельности Оуэн видел цель воспитания в формировании у детей с самых ранних лет полезного обществу “разумного характера”. Для этого, считал он, должна быть создана система воспитательно-образовательных заведений, охватывавших все возрастные группы поселка. Так, 1 января 1816 г. в центре Нью-Ланарка был открыт “Новый институт для формирования характера”, который объединил ранее организованные Оуэном учреждения: “школу для маленьких детей (она состояла из яслей для малюток от одного года до трех лет, дошкольного учреждения для детей от трех до пяти лет и площадки для игр) и начальную школу для детей от пяти до десяти лет. По вечерам в “Новом институте проводились занятия с подростками, работающими на фабрике, и устраивались лекции, консультации и культурные развлечения для рабочих и членов их семей. На 1 января 1816 г. в институте числилось семьсот пятьдесят девять человек в возрасте от одного года до двадцати пяти лет.
О воспитании малолетних детей
Важным звеном педагогического эксперимента Оуэна в Нью-Ланарке являлась “школа для маленьких детей”, имеющая целью оградить их от дурного влияния среды и обеспечить их всестороннее развитие. Много внимания уделялось физическому воспитанию. В школе соблюдался правильный режим дня, дети получали здоровую пищу, значительную часть времени проводили на свежем воздухе, регулярно занимались гимнастикой, часто под музыку. Очень рано малышей начинали учить танцам и пению. Все эти занятия способствовали развитию у них ловкости, изящества, хорошего вкуса. Таким образом, физическое воспитание тесно сочеталось в “школе для маленьких детей с эстетическим.
Очень важным в воспитании детей младшего возраста Оуэн считал развитие “духа общественности”. Своих питомцев он стремился воспитать честными, правдивыми, приветливыми, вежливыми, привить им привычку приходить на помощь товарищам в затруднительных случаях и другие положительные нравственные качества.
Заботясь об умственном развитии детей, во время непринужденных бесед их знакомили с окружающими предметами, их свойствами и практическим назначением. Огромное значение Р. Оуэн придавал детской деятельности, основным видом которой считал игры; в “школе для маленьких детей они сочетались с элементарными трудовыми процессами.
Воспитателями этой школы были приглашены ткач и молодая работница с нью-ланаркской фабрики", которые едва умели читать и писать, но зато ласково обращались с детьми и могли хороша организовать их игры и забавы. Природную доброту, неизменное терпение, умение обходиться в работе с детьми без наказаний Оуэн считал основными качествами, которыми должны обладать воспитатели маленьких детей. Р. Оуэн впервые в истории создал воспитательные учреждения для малолетних детей рабочих.
Школы для детей рабочих
После “школы для маленьких детей воспитанники переходили в начальную школу, из которой Р. Оуэн изгнал догматизм и зубрежку. Он считал необходимым вооружать детей конкретными знаниями, доступными их возрасту и полезными в дальнейшей жизни. Учебный план начальной школы в Нью-Ланарке включал в себя, кроме родного языка и арифметики, еще ряд предметов, которые в то время не изучались в народной школе, как-то. элементы географии, ботаники, минералогии.
Традиционное преподавание религии было заменено уроками морали, которые проводил сам Р. Оуэн. Для того времени это было из ряда вон выходящим событием. В начальной школе продолжались занятия танца. ми, пением; для мальчиков была введена военная гимнастика. Все обучение велось на основе широкого применения наглядности: в школе имелось большое количество различных коллекций и других экспонатов; стены большого зала были расписаны изображениями животных и растений.
Р. Оуэн считал, что нужно не только давать детям знания, но и развивать познавательные способности. Поэтому он стремился применять в школе активные методы обучения, способствующие проявлению пытливости детского ума и приучающие учеников к самостоятельному мышлению.
Большое внимание уделялось воспитательной работе. Несомненный воспитательный эффект давало и регулярное участие детей в трудовой деятельности. Девочекобучали шитью, кройке, вязанию, приучали держать дом в чистоте и порядке, их посылали в общественную кухню и столовую, где они должны были научиться готовить. Мальчики овладевали простейшими видами ремесленного труда, учились садоводству.
Чтобы все дети, достигшие пятилетнего возраста, могли посещать начальную школу, Р. Оуэн категорически запретил нанимать их на фабрику до десяти лет. И это было в те времена, когда во всех отраслях английского производства беспощадно эксплуатировался труд малолетних. С десяти летподростки, уже работающие на фабрике, могли продолжать учение в вечерних классах, причем до двенадцати лет у них был сокращенный рабочий день. В 1816 г. эти классы посещало около четырехсот человек. Таким образом, Р. Оуэн впервые осуществил в Нью-Ланарке соединение обучения подростков в школе с их участием в индустриальном труде.
С 1815 г. Оуэн стал добиваться издания закона, который запрещал бы труд детей до десяти лет и ограничивал труд подростков до двенадцатилетнего возраста шестью часами в день, а для молодых рабочих в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет вводил бы двенадцатичасовой рабочий день, включая полтора часа на обед и ужин. В 1819 г. после длительного сопротивления предпринимателей закон о детском труде был принят английским парламентом в значительно урезанном виде.
Просвещение взрослых
Помимо учреждений для детей дошкольного и школьного возраста, созданных в Нью-Ланарке, большой интерес представляли культурно-просветительные мероприятия Р. Оуэна для взрослого рабочего населения. В “Новом институте по вечерам обучали неграмотных; там регулярно проводились музыкальные вечера; родителям давались консультации по воспитанию детей.
Через несколько лет Нью-Ланарк стал неузнаваем. Р. Оуэн, по словам Энгельса, превратил его “в совершенно образцовую колонию, в которой пьянство, полиция, уголовные суды, тяжбы, попечительство о бедных, надобность в благотворительности стали неизвестными явлениями. И он достиг этого просто тем, что поставил людей в условия, более сообразные с человеческим достоинством, и в особенности заботился о хорошем воспитании подрастающего поколения .
Заинтересовавшись опытом Р. Оуэна, в Нью-Ланарк, который приобрел мировую известность, приезжали высокопоставленные государственные деятели, капиталисты и ученые. Сам Оуэн широко пропагандировал свои достижения в печати, на собраниях.
Однако примерно около 1817 г. в его взглядах произошел перелом. Он пришел к убеждению, что посредством той филантропической деятельности, которой он до сих пор занимался, нельзя коренным образом изменить общественные отношения, и, подвергнув резкой критике капиталистический строй, встал на путь пропаганды коммунистических идей.
Педагогическая деятельность и взгляды Р. Оуэна в период организации коммунистических колоний
Пока Оуэн выступал в роли благотворителя, филантропа, он пользовался почетом и уважением, его деятельность прославлялась. Когда же он открыто заявил о своих коммунистических взглядах, официальные общественные круги Англии стали его преследовать, и ему пришлось покинуть родину.
В декабре 1824 г. он со своими единомышленниками направился в Америку, где в штате Индиана основал коммунистическую колонию “Новая Гармония”. Все ее члены обязаны были трудиться для общего блага, собственность в колонии объявлялась общественной, распределение продуктов труда происходило в соответствии с затраченным трудом. Все члены колонии имели право на одинаковую пищу, одинаковую одежду, одинаковое жилище и одинаковое воспитание. Установленный в колонии порядок отражал взгляды Оуэна на новое, коммунистическое общество.
В своих произведениях этого периода, из которых главным является “Книга о новом нравственном мире (1842—1844), Р. Оуэн подверг критике “троицу зол”, преграждающих, по его мнению, путь человечества к счастью. Ими он считал частную собственность, религию и буржуазный брак. Р. Оуэн требовал, чтобы частная собственность была заменена коллективной, религия — знаниями, основанными на фактах, современное ему семейное воспитание, в результате которого дети вырастают эгоистами и собственниками, — воспитанием общественным.
Оуэн справедливо критиковал порочность буржуазной семьи, построенной не на склонности супругов, а на материальном расчете, и развивал идею воспитания детей с раннего возраста в условиях коллектива. Видя перед собой только примеры буржуазной семьи, он ошибочно отрицал воспитательные возможности семьи вообще.
Существенные изменения, которые произошли в мировоззрении Р. Оуэна во второй период его деятельности, сказались и на его педагогических взглядах и деятельности. Так, целью воспитания теперь он считал содействие тому, чтобы человечество избавилось от “безумия”, каким ему представлялся капиталистический строй, и было в полной мере подготовлено к жизни в коммунах, где оно обретет счастье.
Оуэн полагал, что при коммунизме благодаря развитию техники и использованию достижений науки в производстве будет создано изобилие всяких продуктов; будет покончено со старым разделением труда, превращавшим людей в живые машины, и в полной мере осуществлено “широкое сочетание умственных и физических сил каждого работника”.
Свои теоретические положения Оуэн стремился претворить в жизнь в колонии “Новая Гармония”. В созданные там школы ему удалось привлечь квалифицированных учителей; среди них были последователи Песталоцци. Школы колонии, в которых к середине 1826 г. обучалось около четырехсот учащихся, составляли единую систему из трех ступеней: школы для маленьких детей в возрасте от двух до пяти лет, дневной школы для детей от пяти до двенадцати лет и школы для подростков и взрослых. Эта система напоминала нью-ланаркскую, однако в ней было и новое. Так, в “Новой Гармонии дети уже с двух лет принадлежали не семье, а общине. Воспитатели заботились о том, чтобы малыши с самого раннего возраста приобретали навыки общественного поведения и приобщались в процессе игровой деятельности к простейшим видам домашнего труда. В школе второй ступени учащимся давали более широкое, чем в Нью-Ланарке, общее образование с уклоном в естественные науки; оно было полностью безрелигиозным. Умственное воспитание сочеталось с повседневным трудом детей. Мальчики овладевали в мастерских токарным, столярным, плотницким, сапожным и другими ремеслами, учились на полях, в саду и огороде сельскохозяйственным работам; девочки занимались главным образом домоводством: кройкой, шитьем, кухней и т. д. Учащиеся школ третьей ступени принимали деятельное участие в общем труде-колонии, а по вечерам приобретали теоретические знания, посещали квалифицированные лекции по химии, истории и другим наукам. В обязательном порядке они проходили сельскохозяйственную практику. Регулярное участие подрастающего поколения в трудовой деятельности Р. Оуэн считал важным фактором, способствующим его физическому, умственному и нравственному развитию.
Небольшая и весьма неоднородная по своему составу коммунистическая колония, находившаяся в капиталистическом окружении, в 1827 г. распалась. Оуэн вернулся в Англию. Лишившись почти всего своего состояния, он, по словам Энгельса, “обратился прямо к рабочему классу, в среде которого он продолжал свою деятельность еще тридцать лет . Он организовывал кооперативные товарищества, профессиональные объединения рабочих, развертывал пропаганду социалистических идей среди рабочего населения промышленных округов Англии. С середины 30-х годов XIX в. Оуэн и его последователи создали сеть культурно-просветительных учреждений (“Дома науки”), издавали научно-популярную литературу, вели антирелигиозную пропаганду. Эта деятельность оказала несомненное влияние на развитие в Англии в конце 30-х — начале 40-х годов XIX в. массового рабочего движения, известного под названием чартизма. Все общественное движение в Англии, все его достижения, по словам Энгельса, связаны в это время с именем Роберта Оуэна.
В 1839 г. он предпринял новую попытку создания коммунистической общины, на этот раз в Англии. Колония была названа “Гармони-холл”. Здесь для детей колонистов были организованы начальные и “индустриальные школы, где они жили, питались и обеспечивались одеждой за общественный счет.
В отличие от “Новой Гармонии в “Гармони-холл существовало несколько фабрично-заводских предприятий, что давало возможность сочетать обучение детей и подростков с участием не только в сельскохозяйственном, но с четырнадцати лет и в промышленном труде. В колонию были приглашены квалифицированные специалисты в области сельского хозяйства и индустрии, они преподавали в “индустриальной школе, в которой большое место занимали реальные знания. В колонии делались некоторые попытки связать работу учащихся на полях и огородах с изучением ими химии и агрономии, а их труд в области промышленного производства с занятиями по математике и черчению.
В 1845 г. колония прекратила свое существование.