Внеурочная форма организации учебной работы.
Основное распределение получили такие формы, как экскурсия, д/р, факультативные занятия, мероприятия внеклассной работы (кружки, студии, конкурсы, олимпиады).
Экскурсия– это форма организации учебной работы, при которой дети выходят на место расположения изучаемых объектов ( природа, исторические памятники) для непосредственного ознакомления с ними.
Экскурсии:
1. вводные;
2. текущие;
3. итоговые;
4. естественно-научные;
5. историко-материальные;
6. производственные и др.
Экскурсии планируются на весь учебный год и проводятся в специально отведенные дни, свободные от других занятий. Каждая из экскурсий имеет свою четкую цель. Заключительные экскурсии помогают детям повторить пройденный материал, их связывают с выполнением детьми тематических заданий.
Выделяют три этапа проведения экскурсий:
1. предварительная подготовка к экскурсии на занятиях,
2. выезд детей к изучаемому объекту, проведение познавательной работы,
3.работа с собранным материалом и поведение итогов экскурсии.
Экскурсия может длиться от 20 до 40минут. Заканчивать экскурсию можно итоговой беседой.
Домашняя работа – необходимый элемент обучения.Основная деятельность по усвоению и закреплению учебных умений и навыков приходится на домашнюю работу дошкольника. Любой новый материал, который дошкольник усвоил на занятии, необходимо закрепить и выработать соответствующие ему умения и навыки.
В результате научных исследований определено, что дети приблизительно одинаковой успеваемости тратят на д/з разное количество времени. Например, один дошкольник может выполнить задание за 20 минут, а другие – за 40 минут или за 1 час. Домашняя работа дошкольника представляет собой самостоятельное выполнение учебных заданий вне рамок существующего расписания занятия.
Домашнее задание обычно включает в себя:
1) выполнение письменных заданий;
2) выполнение творческих заданий;
3) проведение наблюдений (за природой, погодой).
Цели заданий, которые воспитатель задает на дом, могут быть различными. Одни задания рассчитаны на выполнение тренировочных упражнений для ускоренной выработки практических умений и навыков, другие – на определение и преодоление пробелов и знаний детей по отдельным, уже проведенным темам.
В санитарных правилах и нормах указано рабочее время, выделяемое на выполнение д/з по всем предметам вместе взятым. Так в 6 лет оно не должно превышать 20 минут.
Не всякая домашняя работа дает хороший результат. Необходимо детям правильно выполнять д/з. для этого могут пригодиться правила выполнения д/з.
Правила выполнения домашнего задания.
1.д/з необходимо выполнять в день их получения. Г. Эббингауз в 1885г. на основе проведенных экспериментов установил скорость забывания. В течение 10 часов после запоминания пропадает 65% информации, а через 2 дня – остается 25% информации.
2. выполнение письменных заданий нужно начинать с повторения теоретического материала, т.е. с работой над материалом.
3. выполнить д/з лучше всего несколькими циклами.
4. очень важно, чтобы для выполнения д/з у ребенка было свое постоянное место и отводилось для этого одно и тоже время.
Факультативные и дополнительные занятия.
Проводятся разнообразные формы учебной работы, проводимой вне рамок учебных занятий такие формы учебных занятий называются внеклассными или внеурочными (это факультативные занятия).Они появились в конце 60 –начале 70гг.
Факультативные занятия представляют собой сверх программные занятия, право выбора которых остается за детей, а посещение осуществляется на добровольной основе.
Дополнительные занятия – это сверх программные занятия с одним или группой детей по дополнительной отработке пройденного на занятиях материала.