Памятка практиканту по подготовке к уроку
План пробной практик по специальности «Преподавание в начальных классах» 6 семестр на 2012-2013 год
Задачи практики:
♦ овладение студентами методами, приемами и средствами проведения уроков по ознакомлению с окружающим ,изобразительной деятельности, труда, чтения, физкультурного занятия , внеклассных мероприятий по предмету в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
♦ совершенствование умений и навыков наблюдения за учебно-воспитательным процессом и анализа его результатов;
♦ обучение студентов творческому применению на практике знаний, полученных при изучении психолого-педагогических дисциплин и частных методик;
♦ развитие умений осуществлять исследовательскую деятельность;
♦ формирование методологической культуры студентов.
В ходе данного вида практики студенты должны овладеть следующими умениями:
♦ планировать уроки по предметам с учетом различных вариантов школьного учебного плана и учебных программ разного типа, разрабатывать конспекты уроков;
♦ работать с методической литературой, школьными учебниками и программами, творчески отбирать материал, наглядные пособия и ТСО к урокам ;
♦ выбирать наиболее эффективные формы, методы и приемы проведения уроков и внеклассных занятий с учетом особенностей физического и психического развития учащихся;
♦ проводить диагностику уровня развития личности и коллектива учащихся, сформированностиу школьников знаний, умений и навыков по предмету или общеучебных умений и навыков; составлять программу развития учащегося;
♦ выполнять в работе с классом санитарно-гигиенические нормы и требования;
♦ разрабатывать и изготавливать наглядные пособия, дидактический материал к урокам и внеклассным занятиям;
♦ анализировать пробные уроки других практикантов, осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности рефлексию.
В процессе проведения пробных уроков и занятий студенты выполняют следующие виды деятельности:
♦ знакомятся с организацией учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, классе, с работой учителей (изучают методический фонд класса, школы, учителя, имеющиеся технические средства и наглядные пособия, календарно-тематические планы, поурочные планы и конспекты уроков учителя);
♦ проводят пробные уроки и занятия по предмету посещают и анализируют пробные уроки других практикантов;
♦ осуществляют диагностирование, исследовательскую деятельность в рамках курсовой, выпускной квалификационной работы.
Организация практики.
Базой практики являются средние образовательные учреждения, школы № 5 и 40. Студенты распределяются на практику по подгруппам: в СОШ № 5 10 человек,в СОШ № 40о 8 человек. Для каждой подгруппы назначается руководитель практики. Руководитель практики организует практику, составляет индивидуальное для практикантов расписание, согласует его с завучем школы по начальному звену и учителями классов, распределяет студентов по классам, проверяет готовность и документацию студентов. Студенты распределяются в класс по 2 человека. Преподаватель методики ( в дальнейшем , именуем «методист») подготавливает студента к проведению ( обговаривает содержание, методы, проверяет конспект), наблюдает уроки студентов по своему предмету, анализирует урок, выставляет оценки в дневник студента и журнал.
Студент обязан своевременно готовится к практике, правильно оформлять конспекты , заверять конспекты и учителя класса и методиста, готовить к урокам наглядный, дидактический материал, качественно проводить уроки , согласно написанного конспекта, оформлять документацию( дневник практики, отчет)За каждый самостоятельно проведенный урок выставляется оценка
Учитель класса, в котором студент проходит практику, организует качественный показ уроков по плану практики, разрабатывает со студентом конспект, подписывает его, наблюдает урок студента, анализирует его , участвует в оценивании студента. Каждый студент должен провести на практике уроки: чтение, по 2 урока изобразительной деятельности, урок труда, урок по ознакомлению с окружающим, урок физической культуры, внеклассное мероприятие по предмету и исследовательскую работу по курсовой.
Каждая подгруппа студентов в каждой школе наблюдают у учителей в 3-5 классах уроки:чтение, изобразительной деятельности, урок труда, урок по ознакомлению с окружающим.
План практики.
дата | Содержание практики в школе №40 | Содержание практики в школе №5 ( вторая подгруппа) | Домашнее задание |
06.02 С 8.00 до14.00 Показательные уроки | Наблюдение ,анализ 3-4-уроков чтения. Анализ уроков | Наблюдение ,анализ 3-4 уроков по изобразительной деятельности. Анализ уроков | Анализ наблюдаемых уроков и мероприятий Составить индивидуальный план практики с указанием дат и те: пробных уроков Подготовить конспекты уроков, подготовиться к урокам, проанализировать уроки |
13,02.2013 | Наблюдение ,анализ 3-4-уроков труда. Анализ уроков | Наблюдение ,анализ 3-4 уроков по ознакомлению с окружающим миром Анализ уроков | |
20.-27.02.2013 | Самостоятельное проведение уроков труда и чтения я студентами. Проведение констатирующего эксперимента по курсовой работе | Самостоятельное проведение студентами уроков ознакомления с окружающим миром и изобразительной деятельности | Подготовка конспектов уроков, Анализ проведённых уроков. Оформление документации. Подготовка дидактического материала к урокам. |
6.03.13 | Наблюдение ,анализ 3-4 уроков по изобразительной деятельности.Анализ уроков | Наблюдение ,анализ 3-4-уроков чтения.Анализ уроков | Подготовка конспектов уроков, Анализ проведённых уроков. Оформление документации. Подготовка дидактического материала к урокам. |
13.03.13 | Наблюдение ,анализ 3-4 уроков по ознакомлению с окружающим миром. Анализ уроков | Наблюдение ,анализ 3-4-уроков труда. Анализ уроков | Подготовка конспектов уроков, Анализ проведённых уроков. Оформление документации. Подготовка дидактического материала к урокам. |
20.03.13. 3.04.13 | Самостоятельное проведение студентами уроков ознакомления с окружающим миром и изобразительной деятельности. Проведение констатирующего эксперимента по курсовой работе | Самостоятельное проведение уроков труда и чтения я студентами. Проведение констатирующего эксперимента по курсовой работе | Подготовка конспектов уроков, Анализ проведённых уроков. Оформление документации. Подготовка дидактического материала к урокам. |
10.04.13, 17.04.13 | Самостоятельное проведение студентами физкультурного занятия и внеклассного мероприятия по предмету( на выбор студента) | Самостоятельное проведения студентами занятия по изобразительной деятельности и и внеклассного мероприятия по предмету( на выбор студента) | Подготовка конспектов уроков, Анализ проведённых уроков. Оформление документации. Подготовка дидактического материала к урокам. |
24.04.13, 05.05.13 | Самостоятельное проведения студентами занятия по изобразительной деятельности и заданий по курсовой работы | Самостоятельное проведение студентами физкультурного занятия . и заданий по курсовой работы | Подготовка конспектов уроков, Анализ проведённых уроков. Оформление документации. Подготовка дидактического материала к урокам. |
График пробных уроков на 3 курсе- 2 полугодие
школа №5 | |||||||||||||
февраль | март | апрель | |||||||||||
показ | мет.изо | озн с окр | чтение | труд | |||||||||
мет.изо | озн с окр | чтение | труд | физ.кул. | курсовая работа | мет.изо | курсовая работа | ||||||
мет.изо | озн с окр | чтение | труд | физ.кул. | курсовая работа | мет.изо | курсовая работа | ||||||
мет.изо | озн с окр | чтение | труд | физ.кул. | курсовая работа | мет.изо | курсовая работа | ||||||
мет.изо | озн с окр | чтение | труд | физ.кул. | курсовая работа | мет.изо | курсовая работа | ||||||
мет.изо | озн с окр | чтение | труд | физ.кул. | курсовая работа | мет.изо | курсовая работа | ||||||
озн с окр | мет.изо | труд | чтение | курсовая работа | физ.кул. | курсовая работа | мет.изо | ||||||
озн с окр | мет.изо | труд | чтение | курсовая работа | физ.кул. | курсовая работа | мет.изо | ||||||
озн с окр | мет.изо | труд | чтение | курсовая работа | физ.кул. | курсовая работа | мет.изо | ||||||
озн с окр | мет.изо | труд | чтение | курсовая работа | физ.кул. | курсовая работа | мет.изо | ||||||
озн с окр | мет.изо | труд | чтение | курсовая работа | физ.кул. | курсовая работа | мет.изо | ||||||
График пробных уроков на 3 курсе- 2 полугодие школа №40 | |||||||||||||
февраль | март | апрель | май | ||||||||||
показ | чтение | труд | мет.изо | озн с окр | |||||||||
чтение | труд | мет.изо | озн с окр | мет.изо | курсовая работа | физ.кул. | курсовая работа | ||||||
чтение | труд | мет.изо | озн с окр | мет.изо | курсовая работа | физ.кул. | курсовая работа | ||||||
чтение | труд | мет.изо | озн с окр | мет.изо | курсовая работа | физ.кул. | курсовая работа | ||||||
чтение | труд | мет.изо | озн с окр | мет.изо | курсовая работа | физ.кул. | курсовая работа | ||||||
труд | чтение | озн с окр | мет.изо | курсовая работа | мет.изо | курсовая работа | физ.кул. | ||||||
труд | чтение | озн с окр | мет.изо | курсовая работа | мет.изо | курсовая работа | физ.кул. | ||||||
труд | чтение | озн с окр | мет.изо | курсовая работа | мет.изо | курсовая работа | физ.кул. | ||||||
труд | чтение | озн с окр | мет.изо | курсовая работа | мет.изо | курсовая работа | физ.кул. |
Отчетная документация.
1. Папка накопитель, в которую помещается:
-план-дневник практики;
-характеристика, выданная учителем, студенту;
-отчет студента;
- 6 конспектов уроков по плану и внеклассное мероприятие по одному из предметов на выбор студента
- наглядный материал к урокам.
Приложение№ 1
Характеристика по итогам педагогической практики
на студента ___ курса , специальность ___________________________________________
(Ф.И.О. студента)
проходившего практику в МДОУ№ в ___________классе у учителя
(Ф.И.О. учителя)
В характеристике необходимо осветить следующие компоненты
I. Меры овладения общей и профессиональной культурой
II. Профессиональная направленность:
-отношение к педагогической профессии;
-установка на педагогическую деятельность;
III. -сформированность профессиональных умений (конструктивная деятельность, в частности, ее проектировочный компонент, предполагающий отбор и композицию учебного на урок), гностические,организаторские и коммуникативные умения;
-педагогические способности:
- интеллектуальные качества (;гибкость, устойчивость, осознанность, логичность, изобретательность, проницательность, системность, глубина) ;
-профессионально-значимые качества (педагогическая целеустремленность, педагогическое воображение,педагогическая наблюдательность, педагогический такт, педагогическая культура);
IV. Творческая направленность личности,
Приложение№ 2
Отчет
студента 31 группы по специальности «Преподавание в начальных классах» ГБОУ СПО (ССУЗ) «Саткинский педагогический колледж»
Ф.И.О. студента______
База практики__________________________________класс______________________________________Ф.И.О учителя класса_____________________________________________________________
1.Результаты практике в _____________6_______семестре
Название урока, компонента практики | оценка | Подпись учителя |
Урок труда | ||
Урок естествознания | ||
Урок рисования | ||
Урок рисования | ||
Урок труда | ||
Урок естествознания | ||
Урок чтения | ||
Урок физической культуры | ||
Внеклассное мероприятие по предмету | ||
Уровень ведения документации | ||
Уровень анализа | ||
Итоговая оценка |
2.Самооценка формирования профессиональных умений
П.К.БлокПреподавание по программам начального общего образования. | По пятибалльной системе |
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки с учетом учебного предмета, особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся. | |
ПК 1.2. Организовывать и проводить уроки. | |
ПК 1.3. Определять и оценивать результаты обучения с учетом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся | |
ПК 1.4. Анализировать уроки, принимать решения по коррекции целей, содержания, методов и средств обучения. | |
ПК 1.5. Оформлять документацию, обеспечивающую | . |
3. Какие уроки и с каким контингентом учащихся проведены. Насколько удавалось достичь поставленную цель?
4. Сколько и в каких классах посетил уроков, провел их анализ. С какими затруднениями встретился в связи с педагогическим анализом.
5.. Какими новыми знаниями и умениями овладел при выполнении заданий по изучению учащихся или коллектива школьников?
6.. С какими документами учета, планирования и отчетности ознакомился и в какой мере овладел технологией их оформления?
7.Общее заключение о том, что дала практика студенту как будущему учителю.
8. Предложения по совершенствованию базы, содержания и организации практика, методического руководства со стороны работников школы и преподавателей вузовских дисциплин.
9. Дата составления отчета и подпись студента.
ПРИМЕЧАНИЕ: Отчет должен быть содержательным - отражать весь объем выполненной работы, раскрывать положительные стороны и недостатки в теоретической и практической подготовке студента, представлять объективный анализ собственных достижений в овладении педагогической профессией.
Приложение №3
ПАМЯТКА ПРАКТИКАНТУ ПО ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ
1. Узнайте заранее тему своего урока, точно определите материал учебника к этому уроку, его место в системе уроков по теме.
2. Изучите методическую литературу по теме урока.
3. Посетите 1-2 урока, предшествующие вашему, наблюдайте и фиксируйте ход урока, работу обучающихся, методику и организационную работу учителя: вопросы, задания, действия учителя и учеников, ответы, отношение детей к работе, к учителю, к друг другу, выполнение задач урока, трудности, возникающие в самостоятельной работе. Продумайте взаимосвязи проводимого вами урока с предыдущим и последующим.
4. Определите цели урока, его структуру и основные этапы.
5. Подумайте о путях реализации дидактических принципов.
6. Разработайте содержание урока. Отберите материал и определите методы и приёмы обучения на каждом этапе урока. Сформулируйте вопросы и задания для обучающихся.
7. Продумайте организационную структуру и распределите учебное время на все этапы урока.
8. Предусмотрите чередование различных видов работы детей, сложного и несложного материала, правильные соотношения между работой под руководством учителя и самостоятельной работой обучающихся.
9. Используйте по возможности приёмы дифференциации учебной работы, а также элементы проблемного обучения.
10. Включите, если нужно, упражнения занимательного характера, дидактические игры, физкультминутки.
11. Распределите учебное время на отдельные этапы урока в соответствии с целями и содержанием работы.
12. Подготовьте дидактический и наглядный материал к уроку, ТСО, продумайте место и методику его использования, оформление записей учеников в тетрадях, а также записей на доске.
13. Оформите развёрнутый план-конспект урока.
Приложение №4
СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА
1. Какова характеристика реальных учебных возможностей обучающихся? Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного урока?
2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущим, на что в них опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? В чём специфика этого урока? Каков его тип?
3. Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?
4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. д.? Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли «связки» между всеми этапами урока?
5. На каких понятиях, идеях, положениях фактах делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?
6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.
7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?
8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения. Почему?
10. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?
11. За счёт чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
12. Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?
13. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.
14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Как учитель планирует восполнение нереализованного?