Дорнах, 9 ноября 1923 года
Вы видели, что в докладах, которые я сделал в последнее время, преследуется цель, обобщить явления в мире так, чтобы в итоге получилось истинное всеохватывающее познание человека. К познанию человека стремится все, что мы рассмотрели. Познание человека станет возможным только тогда, когда оно сможет начать с низших форм мира явлений, со всем тем, что открывается человеку как материальный мир. И то, что начинается вместе с рассмотрением открывающегося как вещественный мир, то должно завершиться рассмотрением мира иерархий[29]. От низших форм вещественного бытия до высших форм духовного бытия, до мира иерархий необходимо искать то, что может привести к действительному познанию человека. А теперь мы создадим некий набросок такого человеческого познания в докладах, которые я могу сейчас для вас сделать.
Мы должны ясно понимать, то, что сегодня стоит перед нами, как человек, является результатом того длинного космического развития, которое я всегда обобщал как развитие Сатурна, Солнца, Луны и Земли. Развитие Земли еще не завершено. Однако нам следует понять, чем, собственно, обязан человек развитию Земли в узком смысле, которое последовало за развитием Луны.
Видите ли, когда вы протягиваете руки и двигаете ими, когда вы простираете руки и двигаете ими, когда вы шевелите пальцами, когда вы выполняете какое-нибудь внешнее движение: все, что необходимо для этого в вашем организме, чтобы вы могли двигать руками и ногами, головой, шевелить губами и так далее, - силы для таких человеческих проявлений проходят ведь в самые внутренние части человеческого организма, - все это дано человеку благодаря развитию Земли в узком смысле. Если же вы заглядываете во все, что есть развитие обмена веществ, в пространство, которое ограничено внешней человеческой кожей, вы смотрите на то, что происходит в физически-телесном внутреннем человеке как развитие обмена веществ, тогда вы получаете картину того, чем человек обязан развитию Луны. И у вас есть картина того, чем человек обязан развитию старого Солнца, если вы смотрите на все то, что в человеке является ритмическим процессом. Процесс дыхания, процессы циркуляции крови являются ведь важными ритмическими процессами: всеми этими ритмическими процессами человек обязан развитию старого Солнца. А всем, что есть развитие нервов и чувств, опять-таки распространенное по всему телу сегодняшнего человека, этим человек обязан развитию старого Сатурна.[30]
Однако при всем этом вы должны учитывать, что человек есть целое, и что развитие мира есть целое. Если мы сегодня указываем на развитие старого Сатурна так, как я сделал это в своем «Тайноведении», то мы имеем в виду то развитие, которое до древних времен предшествовало развитию Солнца, Луны и Земли. Однако это, в принципе, только одно развитие Сатурна, которое привело к Земле. В то время как развивается Земля, тоже возникает развитие Сатурна. Это новое развитие Сатурна находится внутри развития Земли; оно, так сказать, новейшее развитие Сатурна. То, что дошло до развития Земли, это самое старое. То, которое находилось в старом Солнце как развитие Сатурна, - более молодое; то, что находилось в Луне, еще моложе; а Сатурн, который заполняет сегодня Землю, который в основном использует определенные организации тепла в Земле, это самое молодое развитие Сатурна. Однако мы с нашим человеком находимся внутри этого развития Сатурна.
Итак, мы находимся внутри космического развития. Однако мы находимся также внутри того, что пространственно окружает нас на Земле. Возьмем, к примеру, минеральное царство. Мы находимся с минеральным царством во взаимодействии. Мы употребляем минеральное через пищу. Мы воспринимаем его также через дыхание и так далее. Мы перерабатываем в нас минеральное.
Однако все развитие, все мировые процессы в человеке другие, не такие, как вне человека. Я уже отмечал: это чистая насмешка, если мы сегодня изучаем химические процессы в химической лаборатории и потом думаем, что эти химические процессы, когда человек ест пищевые продукты, просто продолжаются внутри человека. Человек - это не какое-то слияние химических воздействий; там, внутри человека, все изменяется.[31] И со здоровой точки зрения это изменение обнаруживается следующим образом.
Предположите, что мы употребляем минеральное. Все, что мы употребляем из минерального, должно в человеке быть доведено до такой степени, чтобы действовало следующее. Вы знаете, что мы имеем собственную теплоту; в нашей теплоте крови у здорового человека приблизительно 37 градусов. В нашей теплоте крови мы имеем нечто, что в среднем превосходит внешнюю теплоту. Все, что мы употребляем минерального, должно так преобразоваться в нашем организме, так видоизмениться, чтобы то, что в нашей теплоте крови выходит за среднюю теплоту внешнего окружения, что выше, чем средняя теплота внешнего окружения, чтобы это охотно приняло минеральное. Если вы съедите крупинку поваренной соли, то эту поваренную соль должна всосать ваша собственная теплота, не та теплота, которая у вас общая с внешним миром, а ваша собственная теплота должна охотно принять ее. Все минеральное должно превратиться в тепловой эфир.[32] И в тот момент, когда человек имеет в своем организме нечто, что мешает какому либо минералу превратиться в тепловой эфир, в этот момент он болен.
Теперь пойдем дальше, пойдем к растительному, которое употребляет человек. Человек употребляет растительное, он сам принадлежит к этому миру, развивая растительное и в себе. Человек содержит минеральное, которое, однако, склонно к тому, чтобы стать тепловым эфиром. Растительное постоянно имеет в человеке тенденцию к тому, чтобы стать воздушным, газообразным. Так что человек имеет в себе растительное, как воздушное царство. Все, что входит в человека от растений, или что он сам развивает как внутреннюю растительную организацию, должно стать воздушным, должно уметь приобрести в нем воздушную форму. Если оно не принимает воздушную форму, если организация человека такова, что она препятствует ему в том, чтобы все, что хочет быть в нем растительным, перешло в воздушную форму, он болен. Все животное, что употребляет человек, или что он сам образует в себе как животное, все это должно в человеке, по крайней мере, в какое-то время, принять жидкую, водянистую форму. Человек не должен иметь в себе ничего от животного, ничего из внутренне произведенного животного, ничего из употребленного животного, что не проделывает в нем процесс, когда оно становится в нем жидким. Если человек не в состоянии сделать жидким свое собственное животное или чужое животное, чтобы затем снова перевести его в твердое, тогда он болен. Только то, что рождает в человеке чисто человеческую форму, что у человека происходит из того, что он является прямоходячим существом, что он имеет в себе импульсы к говорению и мышлению, только то, что делает его собственно человеком, что поднимает его над животным, только этому позволено входить в твердое земное, - а оно составляет максимум только 10% нашей общей организации, - это имеет право войти в твердое, в твердо сформированное, в форму. Если в человеческую твердую форму входит что-нибудь от животного или растительного, то человек болен.
Все минеральное должно однажды стать в человеке тепловым эфиром. Все растительное должно пройти в человеке транзитную стадию воздушного. Все животное должно пройти в человеке транзитную стадию водянистого. Лишь все человеческое может всегда сохранять в нем земную твердую форму. Это одна из тайн человеческой организации.
А теперь мы сначала оставим то, - позже[33] это будет рассмотрено более подробно, - что имеет человек от Земли, возьмем то, что в человеке есть система обмена веществ, что он, конечно, преобразует во время земной организации, но заложено это из времен старой Луны в зародыше, следовательно, возьмем то, что происходит как обмен веществ в более узком смысле внутри человеческой кожи, причем мы должны, конечно, причислить сюда и выделения, тогда это, я хотел бы сказать, постоянно изменяется из-за употребления питательных веществ. Питательные вещества, которые вначале находятся вне человека, входят в человека и сначала вчленяются в эту систему обмена веществ.
Эта система обмена веществ перерабатывает то, что является окружением человека, в человеческое. Все минеральное начинает приближаться к тепловому эфиру, все растительное начинает приближаться к газо-воздушно-легкому, все, что является животным, начинает приближаться к водянистому, и, как организованное формообразование, превращает собственно человеческое в твердое. Все это, в тенденции, находится в обмене веществ. А обмен веществ в этом отношении есть нечто чрезвычайно интересное.
Если мы проследим за обменом веществ к верху вплоть до дыхания, то обнаружим, что человек сам из себя формирует углерод, который можно найти в человеке повсюду. К нему поступает кислород, он преобразуется в углекислоту, которую человек потом выдыхает.[34] Углекислота есть соединение углерода с кислородом. Кислород, который вводится с дыханием, вбирает в себя углерод; человек выдыхает углекислоту, соединение, в которое кислород вступил с углеродом. Однако прежде чем произойдет выдох, углерод, так сказать, еще становится благодетелем природы человека. Потому что углерод, соединяясь с кислородом, соединяя некоторым образом то, что вызывает циркуляция крови, с тем, что затем дыхание делает с циркуляцией крови, этот углерод становится благодетелем человеческой организации, потому что, прежде чем покинуть человеческий организм, он распространяет во всем человеческом организме истечение эфира. Физическая наука просто говорит: углерод выдыхается с углекислотой. Однако это только одна сторона всего процесса. Человек выдыхает углекислоту, но во всем его организме, благодаря выдыханию углерода, которым воспользовался кислород, остается эфир. Этот эфир проникает в эфирное тело человека. И этот эфир, который постоянно производится углеродом, это то, что делает человеческую организацию пригодной для того, чтобы открыться духовным влияниям, что воспринимает астрально-эфирные воздействия из Космоса. Тогда этим эфиром, который оставляет после себя углерод, притягиваются космические импульсы, те космические импульсы, которые, в свою очередь, воздействуют на человека, формируя его, которые, например, так подготавливают нервную систему, что она может стать носителем мыслей. Этот эфир должен постоянно пронизывать наши органы чувств, например, наши глаза, для того, чтобы глаза могли видеть, чтобы глаза могли воспринимать внешний свет. Следовательно, мы обязаны углероду тем, что в нас происходит приготовление эфира, которое может идти навстречу миру.[35]
Все это приготавливается уже в системе обмена веществ. Однако система обмена веществ, как человеческая система, таким образом расположена в целом Космосе, что она не могла бы существовать сама по себе. Система обмена веществ не могла бы существовать сама по себе. Поэтому она в зародыше образовалась в человеке лишь в третью очередь. Первый зародыш нервно-чувственной системы образовался в период эпохи старого Сатурна, второй зародыш для ритмической системы во время эпохи старого Солнца, и лишь тогда, когда эти другие системы уже существовали, в человеке могла быть создана система обмена веществ, потому что система обмена веществ не могла бы существовать сама по себе. Система обмена веществ, если мы опустим вначале произвольные движения, в космической взаимосвязи предназначена для питания человека.[36] Однако это питание не может существовать само по себе. Это питание нужно человеку, но оно не может существовать само по себе. Потому что, если изучить отдельно систему обмена веществ человека, - в последующих докладах вы увидите, как это, в свою очередь, необходимо для всей человеческой организации, - обнаружится, что она постоянно пронизана всевозможными склонностями, чтобы сделать человека больным. И происхождение внутренних болезней, которые, следовательно, возникают не вследствие внешних повреждении, мы должны всегда искать в системе обмена веществ. Поэтому, тот, кто хочет заняться действительно рациональным наблюдением болезни, должен исходить из системы обмена веществ, и он должен, собственно, спросить каждое отдельное явление в системе обмена веществ: каким путем ты появилось здесь? Если мы возьмем все явления, прием пищи в рот, переработка пищи, когда мы превращаем определенные вещества в нас в крахмал и в сахар, и так далее, если мы возьмем окутывание пищи во рту птиалином, если мы пойдем дальше, если мы возьмем пропитывание пищи в желудке пепсином, если мы пойдем дальше, и возьмем переработку продуктов обмена веществ в системе пищеварения, в их переходе в лимфатические сосуды, в их переходе в кровь, тогда мы должны искать каждый отдельный процесс, а это бесчисленные процессы, которые нужно принимать во внимание. Смешивание продуктов обмена веществ с секретом поджелудочной железы, которая еще присоединяется к этому, смешивание веществ с секретом желчного пузыря и так далее[37], каждый отдельный процесс мы должны спросить: что тебе, собственно, нужно? И он ответит нам: если я один, то я тот процесс, который всегда делает человека больным. Ни один процесс обмена веществ не должен происходить в человеческой природе до конца, потому что каждый процесс обмена веществ, если он доходит до конца, делает человека больным. Человеческая природа здорова только тогда, когда процессы обмена веществ останавливаются на определенной ступени.
Мы познакомимся с тем, что, вероятно, могло бы сначала показаться глупостью организации мира: что там, в человеке, начинается нечто, что, если бы оно не было задержано на полпути, сделало бы человека больным, мы познакомимся с этим как с самой высокой мудростью в последующих докладах.[38] Однако сейчас давайте пока рассматривать факты, давайте рассмотрим, что отдельные детали процессов обмена веществ, если мы изучаем их изнутри в соответствии с их сущностью, ответили бы: мы находимся на пути к тому, чтобы сделать весь организм больным. Каждый процесс обмена веществ, будучи продолженным, делает организм больным. Поэтому, если в человеке вообще должен быть обмен веществ, то должны быть другие процессы, которые должны быть прежде этого развиты в своих зародышах, и это те процессы, которые имеются в циркуляции; это процессы циркуляции. Процессы циркуляции содержат постоянно исцеляющие процессы. Так что человека действительно можно описать, сказав так: человек был рожден во время развития старой Луны как пациент, и ему был предпослан в его собственной природе, во время развития старого Солнца, врач. Во время развития старого Солнца человек родился в отношении собственной природы, как врач. В развитии мира была проявлена большая осторожность, что врач возник прежде пациента, потому что во время развития старой Луны в самом человеке добавился пациент. И нужно, если хотят правильно описать человека, подняться от процессов обмена веществ к процессам циркуляции, конечно, ко всему тому, что лежит в основе процессов как импульсы. Одно вещество вызывает более быструю, другое - более медленную циркуляцию в самом широком смысле. В нас ведь имеются совсем мелкие процессы циркуляции. Возьмите какое-нибудь минеральное вещество, возьмите золото, возьмите медь, все это, если оно подается человеку тем или иным образом внутренне или через инъекцию или еще как-то, является побуждением для того, чтобы в циркуляции что-нибудь формировалось, изменялось, воздействовало оздоравливающим образом и так далее. И что нужно знать, чтобы заглянуть в собственно оздоровительные процессы человека, - это то, что каждое отдельное вещество мирового окружения вызывает в человеке в отношении изменений циркуляции. Так что мы можем сказать: циркуляция есть непрерывный процесс исцеления.
Вы можете, хотелось бы сказать, вычислить это, если хотите. Обдумайте то, что я сказал вам: и среднем человек делает 18 вдохов в минуту. Это дает, в чрезвычайно регулярном приспособлении к Космосу, в течение дня столько вдохов, сколько составляет ритм обращения Солнца за солнечный год. За 25 920 лет Солнце проходит через все мироздание. Человек среднего возраста делает в день в среднем 25 920 вдохов. Удары пульса в четыре раза чаще. Другая циркуляция, циркуляция, более сконцентрированная внутри, испытывает на себе влияние обмена веществ. Циркуляция дыхания - это то, что соответствует внешнему сообщению человека с внешним миром, что является взаимодействием с внешним миром. Этот ритм дыхания должен постоянно укрощать ритм циркуляции, чтобы он оставался при своих четырех, иначе человек со своим ритмом циркуляции войдет в совершенно нерегулярный ритм, не в число 103680. Это нечто, чему в Космосе ничто не соответствует. Тогда человек совершенно вырывает себя из Космоса. Его обмен веществ вырывает его из Космоса, отчуждает его от Космоса, а ритм дыхания постоянно вовлекает его в Космос. В этом делении и в этом укрощении ритма циркуляции ритмом дыхания вы видите прапроцесс исцеления, который постоянно осуществляется в человеке. Однако при любом внутреннем исцелении нужно таким образом приходить на помощь процессу дыхания, который ведь определенным образом продолжается внутрь всего Космоса, чтобы он повсюду в человеке укрощал процесс циркуляции, приводил его к общим соотношениям Космоса.
Так что мы можем сказать: мы переходим от питания к исцелению, в то время как человек, снизу вверх, всегда имеет, собственно говоря, тенденцию становиться больным, и в своем срединном организме, в организме циркуляции, должен постоянно развивать тенденцию оставаться здоровым. И в то время, как в нашем срединном организме непрерывно возникают импульсы выздоровления, они оставляют кое-что именно после системы голова-нервно-чувственная система; и тогда мы приходим к третьей, к нервно-чувственной системе. Что за силы находим мы тогда в нервно-чувственной системе? Мы находим в нервно-чувственной системе те самые силы, которые, так сказать, оставляет в нас врач. Он воздействует, с одной стороны, оздоравливающим образом сверху вниз на процесс обмена веществ. Однако, воздействуя на процесс обмена веществ оздоравливающим образом, он делает что-то, что но всем Космосе может быть оценено единственным образом. И я не скажу вам ничего фантастического, я скажу вам нечто, что совершенно реально: этот процесс, то, что в нас постоянно происходят процессы оздоровления, по направлению книзу, вызывает удовлетворение высших иерархий.[39] Это радость высших иерархий от земного мира. Они смотрят вниз и постоянно чувствуют подъем болезни из того, что входит в человека от земного, что остается там от земных качеств вещества. Вы видите, как импульсы действующих из земного сил, которые содержатся в циркулирующем воздухе и еще далее, непрерывно действуют как процессы оздоровления. Это вызывает удовлетворение высших иерархий.
А теперь представьте себе, что вы можете изучать в том самом мировом теле, которое определенным образом поставлено как достойнейший духовный объект изучения на границе нашей системы планет. Там в центре находится то, что хранит в себе силы, которые, если мы представим их себе сконцентрированными на Земле, являются силами, которые делают больными, а в окружении обнаруживаются циркулирующие силы оздоровления. И тот, кто обладает чувствительностью к таким вещам, тот увидит в кольцах Сатурна в таком ярком выражении, в каком их нельзя воспринимать в том, что окружает Землю, потому что мы находимся внутри того, что является кружащимся здоровьем. Это кольцо Сатурна является еще чем-то существенным образом иным, нежели то, что говорят о нем астрономы. Это кольцо Сатурна является кружащимся здоровьем, а внутренняя часть Сатурна есть то, что делает больным, если рассматривать в чистейшей концентрации.
И так на Сатурне, который поставлен на внешнем конце нашей системы планет, видно, как происходит тот же процесс, который мы постоянно носим в себе, благодаря внутреннему обмену веществ и благодаря нашему организму циркуляции. Однако мы видим также, если мы посмотрим на это, как наш духовный взгляд обращается на мир, а именно мир второй иерархии и первой иерархии; второй иерархии: Кириотетес, Динамис, Эксузиаи, второй иерархии: Серафимы, Херувимы, Престолы. Если мы внимательно рассматриваем духовным взором Сатурн и его кольцо, то мы обращаемся к этим высшим иерархиям, которые, я сказал бы, с удовлетворением смотрят вниз на это болезнетворное и оздоравливающее.
И это удовлетворение, это сила во Вселенной. Это удовлетворение высших иерархий пронизывает тогда нашу нервно-чувственную систему и формирует в ней силы духовного развития человека. Это силы, которые определенным образом расцветают из исцеления, которое непрерывно происходит в человеке. Так что, в-третьих, мы имеем духовное развитие.
1. Обмен веществ питание
2. Циркуляция исцеление
3. Нервно-чувств. организация духовное развитие
И если мы сейчас будем описывать человека на протяжении развития через время Сатурна, Солнца и Луны, тогда нам придется сказать: человек есть вначале рожденный из Космоса дух, который развивает в себе целителя, который благодаря этому потом может принять космического пациента. И благодаря взаимодействию всего этого создается потом то, чем на Земле является могущий произвольно двигаться человек.
Каждое отдельное звено познания человека, хотелось бы сказать, должно быть инспирировано тем, что лежит в основе того, что я здесь сказал. Предположите, что кто-то хочет создать систему исцеления, действительно рациональную систему исцеления. Что она должна будет содержать? Конечно, в основном процессы исцеления. Однако процессы исцеления, из чего они должны будут исходить? Они должны будут исходить из процессов обмена веществ, а другое сможет быть не более, чем предпосылкой, - нам еще придется об этом говорить,[40] - анатомическое, даже более тонкое анатомическое, это может быть исходной точкой только потому, что оно является твердым, сформированным. Это уже само делает себя человеческим. Однако рациональная система медицины должна сначала так изучить процессы обмена веществ, чтобы постоянно воспринимать в них тенденцию, как они движутся к болезнетворному. Так что сегодняшняя система медицины, можно создать, непременно должна начать с системы обмена веществ, то есть сначала с нормальных процессов обмена веществ, и уже оттуда можно почерпнуть познание возможности, как внутренние болезни могут возникать из обмена веществ в самом широком смысле. Тогда из этого, через интимное познание того, что делают ритмические процессы, должно получиться то, что является собственно терапией. Так что для сегодняшней системы медицины нужно начать с изучения процессов обмена веществ, а оттуда нужно сделать переход ко всему тому, что может происходить в человеке в области ритмических процессов. И потом, хотелось бы сказать, будет достигнута вершина всего, когда будет показано, как здоровое развитие духовных задатков человека предполагает познание того, что приходит из целительных сил. Сегодня вы не сможете найти педагогики, то есть искусства здорового развития духовной природы человека, если вы не исходите из процессов исцеления; потому что процессы исцеления есть ничто иное, как примененное к срединной природе человека то, что должно использоваться уже в чистом мышлении при формировании духовных процессов в человеке.
Искусный педагог непременно должен духовным образом работать с силами, которые, уплотненные в психическое или уплотненные в эфирное, являются процессами исцеления. Если я делаю что-то с ребенком при помощи педагогического искусства, то это процесс, в основе которого лежит нечто духовное. Если я переведу этот процесс так, что то, что я выполняю там в духе, я буду выполнять теперь благодаря тому, что я использую что-то вещественное или какой-то процесс, то этот процесс или это вещество есть целительное средство. Можно было бы также сказать: медицина есть метаморфизация духовного обращения с человеком по направлению книзу, в вещественное. Если вы вспомните, как я обрисовал вещи в курсе для учителей,[41] тогда вы увидите, как я повсюду обращал внимание, как в том, что делает учитель, начинается некоторого рода общая человеческая терапия, как то или иное педагогическое мероприятие в более позднем возрасте может вызвать нездоровые отложения обмена веществ или всасывание нерегулярного обмена веществ. Поэтому то, что делает педагог, будучи продолжено вниз, дает терапию. А противоположность терапии, то, что стремится снизу наверх, это процессы обмена веществ.
Следовательно, вы также видите, как должна быть рождена сегодня система медицины из всего познания человека. И она это может. Некоторые это чувствуют. Однако что-то будет достигнуто лишь тогда, когда действительно будет сформирована такая система медицины. И это уже в настоящее время является самым необходимым. Если Вы сегодня посмотрите на медицинские справочники, то Вы увидите, что, как правило, начинают не с системы обмена веществ или, по крайней мере, в редчайших случаях, с обмена веществ. Однако из этого необходимо исходить, иначе мы не научимся понимать, в чем вообще состоит природа болезни.
Видите ли, все дело состоит в том, что процессы питания действительно могут переходить в процессы исцеления, процессы исцеления в духовные процессы, а духовные процессы могут переходить обратно в процессы исцеления; или, если духовные процессы непосредственно вызывают нарушения обмена веществ, то духовные процессы опять-таки переходят в стадию, где они должны быть исцелены срединным организмом человека. Все эти вещи переходят в человеке друг к друга, и вся человеческая организация постоянно представляет собой чудесную метаморфозу. Возьмите, к примеру, процессы, которые лежат во всей этой чудесной циркуляции человеческой крови. Что же это за процессы?
Итак, рассмотрите вначале, совершенно обособленно от остального человеческого организма, кровь,[42] как она течет по жилам, рассмотрите в человеческом облике, скажем, систему сосудов и то, что присоединяется как мышечная система, костная система и так далее, то есть то, что является твердым образованием, и то, что протекает там жидким. Остановимся на жидком состоянии, на крови, там есть и другие жидкости, но давайте остановимся на крови. В этой текущей жидкости, что за процессы происходят там внутри постоянно? Процессы происходят непрерывно. Те же самые процессы, которые происходят в жидкой крови, они могут в какую-нибудь сторону охватывать то, что есть лишь стенка или остов или какое-то твердое образование, нечто сформированное в человеке, тогда то, что относится к крови, находится в стенке сосуда или в мышце и ли где-нибудь в кости или в какой-нибудь оболочке. Чем оно становится там? Там оно становится импульсом воспалительных явлений. То, что мы находим как импульсы воспалительных явлений здесь или там, мы находим это постоянно в жидкой крови как нормальные процессы. То, что проявляется там как воспаления, это процессы, вытесненные на неверные места, то есть на сформированные твердые места, это процессы, которые должны постоянно происходить в текущей крови. Абсолютно нормальный, здоровый процесс, будучи дислоцированным, помещенным в другое место, где его не должно быть, есть процесс, который делает больным. И определенные болезни нервной системы состоят именно в том, что нервной системе, которая во всей своей организации полярно противоположна кровеносной системе, приходится испытать пришествие процессов, которые в крови являются нормальными. Если эти процессы, которые в кровеносных путях являются нормальными процессами, проникают в нервные пути, тогда нервные пути, и это происходит при самом незначительном проникновении, охватываются воспалением, и мы получаем различные формы больной нервной системы.
Я сказал, что в нервах[43] происходят совсем другие процессы, нежели в крови, противоположные процессы. В крови происходят процессы, стремящиеся к фосфорному, процессы, которые, если они, как фосфорные, охватывают окружающее кровь или соседнее с кровью, ведут к воспалительному. Если процессы в нервных путях выходят в другие соседние органы или также в кровь, тогда возникают импульсы для всех опухолевых образований у человека. Если это переносится в кровь, так, что кровь тогда нездоровым образом снабжает другие органы, тогда возникают опухолевые образования. Так что мы можем сказать: каждое опухолевое образование есть метаморфизованный нервный процесс в неверном месте в человеческом организме.
Вы видите, что происходит в нерве, должно оставаться в нерве, что происходит в крови, должно оставаться в крови. Если то, что принадлежит крови, переходит в то, что по соседству, возникают воспаления. Если то, что принадлежит нерву, переходит в то, что по соседству, возникают различные образования, которые можно обобщить лишь под тривиальным названием опухолевые образования. Однако именно между процессами в нервной системе и между процессами в системе крови должен иметь место правильный ритм.
У нас не только вообще ритм дыхания находится в контрасте с ритмом крови, но у нас в циркулирующей крови есть тонкие процессы, которые, если они выходят из крови, становятся воспалительными процессами. Эти тонкие процессы должны также находиться в определенной ритмической взаимосвязи с тем, что происходит в соседнем нерве, как дыхание должно находиться во взаимосвязи с циркуляцией крови. И в то мгновение, когда это нарушается между ритмом крови и ритмом нервов, это должно быть восстановлено.
Вы видите, здесь мы снова входим в область терапии, процессов исцеления. Все это показывает нам, как в человеке должно присутствовать все: должно быть самое больное, для того, чтобы на другой стороне могло быть здоровое; оно пришло на неверное место только через неправильный процесс. Потому что, если бы этого вовсе не было, человек не мог бы существовать. Человек не мог бы существовать, если бы он не мог получать воспаления, потому что силы, возбуждающие воспаление, постоянно должны быть в крови. Так задумано, если я часто говорил: из действительного познания человека должно возникать все, что человек приобретает через познания. Вы видите, в чем лежат причины, почему, собственно, педагогика, которая, я хотел бы сказать, ведется так поверхностно, абстрактно, довольно бессмысленна. Собственно, заниматься педагогикой нужно было бы так, чтобы повсюду исходить из определенных патологических процессов в человеке и из возможности их исцеления.
Если известна болезнь мозга и возможность лечения болезни мозга, тогда, в грубом, - что, опять-таки, в своем роде, естественно, тонкое, однако потому что речь идет о физическом процессе, я говорю «в грубом», - в лечении мозга имеют именно то, что должно быть введено в педагогическое искусство. Поэтому, собственно, если бы организовать когда-нибудь настоящий педагогический семинар, то, с одной стороны, нужно было бы преподавать учителям патолого-терапевтическое: тогда они натренировали бы свое мышление вначале на более наглядном, более коренящемся в материи, для того, что они должны понять в собственно педагогике. И опять-таки ничего нет более полезного для терапии, а именно для терапии внутренних заболеваний, чем когда известно, как действует то или другое в педагогической кунст-терапии. Потому что, если находят мостик к вещественному, тогда находят род и способ, как можно лечить и в педагогике, находят лечебные средства.
Если, например, находят правильные педагогические средства, чтобы средствами педагогики встретить определенные проявления лености у детей, которые вызваны нарушениями в системе пищеварения, тогда совершенно удивительным образом получают внутренние тенденции; если действительно живут внутри в педагогике, конечно, не когда учатся только внешне, и собственно, охотнее забывают то, что происходит в школе, как только уходят из школы, сидят вечером в кафе и забывают, что происходит в школе. От способа обращения, который испытывает ребенок, получают тенденцию, чтобы видеть все воздействие процессов в голове, всю взаимосвязь процессов головы и нижней части тела. Когда изучают минералогию, например, процессы, которые происходят в меди, когда медь образует в земном царстве то или это, тогда происходит почти так, что во всем, что выполняет медь, когда она становится той или иной медной рудой, что в этом превращении руд в медную руду или в другие руды кажется тогда, что говорят: здесь сила меди делает в земле то, что ты, как педагог, делаешь с детьми! Человек буквально видит отображение того, что он сам делает, в процессах меди. И чрезвычайно замечательно, будучи педагогом, создавать себе интуитивную, чувственную и инстинктивную ясность о том, что ты делаешь, чтобы затем в восторге отправиться на природу и увидеть, как, собственно, природа действует педагогически в великом; как повсюду там, где из-за какого-нибудь процесса извести могло бы произойти что-то нехорошее, как там вводится процесс меди. Да, в этих процессах меди, в этих процессах формирования руд внутри остальных земных процессов, находится также непрерывное исцеление. И когда где-нибудь находят пиритовые руды или что-нибудь другое, можно с восторгом сказать себе: это именно так, как будто правильно обращаются с человеком. Ведь там духи природы воздействуют как целители сверху из иерархий, вплоть до тех элементарных духов, о которых я рассказывал, на то, что в жизни могло бы проявиться как мешающие, делающие больным процессы. Тогда это уже ничто иное, чем считывание. Потому что, если видно, что происходит там, снаружи, если обращаются к тому или иному веществу, как к целебному средству или перерабатывают его как целебное средство, тогда просто спрашивают себя: где появляется железо? Где появляется тот или иной металл в жилах? - Тогда изучают окрестности и всегда находят, если там или здесь появляется что-то металлическое в той или иной переработке природы: там, внутри, происходит процесс исцеления; просто возьми его, продолжи его внутрь, в человеческий организм, тогда ты создашь терапию, которую природа показала тебе вовне.
Да, любое хождение в мир есть в действительности настоящее изучение питающего, исцеляющего, духовного; потому что в природе постоянно что-то заболевает и постоянно исцеляется. Там, снаружи находятся они, великие космические процессы исцеления. Мы должны лишь применить их к человеку. Это чудесное взаимодействие макрокосмоса с микрокосмосом. И действительно, это глубокая истина, то, что я сказал некоторым из вас в той или иной форме:
Если ты хочешь познать себя,
Посмотри на мир, во все стороны.
А если ты хочешь познать мир,
То загляни в глубины самого себя.
Это вы можете применить ко всему: если ты хочешь исцелить человека, посмотри в мир, во все стороны, посмотри, как мир развивает исцеление во все стороны. Если ты хочешь познать тайны мира как процессы болезней и исцеления, то посмотри во все глубины человеческой природы. - Вы можете применять это ко всему, что является сущностью человека. Однако вы должны направить взгляд вовне, на великую природу, и видеть человека в живой взаимосвязи с этой великой природой.
Сегодня привыкли делать по-другому. Уходят прочь от природы, как можно дальше; делают что-то, что закрывает даже взгляд на природу, потому что то, что хотят исследовать, кладут под стекло на маленький столик; глаз смотрит не вовне, на природу, а смотрит сюда. Даже взгляд отделен от природы. Это называется микроскоп. В некотором отношении его можно было бы с таким же успехом назвать нулескопом, потому что человек отгораживается от великой природы. И не осознают, когда вот это, внизу, увеличили, что в действительности для духовного познания имеют то же, что произошло бы, если бы процесс происходил в природе. Подумайте только, если вы увеличиваете там крошечную частичку человека, чтобы можно было ее наблюдать, то вы с этой крошечной частицей человека сделали то же, что произвели бы с человеком, если бы вы его растягивали и разрывали бы до такой степени! Тогда вы были бы гораздо ужаснее, чем Прокруст, если бы вы так растягивали и разрывали человека, чтобы он был увеличен, как увеличена вот эта крошечная частичка внизу, под трубой. Но полагаете ли вы, что тогда у вас был бы еще человек? Конечно, не может быть и речи о том, что у вас тогда был бы еще человек. Так же мало у вас истины там, под микроскопом. Увеличенная правда, - это больше не правда, это мнимая правда. Нельзя уходить от природы, да еще закрывать себе глаза. Конечно, все это может быть полезным и для других вещей, но для того, что действительно является познанием человека, это вначале представляет собой нечто, что уводит чрезвычайно далеко от этого истинного познания человека.
Истинное познание человека необходимо искать так, как мы обрисовали. Оно должно вести от процессов питания через процессы исцеления к процессам педагогики человека и мира в самом широком смысле, мы можем сказать: от питания через исцеление к цивилизации и культуре. Ведь это все как нижняя основа физических процессов, которые сконцентрированы в человеке в питании; процессов исцеления, которые исходят из того, что всегда циркулирует, что в человеке сконцентрировано в ритмических процессах; и того, что приходит сверху, что сконцентрировано в человеке посредством нервно-чувственных процессов. Так, трехступенчато, строится мир.
Это я хотел дать вам сначала как некую основу. Далее мы будем основываться на этом. Мы посмотрим, как мы действительно сможем подняться от таких исходных точек в нечто, что, так сказать, представляет собой использование этого в практической жизни, и что можно развивать дальше, к тому, что является познанием иерархий.
Одухотворение субстанции