Справочный материал для учителя.
Карман. В тюркских языках это слово означало «кошелек», в русском языке поначалу так называли «род мешочка или сумки, которые пристегиваются или пришиваются к одежде или к поясу». Сейчас это вшитая или нашивная деталь в одежде – небольшое, обычно четырёхугольное, вместилище для платка, для мелких, нужных под рукой, вещиц.
– Бить по карману (разг.) – вводить в расход, причинять убыток. Цены бьют по карману.
– Не по карману что-нибудь кому-нибудь (разг.) – слишком дорого для кого-нибудь. Вещь дорогая, нам не по карману.
– В чужой карман смотреть (разг. неодобр.) – считать чужие деньги, чужое богатство.
– Тугой карман у кого-нибудь (разг.) – о том, кто богат, обычно о скупом.
– В карман за словом не лезет кто-нибудь (разг.) – о том, кто боек на язык, находчив в споре.
– Держи карман шире! (разг. ирон.) – возглас: напрасно ждёшь, ничего не получишь.
Картина.
1. Произведение живописи. Картины русских художников.
2. То же, что фильм.
Лимон [ит. limone <перс., араб.>] – цитрусовое дерево, а также сочный кислый плод его с твёрдой ароматной кожурой и кислой на вкус мякотью, богатой витаминами и кислотами.
Морковь – огородное растение, корнеплод с оранжевым сладковатым утолщённым корнем.
Красный нос в землю врос,
а зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
нужен только красный хвост.
(Морковь.)
Окно (общеславянское образование от «око», то есть «глаз») – отверстие в стене для света и воздуха, а также рама со стеклом, закрывающая это отверстие.
Пальто (фр. paletot; исп. palletoque – плащ с капюшоном; лат. palla – верхнее платье, верхняя одежда) – верхняя одежда, обычно ниже колен.
Урок 3
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ АЛФАВИТЕ
Цели деятельности педагога:создать условия для формирования умения использовать последовательность букв в русском алфавите при решении учебно-практической задачи (например: расположение заданных слов в алфавитном порядке), а также в жизненных ситуациях; содействовать развитию логического мышления, фонематического слуха, речи, внимания.
Планируемые результаты образования: предметные:научатсяиспользовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов в алфавитном порядке, получат возможность научиться соблюдать известные орфоэпические нормы речи; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; познавательные – понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; коммуникативные – используют в общении правила вежливости, строят понятные для партнера высказывания; личностные УУД:проявляют положительное отношение к школе, знают основные моральные нормы поведения.
Образовательные ресурсы: костюмы для инсценировки стихотворения К. Льдова «Господин учитель Жук»; карточки-задания.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
– Ребята, закройте глаза и представьте удивительное буквенное королевство. Правят этим королевством король Алфавит и королева Азбука.
− Давайте с ними поздороваемся, для этого вспомните правила приветствия. (Высказывания учащихся.)
Работа по иллюстрациям:
1) мушкетер снимает шляпу, делает поклон;
2) дама приседает в реверансе;
3) жители острова Новая Гвинея трутся носами;
4) военные отдают честь.
− Что делают герои иллюстраций? (Ответы учащихся.)
Работа по рабочей тетради «Азбука вежливости», № 2 (с. 50). Чтение и анализ ситуации.
II. Чистописание.
Замок
Пальцы сплетем и замок мы получим.
Еще повторим, и получится лучше.
Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.
На доске написаны буквы: И Г Р Ш Т Й П.
– На какие две группы можно разделить буквы?
– Покажите общие повторяющиеся элементы в каждой группе.
Письмо: И // Ш //; Г // П // Т.