Оценка адаптационного потенциала (АП)

Значение АП Оценка Рекомендации
До 2,10   2,11-3,20 3,21-4,30 более 4,30 Нормальная (удовлетворительная) адаптация Напряжение механизмов адаптации Неудовлетворительная адаптация Срыв адаптации Занятия без ограничений   Занятия по спец.программе Занятия строго ограничены Занятия ЛФК

8. Индекс Квергахарактеризует физическое состояние организма после действия комплекса нагрузок (таблица 14):

• 30 приседаний за 30 с;

• бег на месте с максимальной скоростью в течение 30 с;

• трехминутный бег на месте с частотой 150 шагов в мин;

• прыжки со скакалкой в течение 1 мин. Индекс Кверга определяется по формуле: ИКВЕРГА = 15000/(ЧCC1 + ЧСС2 + ЧСС3), где ЧCC1 - пульс в положении сидя сразу после нагрузки за 30 с, ЧСС2 - через 2 мин, ЧСС3 - через 4 мин.

Таблица 14.

Оценка Индекс Кверга

результат оценка
105 и более 99-104 93-98 92 и менее Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно

9. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) позволяет оценить способность к воспитанию скоростной выносливости, выявить скрытое состояние пониженного насыщения крови кислородом, приводящие к заболеваниям органов дыхания и кровообращения. Функциональную пробу следует выполнять после 2-3 глубоких вдоха и выдоха. Среднее время задержки – 65 секунд (таблицы 15-17). При заболевании или переутомления может снизиться до 30-35 секунд.

Таблица 15.

Оценка пробы Штанге

Группа тестируемых Оценка Результат (с)
Здоровые нетренированные люди Спортсмены Норма Норма 45-55 60-90 и более

Таблица 16.

Ориентировочная оценка пробы задержки дыхания на вдохе для определения способности к воспитанию скоростной выносливости

Возраст (лет) Оценка «отлично» Оценка «хорошо» Оценка «удовлетворительно»
9-10 11-12 13-14 Больше 55 Больше 70 Больше 95 50-55 65-70 90-95 40-50 55-65 80-90

Таблица 17.

Ориентировочные показатели пробы Штанге (с)

Возраст (лет) Мальчики Девочки

10. Проба Генча (задержка дыхания на выдохе). Среднее время задержки – 30 секунд. Если проводить пробу сразу за пробой Штанге или другой подобной, то необходимо выдержать перерыв в 5-7 минут (таблица 18).

Таблица 18.

Оценка пробы Генча

Группа тестируемых Оценка Результат (с)
Здоровые нетренированные люди Спортсмены Норма Норма 25-30 40-60 и более

3. Протоколы тестирования физических качеств.

ПРОТОКОЛ (образец)

тестирования двигательных качеств учащихся _____ класса (мальчики, девочки) школа №__________

Тесты ® Наклон вперёд из положения сидя (см) Прыжки в длину с места (см) Сила правой кисти (кг) Сила левой кисти (кг) Подъём туловища за 30с (кол-во раз) Вис на перекладине (с) Челночный бег 10х5м (с)  
Дата ®                                
Ф. И. ¯
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 

Судьи: __________________________

Завуч по спортивной работе:_________________________

Методика оценивания физической подготовленности
учащихся образовательных учреждений

Физическая подготовленность (ФП) – результат физической подготовки, целенаправленного педагогического процесса на развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости а также их сочетаний (комплекса).

Для оценки ФП следует использовать простые (не сложные по технике исполнения) задания (тесты), которые имеют определенные единицы измерения.

Для оценки физической подготовленности можно следующие тесты:

Тест и единицы измерения Тестируемые физические качества
гибкость скоростно-силовые координационные (ловкость) силовые (силовая выносливость) скоростные выносливость
наклон вперед из положения сидя, (см) прыжок в длину с места (см) челночный бег 3х10 м (с) подтягивание на высокой перекладине из виса (раз) (юноши); на низкой перекладине из положения вис лежа (раз) (девушки) Бег 30 м (с) 6-минутный бег (метров)

Достоинствами этой системы тестов являются:

Ø техническая простота в выполнении;

Ø не требуется сложного оборудования для проведения тестирования;

Ø достаточно высокая надежность и информативность;

Ø все они являются сквозными, т.е. авторами даны нормативы для учащихся с 7 до 17 лет;

Ø для оценивания проявления физических качеств сделана градация по уровням: "низкий", "средний", "высокий" в каждом возрасте.

Эти тесты мы рекомендуем для реализации мониторинга физической подготовленности учащихся 1 – 11 классов школ г. Тольятти.

1. Наклон вперед из положения сидя.С помощью этого теста можно определить двигательное качество - гибкость (рис.1). Данный тест определяет функциональные возможности опорно-двигательного аппарата, степень подвижности его звеньев. При выполнении каждый испытуемый должен выполнить из положения сидя сгибание в тазобедренном суставе и вытянуть руки, как можно дальше вперёд. Между пятками испытуемый зажимает измерительную дощечку на делении «0». Если испытуемый не дотягивается до отметки «0», то результат у него будет отрицательный и записывается со знаком «-», если же он выполняет наклон дальше «0», то результат положительный и записывается без знака «-». Результат записывается в сантиметрах (см). Измерение проводится по кончикам пальцев рук в фиксированном положении туловища (2-3с). Нельзя делать рывковых движений, сгибать ноги в коленных суставах.

Оценка адаптационного потенциала (АП) - student2.ru

 

Рис. 1.

Таблица 1.

Уровень развития гибкости учащихся 7-17 лет

по тесту «наклон вперед из положения сидя, см».

Возраст, лет Уровень
Мальчики девочки
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
1 и ниже 3-5 9 и выше 2 и ниже 6-9 12,5 и выше
1 и ниже 3-5 7,5 и выше 2 и ниже 5-8 11,5 и выше
1 и ниже 3-5 7,5 и выше 2 и ниже 6-9 13 и выше
2 и ниже 4-6 8,5 и выше 2 и ниже 7-10 14 и выше
2 и ниже 6-8 10 и выше 4 и ниже 8-10 15 и выше
2 и ниже 6-8 10 и выше 6 и ниже 9-11 16 и выше
2 и ниже 5-7 9 и выше 7 и ниже 10-12 18 и выше
3 и ниже 7-9 11 и выше 7 и ниже 12-14 20 и выше
4 и ниже 8-10 12 и выше 7 и ниже 12-14 20 и выше
5 и ниже 9-12 15 и выше 7 и ниже 12-14 20 и выше
5 и ниже 9-12 15 и выше 7 и ниже 12-14 20 и выше

2. Прыжок в длину с места.Этот тест позволяет оценить проявление «взрывной» силы (рис.2). Прыжок выполняется из положения стоя, ноги согнуты. Тест проводится дважды, засчитывается лучшая попытка. Дальность прыжка измеряется от стартовой линии до первой точки касания любой частью тела. Результат оценивается в сантиметрах (см).

Оценка адаптационного потенциала (АП) - student2.ru

Рис. 2.

Таблица 2.

Уровень развития «взрывной» силы учащихся 7-17 лет

по тесту «прыжок в длину с места, см».

Возраст, лет Уровень
Мальчики девочки
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
100 и ниже 115-135 155 и выше 85 и ниже 110-130 150 и выше
110 и ниже 125-145 165 и выше 90 и ниже 125-140 155 и выше
120 и ниже 130-150 175 и выше 110 и ниже 135-150 160 и выше
130 и ниже 140-160 185 и выше 120 и ниже 140-155 170 и выше
140 и ниже 160-180 195 и выше 130 и ниже 150-175 185 и выше
145 и ниже 165-180 200 и выше 135 и ниже 155-175 190 и выше
150 и ниже 170-190 205 и выше 140 и ниже 160-180 200 и выше
160 и ниже 180-195 210 и выше 145 и ниже 160-180 200 и выше
175 и ниже 190-205 220 и выше 155 и ниже 165-185 205 и выше
180 и ниже 195-210 230 и выше 160 и ниже 170-190 210 и выше
190 и ниже 205-220 240 и выше 160 и ниже 170-190 210 и выше

3. Челночный бег 3х10 м.Данный тест даёт оценку координационным способностям (ловкости) испытуемых. Для проведения теста определяется десятиметровый отрезок. На линию старта кладутся два кубика. По команде «на Старт!» испытуемый подходит к линии старта, по команде «внимание!» наклоняется вперёд-вниз, по команде «Марш!» берёт один кубик и начинает бег. На отметке 10м он кладёт кубик на линию и возвращается к линии старта, берёт второй кубик и делает последний третий отрезок. Время останавливается, когда он кладёт второй кубик на отрезке 10м. Результат не считается, если учащийся не добегает долиний или бросает кубик. Результат фиксируется в секундах (с).

Таблица 3.

Уровень развития координационных способностей (ловкости)

учащихся 7-17 лет по тесту «Челночный бег 3х10 м, с».

Возраст, лет Уровень
Мальчики девочки
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
11,2 и выше 10,8-10,3 9,9 и ниже 11,7 и выше 11,3-10,6 10,2 и ниже
10,4 и выше 10,0-9,5 9,1 и ниже 11,2 и выше 10,7-10,1 9,7 и ниже
10,2 и выше 9,9-9,3 8,8 и ниже 10,8 и выше 10,3-9,7 9,3 и ниже
9,9 и выше 9,5-9,0 8,6 и ниже 10,4 и выше 10,0-9,5 9,1 и ниже
9,7 и выше 9,3-8,8 8,5 и ниже 10,1 и выше 9,7-9,3 8,9 и ниже
9,3 и выше 9,0-8,6 8,3 и ниже 10,0 и выше 9,6-9,1 8,8 и ниже
9,3 и выше 9,0-8,6 8,3 и ниже 10,0 и выше 9,5-9,0 8,7 и ниже
9,0 и выше 8,7-8,3 8,0 и ниже 9,9 и выше 9,4-8,9 8,6 и ниже
8,6 и выше 8,4-8,0 7,7 и ниже 9,7 и выше 9,3-8,8 8,5 и ниже
8,2 и выше 8,0-7,6 7,3 и ниже 9,7 и выше 9,3-8,7 8,4 и ниже
8,1 и выше 7,9-7,5 7,2 и ниже 9,6 и выше 9,3-8,7 8,4 и ниже
Оценка адаптационного потенциала (АП) - student2.ru

Оценка адаптационного потенциала (АП) - student2.ru 10 метров

Рис. 3.

4. Подтягивание: а) для юношей - на высокой перекладине из виса (рис. 4); б) для девушек - на низкой перекладине из положения вис лежа (рис. 5).Подтягивание оценивает двигательное качество - сила (силовую выносливость). При выполнении необходимо следить: 1) за положением туловища (не должно быть рывковых и волнообразных движений туловища), 2) хватом кистей (хват кистей сверху), 3) подбородком (касание жерди сверху). окончательный результат - количество раз правильно выполненных подтягиваний. Не должно быть длительных остановок между подтягиванием. При их наличии выполнение теста следует остановить.

Оценка адаптационного потенциала (АП) - student2.ru рис. 4. Оценка адаптационного потенциала (АП) - student2.ru рис. 5.  

Таблица 4.

Уровень развития силы учащихся 7-17 лет по тесту подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики) и на низкой перекладине из положения вис лёжа (девочки), количество раз.

Возраст, лет Уровень
Мальчики девочки
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
1 и ниже 2-3 4 и выше 2 и ниже 4-8 12 и выше
1 и ниже 2-3 4 и выше 3 и ниже 6-10 14 и выше
1 и ниже 3-4 5 и выше 3 и ниже 7-11 16 и выше
1 и ниже 3-4 5 и выше 4 и ниже 8-13 18 и выше
1 и ниже 4-5 6 и выше 4 и ниже 10-14 19 и выше
1 и ниже 4-6 7 и выше 4 и ниже 11-15 20 и выше
1 и ниже 5-6 8 и выше 5 и ниже 12-15 19 и выше
2 и ниже 6-7 9 и выше 5 и ниже 13-15 17 и выше
3 и ниже 7-8 10 и выше 5 и ниже 12-13 16 и выше
4 и ниже 8-9 11 и выше 6 и ниже 13-15 18 и выше
5 и ниже 9-10 12 и выше 6 и ниже 13-15 18 и выше

5. Бег 30 м.Показатель этого теста характеризует двигательное качество – быстроту. Результатом является время пробегания 30м отрезка. Задание выполняется со стартовой линии по командам: «на Старт!», «Внимание!», «Марш!». Результат фиксируется секундомером по пересечении финишной линии в секундах (с). При фальстарте или падении следует провести тест ещё раз.

Таблица 5.

Уровень развития быстроты учащихся 7-17 лет по тесту «бег 30м, с».

Возраст, лет Уровень
Мальчики девочки
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
7,5 и выше 7,3-6,2 5,6 и ниже 7,6 и выше 7,5-6,4 5,8 и ниже  
7,1 и выше 7,0-6,0 5,4 и ниже 7,3 и выше 7,2-6,2 5,6 и ниже  
6,8 и выше 6,7-5,7 5,1 и ниже 7,0 и выше 6,9-6,0 5,3 и ниже  
6,6 и выше 6,5-5,6 5,1 и ниже 6,6 и выше 6,5-5,6 5,2 и ниже  
6,3 и выше 6,1-5,5 5,0 и ниже 6,4 и выше 6,3-5,7 5,1 и ниже  
6,0 и выше 5,8-5,4 4,9 и ниже 6,2 и выше 6,0-5,4 5,0 и ниже  
5,9 и выше 5,6-5,2 4,8 и ниже 6,2 и выше 6,2-5,5 5,0 и ниже  
5,8 и выше 5,5-5,1 4,7 и ниже 6,1 и выше 5,9-5,4 4,9 и ниже  
5,5 и выше 5,3-4,9 4,5 и ниже 6,0 и выше 5,8-5,3 4,9 и ниже  
5,2 и выше 5,1-4,8 4,4 и ниже 6,1 и выше 5,9-5,3 4,8 и ниже  
5,1 и выше 5,0-4,7 4,3 и ниже 6,1 и выше 5,9-5,3 4,8 и ниже  
                       

6. 6-минутный бег.Этот тест направлен для определения двигательного качества – выносливость. По командам: «на Старт!», «Внимание!», «Марш!» учащиеся начинают бег по стадиону. Бег выполняется в течении 6 минут. По истечению времени (по свистку учителя) все останавливаются для определения пройденного расстояние учащимися. Результат записывается в метрах (м) (количество кругов умножается на расстояние круга стадиона + расстояние неполного круга). Если кому либо из испытуемых стало плохо при проведении теста, то его выполнение следует прекратить. По возможности провести в другой раз, если нет каких-либо противопоказаний.

Таблица 6.

Уровень развития выносливости учащихся 7-17 лет

по тесту «6-минутный бег, м».

Возраст, лет Уровень  
мальчики девочки  
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий  
 
700 и менее 750-900 1100 и выше 500 и менее 600-800 900 и выше
750 и менее 800-950 1150 и выше 550 и менее 650-850 950 и выше
800 и менее 850-1000 1200 и выше 600 и менее 700-900 1000 и выше
850 и менее 900-1050 1250 и выше 650 и менее 750-950 1050 и выше
900 и менее 1000-1100 1300 и выше 700 и менее 850-1000 1100 и выше
950 и менее 1100-1200 1350 и выше 750 и менее 900-1050 1150 и выше
1000 и менее 1150-1250 1400 и выше 800 и менее 950-1100 1200 и выше
1050 и менее 1200-1300 1450 и выше 850 и менее 1000-1150 1250 и выше
1100 и менее 1250-1350 1500 и выше 900 и менее 1050-1200 1300 и выше
1100 и менее 1300-1400 1500 и выше 900 и менее 1050-1200 1300 и выше
1100 и менее 1300-1400 1500 и выше 900 и менее 1050-1200 1300 и выше
                     

4. Протокол определения нагрузки в уроке (по характеру пульсовой кривой).

Методические рекомендации:

1. Заранее подготовить форму протокола.

2. Иметь при себе секундомер.

3. Для наблюдения выбрать среднего по уровню физической подготовленности ученика основной медицинской группы.

4. Измерить пульс до и после упражнений различных по нагрузке, при этом находиться вблизи ученика, не мешать учителю и классу, не отрывать ученика от выполнения упражнений, стараться не допускать длительных (более 5 минут) перерывов между замерами.

5. Измеряя пульс, задерживать ученика не более 15 сек, данные занести в протокол и подробно зависать все, что выполнил или будет выполнять наблюдаемый.

6. Вычертить график кривой по пульсу.

7. Дать письменный, профессионально грамотный анализ полученных данных

Наши рекомендации