V. Коммуникативное и поведенческое развитие подростка

Поведенческое развитие

Поведение подростков неустойчивое, импульсивное, действия часто несдержанные, бесконтрольные.

Поведение детей данного возраста чрезвычайно зависит от отношения к ним других людей. В глазах тех, мнением которых они дорожат, подростки стремятся проявить себя с лучшей стороны, чтобы заслужить похвалу. Страх показать свое незнание или неумение может вызывать болезненную стеснительность, которую подростки пытаются скрыть напускной развязностью, грубостью, показной самоуверенностью. Очень много конфликтов в данном возрасте связано с недисциплинированностью и негативизмом подростков.

Поступки подростков нередко непродуманны. Они сначала делают, а уже потом обдумывают сделанное, хотя понимают, что следовало бы поступать наоборот. Имеют место проявления негативизма, грубость, иногда – курение, выпивка. В поведении подростков реально выражается направленность на взрослые формы взаимоотношений и самовыражения. При этом привлекательными в данном возрасте поначалу становятся внешние признаки взрослости (курение, выпивка, мода в одежде, косметике, формах отдыха, флирта и т.д.). Для подростка их освоение часто отождествляется с демонстрацией собственной взрослости наиболее легким путем через подражание.

Если в более раннем возрасте подражание носит стихийный характер, мало контролируется волей ребенка, то с наступлением подросткового возраста подражание становится управляемым. Объектами для подражания могут быть и взрослые, и более старшие сверстники. Для мальчиков таким образом часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина»: смело, уверенно в себе, мужественно. Начиная с 6-го класса многие из них начинают заниматься специальными упражнениями, направленными на развитие силы и выносливости. У девочек есть тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина», стараясь походить на них в одежде, используемой косметике, приемах кокетства и т.д.

Однако в более широком смысле взрослость связывается подростками не столько с подражанием, сколько с необходимостью занять место взрослого в системе реальных отношений между людьми. Внешние признаки взрослости важны для подростков именно в связи с данной социальной позицией.

В поведении младших подростков преобладают детские черты. Они еще недостаточно осознают свои действия и не стремятся к самоанализу. Нередко дети не признают очевидной вины, стараясь любой ценой оправдаться. Признать свою вину прилюдно для них означает разрушить основы самоуважения.

Старшие подростки относятся к своим поступкам более сознательно. Их уже интересует не только внешняя сторона жизни взрослых, но и внутренний мир.

Общение со взрослыми

Подростковый возраст – это период становления качественно новых взаимоотношений со взрослыми. Подростки уже не соглашаются на характерные для детства неравноправные отношения, не отвечающие теперь их представлениям о собственной взрослости:

– требуют уважения к собственной личности и человеческому достоинству, доверия и самостоятельности;

– претендуют на новые права, связанные с самостоятельным выбором подростком его друзей, одежды, форм проведения свободного времени и т.д.;

– отвергают авторитет взрослых, иногда полностью отказываются от послушания в отношениях с ними, нарушают дисциплину;

– в конфликтных ситуациях проявляют негативизм, грубость, неуважение в попытке отстоять свои новые права.

Данные проявления являются средством борьбы подростков за изменение существующего типа взаимоотношений со взрослыми. Особо сложные формы такие проявления приобретают, если инициатором корректив выступает подросток, а взрослые изо всех сил препятствуют ему. В целом, новые формы отношений постепенно вытесняют старые, но длительное время они сосуществуют, вызывая конфликты и взаимное непонимание.

Вместе с тем, в подростковом возрасте повышается потребность детей в доверительном, неформальном общении со взрослыми. Темами такого общения бывает личная (в том числе интимная) жизнь, планы на будущее, отношения с людьми. Доверительное общение с родителями и педагогами способствует формированию адекватной самооценки подростков и умения анализировать человеческую личность, снижению тревожности. Формальное (нормативное) общение со взрослыми, имеющее познавательные и деловые цели, способствует нарастанию межличностного напряжения. В большинстве случаев потребность подростков в доверительном общении со взрослыми не удовлетворятся, что приводит к возникновению личностных и коммуникативных проблем у детей. Подростки, изначально открытые для общения и со сверстниками, и со взрослыми, нередко становятся замкнутыми из-за ощущения, что взрослые их не понимают или не справедливы к ним. Тем не менее, общение подростков с родителями и педагогами оказывает значительное влияние на дальнейшее развитие детей.

Общение со сверстниками.

Одна из главных тенденций переходного возраста – переориентация общения со старших на ровесников. Поведение подростков по самой сути является коллективно-групповым. Общение со сверстниками – важный информационный канал, условия выработки навыков социального взаимодействия, способ установления тесного эмоционального контакта. Общение с товарищами занимает в жизни подростка центральное значение и приобретает такую ценность, что нередко отодвигает на второй план и учение, и отношения с родными. Общение со сверстниками все больше выходит за пределы школьной жизни и учебной деятельности, охватывая новые интересы и отношения, выделяясь в отдельную, очень важную для подростка сферу жизнедеятельности.

Огромное значение в жизни подростков имеет общение с группой сверстников, в обществе которых дети данного возраста надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки, признание собственной значимости. По отношению к таким группам подростки проявляют высокую конформность (отсутствие собственного мнения, некритичное восприятие мнения лидеров и других членов группы; желание «быть как все»).

В связи с повышенной комформностью подростки легко попадают под влияние компаний, в том числе асоциальных группировок.

Следует учитывать и то обстоятельство, что для подростков важно не просто быть со сверстниками, они стремятся занять в среде ровесников положение, которое отвечало бы их притязаниям (быть лидером, добиться авторитета в каком-либо деле и т.д.). Если в 4-ом классе доминирует простое желание быть среди сверстников, то в 5-6 классах основной становится потребность занять определенный статус в коллективе, а в 7-8 классах подросток начинает стремиться к автономии в среде сверстников и признанию ими ценности своей личности. Именно фрустрация (неудовлетворение) потребности быть значимым в глазах товарищей у многих подростков причиняет наиболее тяжелые негативные переживания.

С годами также изменяются критерии оценки подростками друг друга. Если в младших классах дети наиболее ценят друг в друге качества, соответствующие требованиям взрослых (исполнительность, дисциплинированность, активность и т.д.), то у подростков на первый план выходят общительность, смелость, умение управлять собой и эрудированность.

В подростковом возрасте развивается умение ориентироваться на требования ровесников, среди которых особое место занимает необходимость придерживаться определенного кодекса товарищества (к его нормам относятся уважение личность, честность, готовность прийти на помощь и т.д.).

Важную роль в жизни подростка играет дружба. В особую деятельность выделяется поиск друга, в ходе которого подростки устанавливают тесные, но недолговременные отношения друг с другом.

К дружеским отношениям, в отличие от товарищеских, предъявляются высокие требования – взаимная откровенность и понимание, равноправие, сопереживание и т.д. С каждым годом потребность в таких отношениях становится все острее. Значение общения с другом для подростка чрезвычайно велико:

– познание другого человека и самого себя;

– выработка умений сравнивать, анализировать и обобщать поступки свои и друга, оценивать их этическую сущность;

– повышение самооценки;

– развитие навыков высказывать свою точку зрения и т.д.

Подростки дорожат дружбой, одновременно будучи крайне ревнивыми, требовательными и обидчивыми, что приводит к конфликтам и нестабильности отношений.

Существенно изменяются отношения мальчиков и девочек. Возникает взаимный интерес, желание понравиться. Как результат, развивается обеспокоенность собственной внешностью. Вместе с тем, демонстрацию симпатии к представителю противоположного пола подростки считают чем-то постыдным, поэтому нередко выражают свою заинтересованность в негативной форме.

В связи с повышенной уязвимостью, тревожностью и отсутствием гибких навыков общения у подростков нередко возникают коммуникативные трудности (застенчивость, грубость, напряженность и неестественность общения, неспособность самостоятельно установить контакт, неадекватность выражения чувств и т.д.). Мальчиками собственная застенчивость обычно переживается особо болезненно, так как ее принято считать феминной (женской) характеристикой. Поэтому нередко они пытаются компенсировать застенчивость и неуверенность в себе за счет демонстрируемой развязанности, показной бравады. Это явление называется гиперкомпенсаций (попытка продемонстрировать высокую степень развития качества, которое на самом деле не развито или отсутствует вообще). Часто подростки ориентируются на «воображаемую аудиторию», им кажется, что все обращают на них внимание и запоминают их слова и поступки. Чтобы не допустить пренебрежения или агрессии окружающих, подростки сознательно вырабатывают собственные способы самоутверждения в разнообразных коммуникативных ситуациях, например, оттачивают технику того, как можно «срезать» или унизить собеседника. Нередко именно используемые подростками коммуникативные приемы крайне усложняют процесс их общения.

Вывод:

В подростковом возрасте довольно высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В этот же период открыто проявляется большинство жизненно необходимых личностных деловых качеств человека. Активно развивается самосознание подростков. Эмоциональную сферу в этом возрасте характеризуют возбудимость, неустойчивость, уязвимость, а волевую – импульсивность в сочетании с зарождением способности к самовоспитанию. Ведущей деятельностью подростков является интимно-личностное общение. В связи с образованием «мотивационного вакуума» у подростков нередко возникают проблемы с учебой. Потребность в самоутверждении среди сверстников нередко выводит интересы подростков за переделы школы. Общение с ровесниками играет в жизни подростков очень важную роль. Конфликты в общении со взрослыми чаще всего обусловлены противоречивостью интеллектуального, личностного и социального развития подростка, его неспособностью полноценно исполнять роль взрослого, на которую он претендует. Чувство взрослости – центральное новообразование подросткового возраста. Подростничество – переходной возраст, связанный со многими поведенческими и личностными проблемами («кризис 13 лет»).

Наши рекомендации