Уровни организации движений
Лекции 2 часа
Практические занятия 2 часа
Психолого-педагогические особенности
Формирования двигательных навыков
Умение и навык характеризуют степень владения изучаемым двигательным действием, уровень способности обучаемого применять изученный материал при решении практических задач. Формирование умений, навыков и соответствующих знаний – одна из целей обучения.
Согласно теории управления усвоением знаний каждое действие представляет собой единство трех частей – ориентировочной, исполнительной, контрольно-корректировочной.
Ориентировочная часть выполняет функцию программы действия, на основе которой осуществляется исполнительная часть; параллельно с исполнением осуществляется контроль: результаты действия сопоставляются с заданием программы, и оценивается продвижение к цели. Если обнаруживается рассогласование между ориентировочной и исполнительной частями действия, то в последнюю вносятся коррективы. Если эти части действия согласованы, но продвижение к цели неудовлетворительно, то корректируется ориентировочная часть действия. Обучение наиболее эффективно при управлении формированием ориентировочной части основы действия.
Обучение начинается с формирования мотивации ученика. Если последний не испытывает потребности в овладении предметом обучения, то обучение будет принудительным и не даст высокого эффекта.
Непосредственное овладение двигательным действием начинается с формирования знания о сущности двигательной задачи и пути ее решения. Знание это формируется на основе наблюдения образца. Его сопровождают: показ комментария, цель которого – выделить предмет усвоения в объекте изучения. Необходимо обратить внимание ученика именно на те элементы изучаемого действия, от которых зависит успешность выполнения. Это не только особенности двигательного действия, но и особенности условий двигательной задачи: жесткость опоры, свойства снарядов, поведение соперника и т.п. Объекты, требующие концентрации внимания при исполнении действия, называют «основными опорными точками (ООТ)», а их совокупность, составляющую программу действия, называют «ориентировочной основой действия (ООД)».
В стихийном обучении и обучении по методу «проб и ошибок» обучаемый самостоятельно и в значительной мере случайно выделяет ООТ. При этом он может включать в формируемую ООД как истинные, так и ложные ООТ, как достаточное, так достаточное или избыточное их количество. Полноценной будет ООД, включающая необходимое и достаточное число истинных ООТ. В неорганизованном или плохо организованном обучении, когда формирование ООД происходит вне педагогического управления, процесс затягивается на долгое время, иногда – на годы. Если же учитель управляет формированием ООД, предлагая учащемуся ее оптимальный вариант или указывая путь поиска ООТ, то сроки формирования ООД сокращаются и соответственно сокращаются сроки обучения при более высоком его качестве.
Уровни овладения двигательными навыками
В зависимости от условий, в которых двигательные навыки формировались, выделяют:
- Сформированные и несформированные.
- Молодые и старые.
- Простые и сложные.
- Разрозненные и комплексные.
- Шаблонные и гибкие.
Уровни организации движений
Уровень «A» — выполнение движений на уровне физиологии; обеспечивает регулирование тонуса мышц, отношения мышц-антагонистов.
Уровень «B» — уровень двигательных стереотипов; он обеспечивает врожденные особенности моторики, а также основы техники повторяющихся движений (осанку, позу, ходьбу, бег). Собственно на этом уровне формируется так называемая осанка, то есть положение тела, характерное для человека. Уровень «В» является уровнем рефлекторной коррекции осанки.
Уровень «С»– уровень пространственного поля, обеспечивает вписывание двигательных стереотипов в реальное пространство: умение произвольно расслабиться, напрячь отдельную мышцу, повтор движений по показу, группирование тела, сохранение позы. Для этого используются дистальные рецепторы (зрение, слух). Применительно к осанке это уровень внешней коррекции, например, коррекция положения тела педагогом или тренером или коррекция «по показу».
Дефекты уровня «С» хорошо видны в подростковом возрасте. Молодые люди с плохой моторикой, отличаются неуклюжестью, неумением расслабиться, они с трудом осваивают гимнастические упражнения. Их движения сопровождаются так называемым «двигательным мусором» (то есть ненужными мимикой, жестами, гримасами). Чаще всего такой дефект обусловлен незрелостью нервной системы, недостаточным физическим воспитанием. Отметим, что признаком хорошей осанки является не только правильное выравнивание сегментов тела, но и отсутствие «двигательного мусора», который является признаком плохой моторики.
Уровень D — уровень слияния физиологического и психологического, он обеспечивает выработку сложных автоматизмов движения. Это уровень формирования двигательного навыка. На этом уровне формируются специализированные движения. Применительно к осанке этот уровень отвечает за осознанное группирование тела — осмысленную коррекцию его положения.
Уровень E — смысловой; обеспечивает смысловую коррекцию всех нижележащих уровней. Здесь формируются такие сложные действия-навыки, как, например, управление механизмами. На этом уровне осуществляется самоконтроль осанки. Мы можем менять напряжение мышц и, расслабляя мышцы, сознательно корректировать привычную осанку и выработанную годами манеру двигаться.
Деятельность уровня «В» реализуется через уровень «А», подчиняясь вышележащему уровню С. Уровни A, B и C являются врожденными, безусловными. Но граница между ними подвижна, сознательное действие, автоматизируясь, переходит в уровень бессознательного, рефлекторного, и наоборот, рефлекторное может приобрести самостоятельное значение, войти в сферу сознания.
Индивидуально двигательный стереотип формируется под влиянием разнообразных факторов, имеющих отношение к становлению моторики. Эти факторы могут быть закономерными и случайными: вспомним школьника, склонившегося над низким столом и проводящего многие часы учебы в этой позе, лишенного своевременной педагогической поправки. В последующем накопившиеся двигательные ошибки суммируются с неизменно наступающими возрастными изменениями в осанке подростка, что в итоге способствует фиксации цепи ошибок в формировании осанки, пластики, ловкости