Социальная работа как специфический вид социальной деятельности
Социальная работа как реальность и понятие находится в ряду таких категорий: взаимодействие - активность - деятельность. Взаимодействие является всеобщим свойством живого и неживого, без него не может существовать наш мир, невозможно познание и предвидение развития природы, общества, отдельного человека. В разных видах объективной и субъективной реальности взаимодействие выступает в различных формах (их знание имеет также теоретическое и практическое значение).
Например, в условиях растительного и животного мира оно приобретает форму активности, для которой характерна прежде всего избирательность, направленная на обеспечение адаптации растения или животного к окружающей среде. Основу такого взаимодействия составляют инстинкты, бессознательные влечения, обусловленные главным образом потребностями выживания.
В общественной среде, основным способом существования которой выступает совместно-разделенный труд людей, эта активность модифицируется в деятельность. Для этой формы взаимодействия характерна уже не просто избирательность, а сознательно выдвигаемая и организуемая целенаправленность. Ее двигатель - человеческий интеллект, потребности общественного человека. Целью является уже не просто адаптация, не только выживание, а совершенствование развития общества, в рамках которого потребности биологического существования преобразуются в социальные интересы, в социокультурные влечения. Эта форма активности носит процессный характер, на который влияют уже не только природно-биологические, но и общественные факторы - экономические, политические, духовные, собственно социальные и экзистенциальные условия и цели.
В процессе развития общества сложилась довольно-таки развитая дифференциация видов и форм деятельности. В зависимости от масштабов субъекта различается общественная, коллективная и индивидуальная деятельность, по способу выполнения выделяется физическая и умственная, теоретическая и практическая, а с учетом сферы проявления - экономическая, политическая, духовная, экзистенциальная и социальная деятельность.
Словосочетание «социальная деятельность» по семантическому содержанию достаточно многозначно. В одном контексте оно обозначает природу деятельности в обществе в целом, указывает на то, что ее источники, факторы и результаты обусловлены интересами общества, то есть носят общественный характер. В другом контексте словосочетание «социальная деятельность» часто идентифицируется с деятельностью людей в социальной сфере, в рамках которой происходит становление и развитие социальной структуры, социальных институтов, социального положения человека. Наконец, все чаще «социальная деятельность» корреспондируется с понятиями «социальная политика», «социальное партнерство», «социальное обеспечение», «социальная защита», «социальное благополучие» и «социальная работа».
Как общественное явление и понятие социальная работа является одним из видов и способов социальной деятельности, имеющим свою специфику. Последняя выражается уже в самом названии, базовое слово в нем - «работа», но определяющее - «социальная». Таким образом подчеркивается, что данный вид социальной деятельности носит активный характер, его объектом и субъектом являются люди, и что его главным средством и целью является не манипулирование, а взаимодействие, результатом которого становится обеспечение социального функционирования и совершенствования человека, а следовательно, и всего общества.
Социальная работа - особый вид социального взаимодействия людей с целью оказания им помощи в социализации и ресоциализации. В этом смысле она выступает как условие социального воспроизводства общества, средство его социального конструирования, обеспечения преемственности в развитии. В этом заключается ее непреходящее значение для общества в целом и отдельных социальных групп и индивидов в частности. Понятно, что при таком толковании социальная работа нуждается не только в частнонаучном, но и софийно-рефлектирующем мышлении, основанном на философии, социологии, политологии, психологии, педагогике и многих других формах познания общества и человека.
Вполне правомерно различать социальную работу в широком и узком смысле слова. В первом случае понятие «социальная работа» обозначает социальную деятельность общества по обеспечению социализации человека вообще. Во втором случае предметом социальной работы является ресоциализация человека, оказание помощи и создание условий людям с ограниченными возможностями из-за своего физического, психического, умственного состояния в приобретении или восстановлении социального функционирования.
В любом своем качестве социальная работа была и остается общественно необходимым видом социальной деятельности. Ее возникновение и постоянное развитие связано в конечном счете не с добрыми пожеланиями власть имущих, а с родовыми потребностями общества на каждом этапе развития в сохранении преемственности своего существования, в постоянном совершенствовании, которое возможно только при условии непрерывного улучшения социального функционирования членов общества. В зависимости от конкретного уровня экономического и политического развития власть имущие могут в ту или иную сторону сокращать или увеличивать масштаб, формы и содержание социальной работы, но не могут от нее отказаться, ибо рискуют своим положением. К тому же в наши дни масштаб и степень развития социальной работы все более становится непременным показателем цивилизованности общества, проявлением принципов демократии, социальной справедливости и гуманизма.
Социальная работа всегда связана с весьма разнообразными субъектами и объектами - людьми, имеющими различные интересы и нужды, разные уровни сознания, социальной активности и социального положения, физического и психического состояния. Иными словами, она имеет дело с миром девиации и должна игнорировать многообразные формы ее проявления. Причина девиации человеческого существования заключается в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Конкретные виды и формы ее проявления являются результатом конкретного стечения необходимых и случайных обстоятельств, при которых рождается и развивается человек. Возникновение на этой основе разнообразия людей является условием расцвета общества, его совершенствования.
Специалист социальной работы должен не игнорировать и тем более не стремиться к уничтожению любой формы многообразия или, напротив, культивированию многообразия вообще, доводя его до степени противоположности между людьми, а изучать и осуществлять дифференцированный подход. В частности, целесообразно различать девиантное поведение, которое носит социально-творческий характер, является порождением или отражением социальной инновации, от девиантного поведения, которое порождено социальной патологией и носит социально негативный характер. Важно также учитывать диалектику того, что иная форма девиантного поведения, возникнув как отражение прогрессивности тенденций общественного развития, может превратиться в свою противоположность и, наоборот, форма девиантного поведения, развивающаяся как социально позитивное явление, может стать основой для возникновения передовых форм общественных отношений. Эта диалектика характерна для поведения как отдельных людей, так и групп, коллективов и масс населения.
Родовой чертой социальной работы является общение между людьми, которое независимо от субъективных намерений участников всегда носит социальный характер. По содержанию и методам оно обусловлено конкретными социальными условиями и обстоятельствами, порождает разные социальные последствия и результаты как для индивида, так и для общества. Оно может быть отражением или фактором создания или преодоления отчуждения человека от общества, от результатов своей деятельности, либо стать источником, средством развития человека, осуществления им самоопределения, самоутверждения, самореализации.
В соответствии со смыслом слова «работа» инициатором и организатором, проводником становится специалист социальной работы. От него в первую очередь должны идти соответствующая инициатива и импульсы, он является ведущим на всех этапах социальной работы. Но и клиент не должен играть лишь пассивную роль, выступать в качестве податливого материала, способного только принимать любую форму «обработки» по желанию организатора. Он должен в меру своих возможностей сотрудничать со специалистом, чтобы предлагаемые методы и средства соответствовали его способностям и возможностям, проектной мощности, если так можно сказать, его тела и души, его социальным потребностям. Иначе говоря, социальная работа строится по формуле «субъект - субъектные отношения».
Социальная работа как особый вид социального общения всегда носит диалогический характер. Это - процесс «встречи» различных мировоззрений, менталитета, воспитания, поведения, итог которой - не победа какой-либо стороны, а совместно достигнутый уровень социализации или ресоциализации. Каждый участник общения имеет право на свободу выбора применяемых к нему средств и методов. По-видимому, излишне говорить о том, что в результате социальной работы происходит развитие не только клиента, но и специалиста социальной работы, что не может не отражаться на его профессиональном мастерстве, развитии социального мышления и социальной активности, направленной на гуманизацию общества.
Социальная работа является особым видом целесообразной и целенаправленной деятельности. Ее содержание и развитие носит многосубъектный, многофакторный характер, а потому в ней велика роль непредвиденных обстоятельств и побочных следствий, значительную роль играют случайности, которые могут существенно деформировать предлагаемые средства и поставленные цели. Поэтому при организации социальной работы большое место отводится ее подготовке и планированию. Последнее надо особо подчеркнуть в связи с тем, что ныне на планирование смотрят весьма скептически, так как в обществе развиваются тенденции к дивергенции и культивируется негативное отношение даже к регулированию.
Без тщательного обдумывания и предварительного планирования социальной работы нельзя добиться успехов в социализации или ресоциализации человека.
На основе анализа социальной реальности, конкретного положения клиента специалист социальной работы разрабатывает цели своих действий, подбирает соответствующие конкретной ситуации методы и средства, продумывает возможные результаты и их варианты, нежелательные последствия, составляет порядок и график этапов работы, очередность применяемых технологий, и все это выражается в составляемой им программе (проекте).
Разумеется, такая программа должна носить выполнимый характер и опираться на способности и возможности как специалиста, так и клиента с учетом конкретных обстоятельств, связанных с наличием, например, материально-технического обеспечения, социально-бытовых, социокультурных условий. В этой связи приобретает большое значение работа специалиста по организации и координации действий различных участников, всех сил и факторов, участвующих в социальной работе.
Социальная работа является видом социального проектирования и конструирования. Ее результатом должно быть создание нового (по сравнению с исходным этапом социальной реальности) бытия индивида, группы или коллектива. Важно заметить, что социальная работа не может быть средством деперсонализации человека, социального угнетения, она должна служить гуманным целям развития человечества. Необходимое условие - наличие положительного общечеловеческого идеала как цели социальной работы, а также умение теоретиков и практиков социальной работы на основе анализа реального положения создавать положительный проект, сценарий будущего, в основе которого лежали бы не только критерии пользы для человека и общества, но и требования социальной справедливости, демократии и гуманизма.
Социальная работа - интегративный процесс взаимодействия разных факторов, сил, условий и потому требует многомерно-диалектического подхода на любых этапах своего осуществления. В нем в явной или неявной форме участвуют общество, государство, этнонационалъные, экономические, политические, идеологические силы, группы, слои. В связи с этим социальная работа вольно или невольно может выступать и выступает нередко на деле средством и формой социального контроля в интересах общества или государства, во имя благородных или враждебных человеку целей. С другой стороны, жизнедеятельность человека представляет собой органическое единство различных процессов, сторон и явлений, которые в разное время при разных обстоятельствах могут выходить на первый план или уступать приоритет другим процессам. Все это требует умения сочетать общие и частные технологии работы.
Уже сейчас активно разрабатываются и применяются на практике такие технологии, как психосоциальная, социально-медицинская, социально-педагогическая, организационно-управленческая (в зависимости от методов социальной работы), социальная работа с семьей вообще, с семьей группы риска в особенности, социальная реабилитация детей-инвалидов, социальная работа с пожилыми, с лицами девиантного поведения - в зависимости от особенностей объекта и т. д. Однако было бы серьезной ошибкой все содержание социальной работы сводить к одной какой-либо парадигме, технологии или форме. Многомерно-диалектический подход предупреждает возможность абсолютизации какого-либо одного способа, метода или средства социальной работы. Чтобы стать продуктивной, социальная работа должна обеспечивать оптимальное сочетание общественных и индивидуальных интересов, не допускать растворения человека в социуме или сведения богатства социума к потребностям отдельного человека.
Ныне за рубежом и в России преобладает точка зрения, согласно которой психосоциальная технология является чуть ли не оптимальной в системе социальной работы. Разумеется, психосоциальная технология может и должна применяться всегда и везде в качестве непременного компонента социальной работы, ибо без ее методов и средств нельзя обойтись. Не вызывает ни малейшего сомнения и необходимость ее использования в качестве относительно самостоятельного метода там, где психосоциальные проблемы являются ведущими. Но и в таких случаях применение только психосоциальной технологии недостаточно для достижения положительных результатов. Необходимо комплексно-интегративное использование различных технологий с учетом особенностей объекта работы. Представляется оправданным на различных этапах работы с человеком одновременно применять разные методы и средства, между которыми каждый раз устанавливается иерархия, порядок, место и вид применения в зависимости от потребностей и возможностей участников социальной работы.
На всех этапах социальной работы должен соблюдаться личностный подход, ибо основу и цель социальной работы составляют прежде всего интересы человека. В соответствии с этим принципом специалист должен относиться к клиенту на всех этапах своей работы как к личности и способствовать ее развитию.
В этом контексте большую актуальность приобретает вопрос о соотношении личности специалиста социальной работы и клиента. Понятно, что масштаб личностного развития специалиста должен быть таков, чтобы он, по крайней мере, превосходил личность клиента в профессиональном отношении, ибо, как известно, среди важнейших профессионально значимых свойств личности социального работника ценятся милосердие, эмпатия и т. п., которые в конкретных условиях могут во многом компенсировать недостатки. Требование личностного подхода, конечно, не исключает важность индивидуального отношения специалиста социальной работы к клиенту. Он не может не учитывать индивидуальность последнего, особенности физического, психического и социального состояния, способности к обучению и воспитанию.
Органической чертой социальной работы должен стать деятельностный подход, так как это не механический процесс «переливания» знаний, умений и навыков. Клиенту нужно создать необходимые материальные, социальные, культурные условия социализации или ресоциализации в процессе выполнения соответствующего его возможностям и потребностям занятия. При этом решающую роль играют его собственная активная деятельность, систематические тренировки, упражнения.
Как вид не просто социальной, а социально-гуманитарной деятельности социальная работа требует применения необычных форм и способов познания, не укладывающихся в рамках пока господствующего понимания науки по образцу естественнонаучной модели с ее нормативно-рационалистическим стилем мышления. Сложность ее объекта и субъекта не всегда позволяет получить адекватный результат познания, если пользоваться этим стилем. Прямолинейность логического мышления также не всегда помогает при разработке средств и путей преодоления трудностей, достижения нужного эффекта в социальной работе.
Специалист социальной работы должен приобрести способность вчувствования во внутренний мир человека и его отношений с окружающей средой, интуитивного познания каких-либо процессов на основе сопереживания. В то же время больших успехов он может добиться тогда, когда его технологии опираются прежде всего на эмоционально-ориентированные способности клиента, например, интуицию или фантазию (использование в психотерапевтических целях религиозных ритуалов, морально-психологического потенциала сказок, притчей, басен, соответствующего типа театральных постановок, музыкальных, литературных произведений). Правда, было бы серьезной ошибкой на этой основе менять нормативно-рационалистические приемы и методы познания и действия на иррациональные подходы. Вольное или невольное сужение методов познания и практики противоречит содержанию социальной работы, несет в себе опасность искажения результатов и чревато возможностью нанесения ущерба человеку, а подчас и всему обществу. Речь идет не об отказе от традиционных методов познания, а о многообразии форм анализа и проведения социальной работы.
Теоретику и практику социальной работы необходимо овладевать герменевтическим методом познания и организации социальной работы, ибо результаты его непохожи на научные истины, добытые традиционными способами научного постижения. В то же время сложное социально-гуманитарное содержание социальной работы возможно выразить лишь на основе синтеза социально-научных, а не просто научных понятий, экзистенциалов, социальных норм и аксиологических определений. В этой связи необходимо овладеть культурой понимания, в разработку которой в ее современном толковании внесли вклад В. Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, М. М. Бахтин. Ныне понимание рассматривается не просто как метод познания, а как основное определение человеческого существования, без знания которого нельзя понять жизнь общества и человека.
В социальной работе большое место отводится вопросам смысла и значения экзистенциальных потребностей человека, проблемам этической и моральной оценки, интуитивного подхода и учета невербальных форм выражения желаний, потребностей и интересов, умения сопереживать, вчувствоваться, усваивать суть происходящего, рефлексировать и саморефлексировать. Специалист социальной работы просто обязан знать и уметь использовать в своей практике различные модели механизма процедур понимания: рефлексную, ценностно-эмпатическую и игру. Взять хотя бы игровую модель.
Обычно игра связана с обучением и воспитанием детей. Но, как было показано И. Хейзингом, игра является всеобщим принципом становления человеческой культуры, а потому применима и в системе социальной работы. Игра позволяет создать для участников условно реальную ситуацию, в рамках которой они могут пережить в «свернутом» виде те обстоятельства, которые необходимо преодолеть, понять на основе опыта собственного делания свое состояние и состояние партнера, а затем найти адекватные своим потребностям средства и методы, приобрести опыт их применения.
Подчеркивание важности герменевтического метода для социальной работы не означает отказа от других способов, форм и методов познания. Любое их сужение несет в себе опасность извращения всей сложности содержания социальной работы, что в свою очередь чревато отрицательными последствиями для человека.
Кроме того, сложность, многосубъектность, многофакторность и многоэтапность социальной работы затрудняют ее теоретическую идентификацию. Идут поиски адекватной ее содержанию базовой теории, поскольку, с одной стороны, понятие «социальная работа как теория» не является достаточно корректным, а с другой - содержание социальной работы невозможно подвести под какую-либо известную науку.
Чтобы более или менее полно выразить ее содержание, нужны и общефилософские, и социально-философские, и общенаучные, и социологические, и этические, и психологические, и медицинские, и иные знания. Невозможно понять социальную теорию без таких специальных теорий, как теория деятельности, теория личности, теория событий, теория общения, теория организации и управления, эвриология, праксиология.
Среди специалистов существует либо монопарадигмальное, либо полипарадигмальное понимание теории социальной работы. Согласно первому пониманию, социальная работа носит либо психосоциальный, либо социально-педагогический характер, а потому в качестве главных теоретических основ выдаются социальная психология и социальная педагогика. Сторонники полипарадигмального понимания подчеркивают междисциплинарный характер теории и практики социальной работы, справедливо выступая против абсолютизации какого-либо направления, метода познания и действия. Но и в этом подходе не все еще прояснено.
Объектом теоретического осмысления социальная работа в современной трактовке стала сравнительно недавно. Необходимо время для накопления эмпирического и теоретического материала, чтобы дать определенные ответы, соответствующие интегративному содержанию социальной работы.