Источники педагогических знаний.
Тема 1. Педагогическая наука как развивающаяся система
Вопросы
1. Предмет педагогической науки и ее категориально-понятийный аппарат.
2. Источники педагогических знаний.
Задания для самостоятельной работы
1. Пронализируйте 3-4 учебника по педагогике. Выделите общее и особенное в позиции авторов различных учебников о предмете, основных категориях и понятиях педагогической науки. Результаты сравнительного анализа представьте в таблице (см. приложение 1). Задание выполняется индивидуально.
2. Проанализируйте один из предложенных источников педагогического знания (см. приложение 2). Задание выполняется в микрогруппах.
Литература
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2000.
2. Педагогика. / Под ред. Ю.К.Бабанского. – М.: Просвещение, 1983.
3. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1992. – с. 6-27
4. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М., ACADEMIA, 2003. – Гл. 1,3.
5. Лихачев В.П. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие. – М.: Прометей, 1992. – с. 84-101
6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Школа- Пресс, 2000. – с. 72-92.
7. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии./ Под ред. С.А. Смирнова. – М, 1999. – с. 5–14.
8. Педагогика / Под ред. И.П. Пидкасистого. – М., 1996.
9. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. – М., 2000. – с. 10-70.
Приложение 1
Сравнительный анализ определений «предмета педагогики» и ее категорий.
1. Из учебников педагогики различных авторов, литературы по методологии педагогики выпишите не менее пяти определений (трактовок сущности) предмета педагогики. Из этих же источников выпишите категории педагогики (основные понятия) с определениями.
Источник информации: автор, название, год издания | Предмет педагогики | Основные категории (название и определение) |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. |
2. Проанализируйте, к какому мнению склоняется большинство авторов, определяя предмет педагогики и ее категории.
(например: большинство авторов склоняется к тому, что «предметом педагогики» является…, а ее категориями…, или: в проанализированных источниках не удалось выявить… Необходимо дать развернутый, обоснованный ответ).
Приложение 2
Источники педагогических знаний.
1.Проанализируйте общероссийские или петербургские печатные средства массовой информации («Санкт-Петербургские ведомости», «Аргументы и факты», «Коммерсант» и др.) И ответьте на следующие вопросы:
- определите основные темы номера;
- выделите статьи, затрагивающие проблемы образования, воспитания, обучения;
- определите соотношение педагогической информации и другой информации номера;
- предположите, если бы в газете была педагогическая рубрика, как бы она называлась и какая информация была бы в ней представлена (приведите пример).
2. Проанализируйте по следующему алгоритму программу ТВ передач на неделю:
- выберите три любых канала;
- определите количество передач для детей младшего школьного, подросткового, старшего школьного возраста, посмотрите и проанализируйте одну из передач;
- соотнесите полученные данные с информацией передач для других возрастных категорий;
- составьте программу передач на один день.
3. Проанализируйте журнал «Педагогические вести» и ответьте на следующие вопросы:
- выделите рубрики номера;
- определите, кому адресована информация;
- какие педагогические проблемы затронуты в номере;
-напишите тезисы статьи о жизни вашей группы, факультета, университета в следующий номер.
4. Проанализируйте молодежные журналы и ответьте на следующие вопросы:
- выделите основные рубрики журнала;
- определите основные молодежные проблемы, затронутые в номере;
- какую информацию для размышления может почерпнуть педагог из номера;
- предложите основные рубрики журнала, если бы вы были его редактором.
5. Проанализируйте информацию в Интернете и ответьте на следующие вопросы:
- какие сайты, связанные с образованием, представлены в Интернет;
- проанализируйте информацию, представленную на сайте к.-л. ВУЗа (желательно педагогического);
- соотнесите долю сайтов, предлагаемых для младших школьников, подростков, старшеклассников, студентов, учителей школы, преподавателей ВУЗа, родителей;
-предложите информацию о факультете биологии, которую желательно разместить на сайте нашего университета.