VIII. Актуализация понятия, знакомство с рабочими принадлежностями для лепки.
— Люди каких профессий используют материал под названием «пластилин»? (Архитектор, скульптор, мультипликатор.)
— Как называется вид технологии, который сегодня будет использоваться при работе с пластилином? (Объемная лепка.)
IX. Задание для самостоятельного выполнения
Как много кукол расписных!
И слепим мы одну из них.
Из ярких красок их наряд,
Как будто огоньки горят.
И. Агапова
Чтобы пластилин стал более податливым, его перед работой следует слегка размыть. А для изготовления дымковской игрушки сначала надо научиться делать конус. Скатайте из куска пластилина шар, потом одной рукой вытягивайте один его конец, раскатывая шар на доске. Конус может быть любого размера — вытянутый или, наоборот, приземистый.
Конус поставьте на его широкое основание. На вершину конуса прикрепите шарик, это будет голова. Немного ниже, с двух сторон корпуса, надо прилепить еще два вытянутых конуса, из которых оформляются плечи и руки куколки.
Далее пойдет верхняя часть корпуса, а чуть ниже делается талия куклы. Остальная часть — пышная, расширяющаяся книзу юбка. Вот вам общая основа для такой куклы.
Но село Дымково тем и было знаменито, что там мастера из одной этой основы делали тысячи разных вариантов кукол. В чем же заключалась разница между ними? В первую очередь — в одежде. Ведь даже головной убор кукле можно придумать разный. Можно надеть на нее кокошник, а можно — шляпу с полями. А можно вообще ничего не надевать, только украсить голову переплетенными между собой полосками, словно это волосы. А еще можно в волосы воткнуть красный цветок, заплести кукле косу: одну пустить по спине, две заплести в бараночки. Вот уже сколько вариантов!
А вот как можно украсить кукле юбку. Я перечислю, какие можно вылепить и прикрепить к ней детали. Например, по низу юбки пустите оборку-воланчик. Такие же воланы, причем сразу несколько, можно прилепить и вдоль юбки — от талии куклы, и наискосок — с одного бока на другой и одновременно - сверху вниз. Помимо этого, юбка также оформлялась прилепленными кружками, шариками. Низ ее можно разрисовать стеком, будто по низу пришита бахрома. Поверх юбки кукле можно сделать фартук — тоже с воланом-оборкой.
Подумайте об изображении узоров, которые вы нанесете на их одежду. Главной частью раскраски остается, конечно, юбка.
Вот каждому из вас листок бумаги, попробуйте нарисовать узоры для росписи юбок. Проведите сначала на бумаге волнистую линию. Затем попробуйте оформить ее. Между зубцами линии разместите кружки, кольца, полоски, черточки, точки, завитки, овалы, зигзаги. Вот как много разнообразных деталей можно разместить всего на одной волнистой линии! Фантазируйте, пробуйте!
Учтите также, что все кружки, овалы и запятые можно усложнить. Например, круги бывают большие и маленькие, овалы — широкие и узкие. Причем одну деталь можно наложить на другую. На тех же овалах или кружках можно наносить точки и черточки -в центре, сбоку, внизу и сверху. Такой геометрический орнамент -основа узора для дымковской игрушки.
X. Физкультминутка
Прошу вас подняться со своих мест, настала пора дать отдых вашим глазам и плечам, проведем физкультминутку. Давайте поиграем в интересную подвижную игру, которая называется «Найди шишки, орехи и желуди».
(Педагог проходит вдоль рядов парт и говорит, кто будет «шишкой», «орехом» или «желудем». Каждый школьник выполняет определенный жест.)
• «Шишки» приставляют руки к ушам, растопырив пальцы;
• «желуди» складывают ладони над головой домиком;
• «орехи» опускают руки вперед — вниз, слегка закругляя их в локтях.
После чего школьники по команде педагога произвольно ходят по классу-лужайке. Когда учитель хлопает в ладоши, каждый из «шишек», «орехов» и «желудей» должен найти себе еще двух товарищей и взяться с ними за руки. Игру можно проводить несколько раз.