Предметно-практическая деятельность
При осуществлении проверки учитель может оценивать состояние отдельных знаний и умений (составлять план изготовления изделия, умение выполнять поручения и др.), а также всю работу, выполненную учеником на уроке.
При проверке умений школьников выполнять и давать поручения товарищу, выражать просьбы, задавать уточняющие вопросы учитель руководствуется критериями оценки устной разговорной речи.
При проверке устных и письменных отчетов о выполнении работы, составлении заявок на материалы и инструменты, описаний изготовленного объекта выявление успехов учащихся производится на основе разработанных критериев оценки связных высказываний.
Оценка умения ученика составлять план изготовления изделия проводится с учетом точности, полноты, правильной последовательности операций, грамотного словесного оформления. Например, оценка «4» ставится, если пункты плана полно отражают ход предстоящей работы над изделием, отсутствуют фактические ошибки (пропуск необходимых операций, нарушение их последовательности). Допускается один речевой недочет (неправильное словоупотребление, пропуск или перестановки букв в написанном слове), одна грамматическая ошибка на пройденный материал.
При выявлении трудовых умений и навыков наряду с оценкой качества изготовленного объекта учитываются степень самостоятельности, творчества детей при выполнении работы, правильность обращения с инструментами, соблюдение правил техники безопасности, организации рабочего места, время, затраченное на выполнение задания. Так, оценка «5» ставится «за точное и качественное изготовление изделия при правильном выполнении приемов работы, выполнении норм времени, проявлении самостоятельности и активности в процессе работы».
Текущие, периодические, предварительные и итоговые проверки как в специальной, так и в массовой школах могут проводиться в различных формах: устный фронтальный или индивидуальный опрос, письменная контрольная или самостоятельная работа, тестирование, зачеты, экзамены.
Наряду с общепринятыми формами оценки на уроках в младших классах практикуются специфические формы учета и оценки успехов учащихся:
• использование фишек (кнопок, флажков, фигурок) различных цветов для оценки каждого практического или речевого действия учащегося во время урока;
• фиксация удачных и неудачных практических или речевых действий каждого учащегося на уроке выставлением по ходу урока «+» и « - »;
• выставление отметок по пятибалльной шкале как за выполнение отдельного задания, так и за всю работу на уроке (поурочный балл) и др.
При выставлении оценки на уроке учитывается общее и речевое развитие неслышащего школьника. Итоговая оценка достижений в речевом развитии школьника может осуществляться в обобщенном виде (зачет — незачет) в зависимости от того, достиг или не достиг ученик должного уровня, овладел ли требованиями, предъявляемыми программой за определенный период обучения.
Содержанием текущей и тематической проверки может быть любой программный материал, изучаемый или уже изученный школьниками к моменту ее осуществления.
Четвертные и заключительные контрольные работы основываются на материале пройденных тем при наибольшем охвате в проверочных заданиях знаний и умений анализируемого периода обучения. В этих целях возможно составление нескольких комплектов заданий, вариантов для включения большего объема проверочного материала. Наиболее информативными являются задания, в которых оценивается способность ученика проявить свое умение в новых условиях, однако подобные задания не должны слишком отличаться от отработанных во время обучения. При текущих проверках типы заданий могут быть известны ученикам, заключительные проверочные работы составляются по их образцам.
Содержание контрольных работ, проводимых в рамках каждого отдельного предмета в Школе глухих, соответствует задачам обучения. При этом в начальных классах широко используются задания, связанные с предметно-практической и изобразительной деятельностью (зарисовка, аппликация, конструирование, макетирование): во-первых, учитывается, что основной объем умений младших школьников формируется на основе их активной преобразующей деятельности; во-вторых, качество усвоения программного материала легко определить по результату практической работы школьника.
Образец контрольной работы по чтению (1 класс, I полугодие)
Каждый ученик получает лист бумаги с текстом. Вместе с учителем дети читают задание. Текст они читают самостоятельно. После этого учащиеся приступают к самостоятельному выполнению задания — зарисовке содержания.
До урока на парты детям должны быть положены цветные карандаши и лист белой бумаги.
Наступила зима. Вокруг много снегу. Все белое.
Снег лежит на земле, не елках и березах, на крышах домов.
Небо голубое с серыми облаками. Светит солнце. Падают снежинки.
Образец контрольной работы по предметно-практическому обучению (2 класс, II полугодие)
Учитель предлагает детям прочитать задания, записанные на доске, и выполнить их. Все необходимое для работы учащиеся берут со стола учителя.
1. Начерти и вырежи из цветной бумаги прямоугольник длиной 10 и шириной 5 см.
2. Начерти и вырежи из цветной бумаги квадрат со стороной 5 см.
3. Сделай из квадрата два одинаковых треугольника.
4. Сделай из фигур аппликацию высокого дома.
5. Напиши: Какие детали у тебя остались? Какие материалы и инструменты ты использовал в работе?
Образец контрольной работы по развитию разговорной речи (1 класс, конец учебного года)
Содержание контрольной работы состоит из нескольких комплектов заданий (в соответствии с наполняемостью класса), уравновешенных между собой по степени сложности. В комплект, предназначенный для одного ученика, входят задания, связанные с предметно-практической деятельностью и предполагающие речевую деятельность (обращение с просьбой или вопросом, ответ на вопрос, задавание уточняющего вопроса, сообщение о выполнении действия).
Контрольная работа проводится индивидуально с каждым учеником. Все необходимые предметы не предлагаются отвечающему заранее, а выдаются по его просьбе.
Задания типа «Попроси у ...», «Покажи ...» предполагают общение испытуемого с другим учеником класса. Некоторые задания (в каждом комплекте по одному) предъявляются сначала в неполном виде. Ученику необходимо уточнить его, а затем выполнить.
Все высказывания школьника фиксируются. Отмечаются также количество предъявлений каждого задания и форма речи, в которой они подаются (устно или устно-дактильно).
Вариант 1 (для одного ученика):
1. Ты умеешь рисовать?
2. Положи бумагу на стол.
3. Попроси у ... карандаш.
4. Нарисуй... (квадрат).
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Объясните смысл понятий: «совершенствование», «оптимизация», «интенсификация», «обучение».
2. Расскажите об использовании в школе глухих технических средств обучения.
3. Проанализируйте в период практики использование педагогом на уроке самостоятельных работ (их виды, характер), а также коллективных форм деятельности.
4. Покажите на конкретных примерах возможности использования моделирования в обучении глухих детей.
5. При анализе посещенных уроков обратите внимание на использование педагогом дифференцированного подхода к разным группам учащихся и индивидуального подхода. Каковы применяемые методы и приемы, какова их эффективность?
6. Попробуйте составить компьютерную программу для обучения
глухих учащихся счету.
7. Объясните, почему невозможен прямой перенос принципов, содержания и видов заданий, разработанных применительно к нормально развивающимся детям, в школы для лиц нарушениями слуха.
8. Представьте, что вы проводите урок в младших классах школы для глухих детей. Как вы будете оценивать деятельность учащихся во время урока? Что вы скажете в конце урока?
9. Разработайте материал итоговой контрольной работы по развитию речи в 3-м классе (10-м классе), используя критериально-ориентированный принцип подбора заданий.
10. Оцените работы учащихся 1-го класса на уроке предметно-практического обучения. По каким критериям вы определили лучшую работу?
Заявка Я буду делать аппликацию. Для работы мне нужны: цветная бумага, ножницы, карандаш, шаблоны, клей. |
Заявка Я буду изготавливать аппликацию «Цветы в вазе». Для работы мне нужны: шаблоны вазы и цветов, синяя, желтая, красная и зеленая бумага, карандаш, ножницы, клей, кисточка, лист плотной белой бумаги. |
Заявка Бумага, цветы, карандаш. |
Литература
1. Амонашвили ША. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М., 1984.
2. Гончарова Е.Л., Королевская Т.К., Кукушкина О.И. Моя жизнь: Компьютерная среда для поддержки социально-эмоционального развития учащихся начальных классов специальных школ. М., 1995.
3. Зыкова Т.С. Система оценки учебно-познавательных достижений неслышащих школьников: Функциональная характеристика и оформительские ориентиры // Дефектология. 1999. № 5.
4. Концепция оценки достижения, учащимися требований общеобразовательного стандарта / Под ред. B.C. Леднева. М., 1993.
Глава №7