Тема 2. Обучение, воспитание, развитие и социализация личности
Дидактические единицы. Развитие личности как педагогическая проблема. Педагогическая антропология. Сущность социализации и ее стадии. Факторы социализации. Воспитание и формирование личности. Роль обучения в развитии личности. Самообразование и самовоспитание.
Основные понятия:развитие, формирование, социализация, факторы социализации, воспитание, обучение, личность.
Литература для самостоятельной работы.
1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.
2. Бернс Р. Развитие «Я - концепции» и воспитание. - М., 1986.
3. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983.
1. Закон РФ «Об образовании». - М., 1992.
4. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1988.
5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
2. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988.
6. Куликов В.Б. Педагогическая антропология. - Свердловск, 1988.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.
8. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984.
9. Мудрик А.В. Социализация в «смутное время». - М., 1991.
10. О человеческом в человеке / Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1991.
11. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.
12. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. - М., 1993.
13. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1987.
14. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986.
15. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. - М., 1995.
16. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
17. Шварцман К.А. Философия и воспитание. - М., 1988.
18. Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. - М., 1991
Самостоятельная работа студентов: подготовка рефератов, подготовка к контрольной работе.
Задания
№1. Ответьте на вопрос:
Что такое «педагогическая антропология»? Каково ее значение?
__________________________
№2. Дайте определение личности
____________________________________________
№3. Назовите 3 основные сферы развития личности
Сферы развития личности
№4. В чем проявляется и реализуется личность?
№5. Как вы понимаете термин «вербализм»? В чем видите педагогическую проблему?
№6. Назовите функции личности.
Функции личности
№7. Назовите концепции развития личности, дайте их устную характеристику.
Концепции
| |||||
№8. Укажите виды развития личности:
1.
2.
3. Общее
№9. Назовите и охарактеризуйте движущие силы развития личности. Приведите примеры.
№10. Как вы понимаете термин «социализация»? Есть ли разница с понятием «адаптация»?
__________________________________________________________________________________________
№11. Схематически отобразите связи, возникающие между личностью и обществом в процессе социализации. Дайте устную характеристику связей.
Я- концепция
Я
Общество Личность
№12. Что такое «персонализация»? Для какого возраста она характерна ?
____________________________________________________________
№13. Согласны ли вы с утверждением, что смысл социализации заключается в совокупности процессов:
· адаптация (приспособление);
· интеграция (объединение);
· саморазвитие;
· самореализация.
№14. Обозначьте стадии социализации.
№15. Назовите и охарактеризуйте фазы дотрудовой стадии
№16. Дайте характеристику задач социализации.
Естественно-культурные
____________________________________________________________
Социально-культурные
___________________________________________________________
Социально-психологические
____________________________________________________________
№17. Какую роль в социализации играет обучение? Назовите 3 концепции. обучения.
1.
2.
3.
№18. Охарактеризуйте концепцию развития детей в процессе обучения Л.С.Выготского. Какие зоны развития он выделяет?
1. Зона___________________________развития;
2. Зона __________________________развития
Как организуется обучение?
.
Дополните высказывание Л.С.Выготского: «Обучение идет_______________________________»
№19. Назовите условия эффективного развития детей в процессе обучения, выделяемые Л.С.Занковым.
1.
2.
3.
№20. Какова роль воспитания в процессе социализации ?
____________________________________________________________
№21. Назовите факторы социализации. Дайте устную их характеристику.
Факторы социализации.
Контрольная работа
Вариант 1
· В чем сущность развития личности?
· Назовите процессы социализации и раскройте их суть.
· Каковы стадии социализации и как они соотносятся с этапами возрастного развития личности?
· Почему деятельность личности является ведущим фактором формирования личности?
· Как соотносятся социализация, обучение, воспитание и развитие личности?
Вариант 2.
· Назовите задачи социализации
· Какова роль обучения в развитии личности?
· Дайте характеристику факторов социализации и формирования личности.
· Какое место в структуре процесса формирования личности занимает самовоспитание?
· Каковы движущие силы развития личности?