I Сущность структура и виды цен

В условиях рыночных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, как механизм обеспечения равновесия между спросом и предложением.

Цена– это денежное выражение стоимости товара.

ST = C + V + m(1)

C – затраты прошлого труда;

V – затраты живого труда;

M – прибавочная стоимость.

Цена состоит из двух элементов: себестоимость (затраты на изготовление товара), и прибыли (рис.1).

Себестоимость – нижний предел цены.

 
  I Сущность структура и виды цен - student2.ru

Рисунок 1. Элементы цены

Цена выполняет такие функции, как учетную, стимулирующую и распределительную.

В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства.

Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий и т.д.

Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т.д.

Современная экономика характеризуется многогранностью цен.

Классификации цен:

1. по характеру обслуживаемого оборота:

· оптовые цены (предприятия реализуют оптовую продукцию друг другу или посреднику);

· розничные цены (по которой продукция реализуется конечному потребителю);

2. в зависимости от государственного воздействия:

Регулируемые цены также формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства. Государство может повлиять на цены путем прямого ограничения их роста или снижения. Государство в лице органов власти и управления может устанавливать на отдельные виды товаров и продукции фиксированные цены. В условиях рыночной экономики преимущественно действуют три вида цен: свободные, регулируемые и фиксированные.

Наиболее соответствующими природе рыночных отношений являются свободные цены, однако, полностью перейти только к ним невозможно. Государство в случае необходимости может вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся экономических условий переходить к регулируемым или даже фиксированным ценам.

Решениями Правительства РФ, например, предусмотрено, что круг товаров, продаваемых по свободным ценам, может расширяться или, наоборот, сужаться и по отдельным видам товаров и услуг могут вводиться регулируемые цены. В отдельных регионах регулирование цен может зависеть от наличия на местах товарных ресурсов и финансовых возможностей. Кроме того, политика социальной защиты населения на определенных этапах развития требует прямого государственного регулирования розничных цен на отдельные предметы потребления, которые определяют прожиточный минимум населения (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, сахар, растительное масло и т.п.).

3. по способу установления:

· твердая (постоянная, не меняется в течении всего договора);

· текущая (может меняться на протяжении действия договора в зависимости от состояния рынка);

4. с учетом фактора времени:

· постоянные (срок действия заранее не определён);

· сезонные (определяется путём использования скидок в определённые периоды времени);

· ступенчатые (последовательно снижающаяся цена по предварительно определённой шкале);

5. по способу получения информации об уровне цен:

· справочные;

· прейскурантные;

· расчетные;

6. в зависимости от вида рынка:

· аукционные (устанавливаются путём свободных торгов);

· биржевые котировки (цены на однородный стандартный товар, реализуемый через биржу);

· цены торгов (тендерные – это цена по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям);

7. По условиям поставки и продажи:

· цена нетто (это цена товара на месте его купли-продажи, не включающая расходы по перевозке);

· цена брутто (определяется с учетом условий купле-продажи, исчисляется без учета дополнительных наценок);

· цена франко (это цена, которая определяется до какого пункта на пути продвижения от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы).

Наши рекомендации