Требования к работе педагога-психолога
ПРОГРАММА
ПРАКТИКИ В ШКОЛЕ
для студентов 4 курса ОЗО
по специальности 050706.65 Педагогики и психология
(поступивших в 2009 и 2010 гг.)
Составители: Касимова З.Ш.,
к.п.н., доцент Салимова Р.М.,
к.п.н., доцент Чипсанова С.Г.
к.психол.н., стар.преп. Долгова Н.Ю.
Стерлитамак 2012
Введение
Профессиональная психолого-педагогическая практика является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в вузе. Она обеспечивает соединение теоретической подготовки будущих педагогов-психологов с их практической деятельностью в учебно-воспитательных учреждениях, где в непосредственном контакте с обучающимися, будущие педагоги-психологи обретают практические умения и навыки, накапливают коммуникативные умения, отрабатывают приемы и способы педагогического воздействия, изучают личность и коллектив и т.д.
Целью педагогической практики является углубление знаний, формирование умений, навыков и приобретение опыта работы, необходимых для профессиональной деятельности в качестве педагога-психолога.
Психолого-педагогическая практика в системе профессиональной подготовки педагога-психолога выполняет следующие функции:
Обучающую (актуализация, углубление и применение теоретических знаний по психолого-педагогическим знаниям, приобретение гностических, конструктивных, организаторских, коммуникативных, исследовательских умений, профессионального анализа педагогических явлений).
Развивающую (развитие познавательной и творческой активности педагога-психолога, развитие педагогического мышления).
Воспитывающую (формирование социальной активности, профессионально-педагогических качеств педагога-психолога).
Диагностическую (проверка степени профессиональной подготовленности и пригодности к будущей профессиональной деятельности).
В соответствии ГОС ВПО, где предусмотрен данный вид педагогической практики, студенты заочного отделения на 4 курсе проходят практику в школе, на базе учреждений среднего общего образования продолжительностью в 10 недель.
Задачи практики в школе:
- формирование интереса к психолого-педагогической деятельности, выработка потребности в самообразовании;
- овладение психологическими и педагогическими технологиями, систематизация и обращение полученной информации в личные знания;
- исследование межличностных отношений, психологического климата учебной группы;
- психолого-педагогический анализ урока.
Студенты 4 курса проходят практику в качестве школьного психолога-педагога, помощников классного руководителя.
Требования к работе педагога-психолога
Согласно «Общей характеристике специальности 050706.65 Педагогика и психология основными видами деятельности являются:
Коррекционно-развивающая:
• диагностика уровня психического развития детей;
• разработка развивающих программ психологического сопровождения детей в образовательном процессе:
• разработка коррекционно-развивающих программ для детей с трудностями в обучении;
• психологическая поддержка творчески одаренных детей;
• проведение развивающих занятий для разных категорий детей с учетом индивидуальных особенностей;
• психологическая поддержка учителей в образовательно-воспитательном процессе.
Учебно-воспитательная деятельность:
• психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса;
• организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;
• использование современных научно-обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей;
• воспитание у учащихся духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода.
Социально-педагогическая деятельность:
• проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;
• организация взаимодействия родителей учащихся и педагогов как участников образовательного процесса;
• проведение профориентационной работы; оказание помощи в решении задач социализации учащихся;
• индивидуальное консультирование участников образовательного процесса.
Научно-методическая деятельность
• выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;
• анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.
Культурно-просветительная деятельность:
• формирование обшей культуры учащихся;
• организация культурного образовательного пространства образовательного учреждения.
Организация управленческой деятельности:
• рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;
• управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;
• организация контроля за результатами обучения и воспитания;
• ведение школьной документации.