Информационные технологии дистанционного обучения
Учебный процесс, осуществляемый на основе технологий дистанционного обучения, включает в себя как обязательные аудиторные занятия, так и самостоятельную работу студентов. Участие преподавателя в учебном процессе определяется не только проведением аудиторных занятий, но и необходимостью осуществлять постоянную поддержку учебно-познавательной деятельности студентов путем организации текущего и промежуточного контроля, проведения сетевых занятий и консультаций.
Применяемые при дистанционном обучении информационные технологии можно разделить на три группы: технологии представления образовательной информации;
технологии передачи образовательной информации;
технологии хранения и обработки образовательной информации.
В совокупности они и образуют технологии дистанционного обучения. При этом при реализации образовательных программ особое значение приобретают технологии передачи образовательной информации, которые, по существу, и обеспечивают процесс обучения и его поддержку.
В основе процесса обучения всегда лежит передача информации от преподавателя к студенту. В этом смысле любую технологию, применяемую в образовании, можно называть информационной. С другой стороны, нередко термин "информационные технологии" применяют по отношению ко всем технологиям, основанным на использовании компьютерной техники и средств телекоммуникации. Во избежание неправильной интерпретации, определим три понятия, имеющие первостепенное значение для дистанционного образования. Это:
образовательная информация; образовательные технологии; информационные технологии.
Образовательная информация - это знания, которые необходимо передать обучаемому для того, чтобы он мог квалифицированно выполнять ту или иную деятельность.
В дисциплинарной модели обучения, присущей очной системе образования, интерпретатором знаний выступает преподаватель. При дистанционном обучении интерпретатором в большей мере является сам студент и поэтому к качеству образовательной информации и способам ее представления должны предъявляться повышенные требования.
Образовательная информация не должна накапливаться только в одном или немногих местах. Ее распределение должно иметь островной характер, так, чтобы обеспечить максимально возможный доступ студентов к ней из любых удаленных мест, без существенного увеличения загрузки телекоммуникационных каналов. Такого рода островами (центрами) информации могут стать крупные библиотеки и научно-образовательные центры, созданные на базе ведущих вузов.
Образовательные технологии - это комплекс дидактических методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от ее источника к потребителю и зависящих от формы ее представления.
Особенностью образовательных технологий является опережающий характер их развития по отношению к техническим средствам.
К образовательным технологиям, наиболее приспособленным для использования в дистанционном обучении, относятся:
видео-лекции; мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы; электронные мультимедийные учебники; компьютерные обучающие и тестирующие системы; имитационные модели и компьютерные тренажеры; консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств; видеоконференции.
Информационные технологии - это аппаратно-программные средства, базирующиеся на использовании вычислительной техники, которые обеспечивают хранение и обработку образовательной информации, доставку ее обучаемому, интерактивное взаимодействие студента с преподавателем или педагогическим программным средством, а также тестирование знаний студента.
В учебном процессе важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей. Выбор средств коммуникации должен определяться содержанием, а не технологией. Это означает, что в основе выбора технологий должно лежать исследование содержания учебных курсов, степени необходимой активности обучаемых, их вовлеченности в учебный процесс, конкретных целей и ожидаемых результатов обучения и т.п. Результат обучения зависит не от типа коммуникационных и информационных технологий, а от качества разработки и предоставления курсов.
При выборе технологий необходимо учитывать наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений
21. Дистанционное обучение – это обучение с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, которые выполняют функцию связующего звена между учениками и учителем, находящимися на расстоянии. Расстояние возникает, когда в школе нет учителя и учащиеся вынуждены обращаться за помощью к учителям, находящимся в других населённых пунктах, когда дети болеют и не могут посещать школу, когда требуется организовать внеклассные индивидуальные занятия для нестандартного ребёнка. Возможно, вы назовете и другие ситуации, в которых дистанционное обучение может стать если не единственной, то очень востребованной формой педагогического общения.
Дистанционная форма обучения предоставляет обучающимся возможность освоения образовательных программ в удобное для них время и независимо от их местонахождения, в любом месте, где есть компьютер и Интернет.
Дистанционное обучение алгебре активно использует различные типы ЦОР, в том числе комплекты гипертекстовых мультимедийных материалов, тестовые системы. В дистанционном обучение также возможно использование различных виртуальных конструкторов.
И таких материалов в распоряжении учителя сегодня достаточно много. В рамках различных федеральных программ, нацеленных на развитие российского образования, был разработан большой массив цифровых образовательных ресурсов по всем школьным дисциплинам, в том числе и по алгебре.
Дистанционное обучение может включать и работу с различными нецифровыми материалами. В этом случае в системе дистанционного обучения фиксируются только результаты деятельности обучающегося, например полученные ответы.
Одну из моделей дистанционного обучения алгебре нам предстоит освоить в ходе работы этого мастер-класса, испытав на себе все ее достоинства и недостатки.
Дистанционное обучение является важнейшей формой образовательного процесса, появившейся благодаря внедрению в учреждения образования современных средств ИКТ.
Дистанционное обучение представляет собой совокупность современных педагогических, компьютерных и телекоммуникационных технологий, методов и средств, обеспечивающая возможность обучения без посещения учебного заведения, но с регулярными консультациями у преподавателей. Дистанционная форма обучения не регламентирует временные и территориальные требования к реализации учебного процесса.
Необходимым условием успешной организации дистанционного обучения является:
- описание ожидаемых от ученика действий;
- отбор материала по содержанию;
- структурная организация учебного материала, включение его в процесс обучения;
- выбор типов упражнений (раздел «Теория», «Практика», «Контроль»);
- применение интерактивных информационных обучающих систем;
- комплектование иллюстративного ряда, слайдов, графических изображений.
Применение интерактивных информационных средств обучения повышает эффективность уроков, процесса их выполнения, а также самоконтроля, самооценки и оценки успешности обучения.
Учитель, планирующий дистанционный урок сам должен понимать:
- какие цели он ставит перед собой при разработке урока;
- чему он хочет научить ученика;
- как сформулировать их для учащегося.
Недостатки дистанционного обучения по сравнению с классическим способом:
Отсутствие живого контакта между преподавателем и обучаемым
Отсутствие живого общения между обучаемыми
Высокая трудозатратность на первом этапе создания курсов дистанционного обучения
Обучаемые должны иметь обязательный доступ к техническим средствам обучения ( как минимум – компьютер,модем,электронная почта и доступ в интернет)
Невозможность 100% контроля над знаниями учащихся и процессом обучения
22. Организация дистанционного обучения, предоставляющего большие возможности по организации обучения персонала, является сложной технологической и организационной задачей, требующей высоких финансовых затрат. Не зависимо от того для каких целей организуется дистанционное обучение необходимо выполнить следующие основные мероприятия:
создать техническую инфраструктуру для организации дистанционного обучения;
выстроить эффективную службу поддержки;
выстроить эффективный процесс управления дистанционным обучением;
выстроить систему мотивации слушателей дистанционного обучения;
сформировать учебный контент для проведения дистанционного обучения.
Техническая инфраструктура для организации дистанционного обучения
Организация дистанционного обучения предполагает широкое использование информационных технологий. В первую очередь организация дистанционного обучения требует развертывания системы дистанционного обучения, являющейся центральным звеном проведения и управления дистанционным обучением. Кроме того может потребоваться развертывание дополнительных информационных систем, в случае, если функционал системы дистанционного обучения не будет охватывать каких-то аспектов организации дистанционного обучения. Например, информационная система, которая позволит организовать взаимодействие между участниками дистанционного обучения (форум, чат, видеоконференции, аудио конференции, виртуальные классные комнаты и т.д.).
Эффективная служба поддержки
Организация дистанционного обучения предполагает, как описано выше, эксплуатацию сложной технической инфраструктуры. Как результат, одним из обязательных условий успешного проведения дистанционного обучения является создание эффективной службы поддержки. Отсутствие таковой может легко привести к значительному снижению эффективности дистанционного обучения.
Эффективный процесс управления дистанционным обучением
Организация дистанционного обучения требует построения эффективного процесса управления дистанционным обучением, который должен быть интегрирован с общим процессом управления обучением организации, которая решила использовать в учебном процессе технологии дистанционного обучения.
Обучение в дистанционной форме имеет ряд особенностей, которые требуют специфического подхода в рамках управления обучением. В том числе дистанционное обучение имеет следующие особенности:
большой объем самостоятельной работы, выполняемой обучаемым;
удаленное взаимодействие всех участников дистанционного обучения;
отсутствие синхронизации прохождения обучения слушателями дистанционного обучения;
возникновение технических сбоев при прохождении обучения;
и т.д.
Система мотивации слушателей дистанционного обучения
Проведение дистанционного обучения предполагает, что большую часть времени слушатели дистанционного обучения работают самостоятельно. В результате этого часто возникает ситуация, что при прохождении дистанционного обучения, слушатели снижают к себе требования, что приводит к снижению эффективности проводимого обучения. Организация эффективного дистанционного обучения в обязательном порядке требует внедрения системы мотивации слушателей дистанционного обучения.
В качестве модели мотивации слушателей при организации дистанционного обучения может использоваться модель Келлера. Главными компонентами модели Келлера являются:
внимание; значимость; уверенность; удовлетворение.
Одним из необходимых условий создания курса дистанционного обучения является применение модульного принципа построения содержания учебного материала. Экспериментальная разработка позволяет сделать ряд методических заключений о содержании курса дистанционного обучения, имеющего модульную структуру. Такой курс:
включает базисные знания, ядро, инвариантную часть содержания курса, которая после самостоятельного осмысления обучаемым используется им на новом уровне при изучении других дисциплин и в преподавании своего предмета;
профилируется, т.е. прикладные аспекты курса разрабатываются с учетом специальности, специфики преподаваемого предмета (дисциплины);
структурируется, представляется в виде модулей, рабочего учебника определенной структуры и содержания. Модульное обучение базируется на теории поэтапного формирования умственных действий. Этот принцип представления информации используется в большинстве компьютерных обучающих систем. Модули являются базовыми элементами учебного курса. При этом, выходные знания каждого модуля представляются моделью понятия – утверждения – умения. Каждый модуль включает примеры, задания для самостоятельной работы, контрольные тесты.