Создание клубов и групп по интересам, тематических кружков (на примере организации дискуссионного клуба информационно-медийной направленности).
Дискуссионный клуб может стать еще одной актуальной и востребованной формой деятельности для участников Движения. Цель его создания: оказать содействие в развитии компетенции детей, подростков и юношей уверенно и аргументировано изъясняться на заданные темы.
Так, например, 1 июня – в день защиты детей и БУМа (безопасной, успешной и мобильной) киберсоциализации, поводом для дискуссии могут стать существующие вполне конкретные вопросы, ответы на которые ищут все – и молодежь и взрослые, заинтересованные в безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации:
– В каком возрасте целесообразно давать доступ в киберпространство ребёнку и почему над этим стоит обязательно задумываться?
– Что делать, чтобы обезопасить ребенка (да и взрослого тоже!) от кибераддикции (зависимости от современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и интернет-технологий)?
– Что такое киберэтикет и как им овладеть?
– Зачем и как контролировать деятельность детей и взрослых в киберпространстве Интернета и мобильных технологий сотовой связи?
– Понимая и избегая таящиеся в киберпространстве опасности, как помочь человеку любого возраста с пользой проводить в нём время?
Главное условие при организации дискуссионного клуба, регулярность встреч его участников (допустим, 1-2 раза в месяц), актуальность и востребованность тем (которые могут быть выработаны, например, с помощью мозговых штурмов).
Соответственно, первичными критериями эффективности деятельности дискуссионного клуба становятся:
● количество, тематика и регулярность встреч дискуссионного клуба, наличие планов работы клуба и стратегии его развития;
● количество вовлеченных в деятельность дискуссионного клуба сторонников и участников Движения, их социальная характеристика, обратная связь от них.
Описание представленных выше, а также других моделей и форм деятельности по информационно-медийному направлению РДШ можно найти в представленном в данных методических рекомендациях списке литературы и на портале общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (http://рдш.рф), а еще лучше смоделировать и реализовать информационно-медийную деятельность и конкретные мероприятия вместе с участниками Движения!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация, управление, координация, контроль и прогноз информационно-медийной деятельности РДШ в ситуации непрерывного мотивирования, стимулирования и поддержки старшим вожатым такой деятельности способствует развитию информационно-медийных компетенций у участников Движения и достижению основной цели направления – подготовить их к преобразованию безопасной, успешной и мобильной жизнедеятельности в условиях киберсоциализации общества и человека.
Желаемыми результатами, исходя из философии, ценностно-смыслового содержания деятельности и ключевых задач информационно-медийного направления становятся следующие базовые компетенции участников Движения:
● открытость к новой информации и потребность в ней;
● желание и умение самостоятельно ставить и обосновывать задачи конкретной деятельности, планировать и осуществлять деятельность, согласно цели направления;
● принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации и навыков представления и презентации информации;
● самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос и обработку информации, в том числе при помощи современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и интернет-технологий;
● обрабатывать информацию, применяя логические операции (анализа, синтеза, обобщения, структурирования, прямого и косвенного доказательства, доказательства по аналогии, моделирования, мысленного эксперимента, систематизации материалов);
● использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
Тематическими информационно-медийными и киберкомпетенциями, как обладание совокупностью знаний, умений, навыков, конкретных способов действий, личностных качеств, определенного опыта, необходимых для осуществления продуктивной и безопасной жизнедеятельности в контексте киберсоциализации, становятся:
1. Технические компетенции, опирающиеся на начальные знания, общие умения и навыки работы с электронной, компьютерной и цифровой техникой:
● знание правил техники безопасности и соблюдение экологических, медицинских, физических, физиологических и др. принципов, законов и правил при работе с электронной, компьютерной и цифровой техникой;
● знание устройства электронной, компьютерной и цифровой техники на пользовательском уровне (названия основных составляющих, их назначение, функции и характеристики) и основных действий с ней (включение/выключение, элементарное техническое обслуживание – проверка на вирусы, ошибки, осуществление дефрагментации и др.);
● умение работать с офисной, мобильной и мультимедийной техникой (принтер, сканер, копир, съемные запоминающие устройства, презентационные средства и др.).
2. Программные компетенции, сформированные на основе знаний, умений и навыков, связанных с работой в конкретных программных средах:
● знание и умение работать в какой-либо программной оболочке (операционной системе);
● навыки установки/удаления/обновления программного обеспечения электронной, компьютерной и цифровой техники;
● навыки работы в офисных программах, текстовых и графических редакторах, медиапрограммах и др.
3. Информационные компетенции, связанные со знаниями, умениями и навыками работы с информацией:
● знания, умения и навыки создания объектов информации (файлов, папок и др.) и их структуризации в электронной, компьютерной и цифровой технике;
● навыки записи информации на запоминающие устройства (диски, флеш-накопители, съемные винчестеры и др.);
● знание структурных составляющих информации (например, в Интернете: веб-страница, сайт, портал и др.);
● знание правил регистрации и деятельности на различных интернет-сервисах и др.
4. Учебно-познавательные компетенции, опирающиеся на знания, умения и навыки решения познавательных задач:
● навыки работы в обучающих и тестовых программах, поисковых системах;
● знание правил оформления выполненных работ по различным требованиям;
● навыки участия в различных мероприятиях информационно-медийной направленности;
● навыки работы с дистанционными формами обучения, консультирования, ведения переписки.
5. Коммуникативные компетенции общения посредством электронных, компьютерных и цифровых средств, навыки коммуникации в киберпространстве (киберкоммуникации):
● навыки осуществления коммуникации в киберпространстве (владение электронной почтой, сервисами мгновенного обмена сообщениями, социальными сетями интернет-среды и пр.);
● навыки письменной речи на основе печатного текста, устной речи на основе голосовой и видеопередачи информации;
● знание правил оформления электронных писем и сообщений, этикета и традиций голосового общения по телефону или с помощью компьютерных сервисов.
6. Этические и юридические компетенции в сфере юридических прав и обязанностей граждан, ответственности за противоправные действия:
● знание элементарных правил деятельности в киберпространстве и последствий неэтичных или неправомерных действий (рассылка спама, троллинг, буллинг и др.);
● знание юридических прав и обязанностей при работе с электронной, компьютерной и цифровой техникой, непосредственно, в Интернете (соблюдение соглашений, авторских прав и др.).
7. Профессиональные (общепрофессиональные, профессиональные и специальные компетенции):
● знание и соблюдение правил, норм, здоровьесберегающих технологий работы с электронной, компьютерной и цифровой техникой (времени, оснащения рабочего места и др.);
● навыки оформления документации с использованием ГОСТов, стандартов организаций, государственной и корпоративной символики;
● соблюдение прав и обязанностей членов профессиональных интернет-сообществ;
● умение работать в специализированных и профессиональных программах и со специализированной электронной, компьютерной и цифровой техникой;
● моделирование объектов, явлений и процессов посредством соответствующих программ;
● навыки профессиональной киберкоммуникации (владение сервисами передачи информации, правилами ведения деловой переписки, действий с электронной подписью и др.)
● навыки самообразования по овладению нового программного обеспечения и обновления устаревших программ электронной, компьютерной и цифровой техники.
8. Узкоспециализированные компетенции в области информационных систем и технологий:
● навыки создания, дизайна, модерации и обслуживания веб-страниц, сайтов, порталов, форумов и др.;
● сервисно-эксплуатационные навыки (диагностика, обслуживание, наладка и ремонт электронной, компьютерной и цифровой техники);
● опыт создания тематического контента для детей разных возрастов.
В современном мире, когда ни одна область человеческой деятельности не обходится без применения электронных, компьютерных, цифровых и т.д. средств и технологий, освоение участниками Движения информационно-медийных компетенций является необходимым условием для успешной учебной и будущей профессиональной деятельности.Их формирование происходит как в результате целенаправленного обучения, так и самостоятельно и наиболее удачно в процессе организации и реализации информационно-медийной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондаренко Т.А. Трансформация личности в условиях виртуальной реальности. – Ростов н/Д: ИЦ ДГТУ, 2006. – 51 с.
2. Воинова О.И., Плешаков В.А. Киберонтологический подход в образовании / Под ред. В.А. Плешакова. – Норильск: Норильский индустриальный институт, 2012. – 244 с.
3. Войскунский А.Е. Психология и Интернет. Монография. – М.: Акрополь, 2010. – 439 с.
4. Воропаев М.В. Воспитание в виртуальных средах / Научный редактор А.В. Мудрик. – М., 2010. – 232 с.
5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. — 23 с.
6. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – изд. 2-е, испр. – М., 2008. – 173 с.
7. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М.: Эксмо, 2005. – 832 с.
8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 458 с.
9. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. 2-ое изд., доп. – М.: Прометей, 1994. – 162 с.
10. Леванова Е.А. Подросток: концепция психопластики личности. – М.: Изд-во Омега-Л, 2002. – 40 с.
11. Леванова Е.А., Абраменко О.А., Волошина А.Г., Волошин А.Г., Вдовина О.В., Плешаков В.А., Попова О.И., Телегина И.О., Улитин И.И. Вожатская мастерская. Руководство для начинающих. – М.: Изд-во Омега-Л, 2002. – 96 с.
12. Леванова Е.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А.Н., Телегина И.О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. – 3-е изд. – СПб.: «Питер», 2012. – 208 с.
13. Леванова Е.А., Плешаков В.А., Соболева А.Н., Голышев Г.С. Игра в тренинге. Личный помощник тренера. – СПб.: «Питер», 2011. – 368 с.
14. Леванова Е.А., Шевченко С.И., Ковалевская М.В. Родители и подростки: навстречу друг другу. – М.: Педагогическая литература, 2011. – 240 с.
15. Лучинкина А.И., Юдеева Т.В., Ушакова В.Р. Информационно-психологическая безопасность личности в интернет-пространстве. – Симферополь: Изд-во Диайпи, 2015. – 151 с.
16. Мастерская вожатого: руководство для начинающих и опытных. / Под ред. Е.А. Левановой. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 176 с.
17. Моль А. Социодинамика культуры. 3-е изд. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 416 с.
18. Мудрик А.В. Социализация человека. Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. – 623 с.
19. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). – М.: «Эгвес», 2004. – 120 с.
20. Носов Н.А. Виртуальная психология. – М.: Аграф, 2000 – 432 с.
21. Обидина Т.В. Эго-идентичность и киберсоциализация молодежи. Монография. / Под ред. В.А. Плешакова. – Saarbruecken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. – 96 с.
22. Печерская Э.П., Звоновский В.Б., Меркулова Д.Ю., Плешаков В.А., Мацкевич М.Г., Саблина О.И. Интернет и дети: социальное поведение молодых россиян в Интернете: монография. – Самара: Изд-во Самарского государственного экономического университета, 2013. – 140 с.
23. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека: монография / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., профессора А.В. Мудрика. – М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.
24. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека. Ver. 1.0. Монография. – Saarbruecken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 556 с.
25. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: oт Homo Sapiens’a до Homo Cyberus’a: Монография. – М.: МПГУ, «Прометей», 2012. – 212 с.
26. Ромм Т.А., Богданова Е.В. Воспитание. Волонтерство. Молодежь. – Новосибирск: Сибирское отделение РАМН, 2015. – 383 с.
27. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. – М.: Фонд Развития Интернет, 2013. – 144 с.
28. Тоффлер Э. Третья волна. – М.: АСТ, 2010. – 784 с.
29. Тоффлер Э. Шок будущего. – М.: АСТ, 2008. – 560 с.
30. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. – М.: АСТ, 2007. – 576 с.
31. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. – 340 c.
32. Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире (По результатам социологического исследования) – Москва: ЮНПРЕСС, 1999. – 44 с.
33. Чистяков А.В. Социализация личности в виртуальном пространстве. –Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. – 184 с.
Интернет-ресурсы:
1. Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://рдш.рф
2. Информационно-просветительский интернет-портал «Homo Cyberus» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://homocyberus.ru
3. Фонд развития Интернет [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fid.su
Данные об авторе:
Плешаков В.А., кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), ученый секретарь диссертационного совета Д 212.154.11 при МПГУ, главный редактор информационно-просветительского интернет-портала "Homo Cyberus"(http://homocyberus.ru), главный редактор электронного научно-публицистического журнала "Homo Cyberus" (http://journal.homocyberus.ru)
Приложение 1.
ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ДЛЯ СПЕЦКОРРЕСПОНДЕНТОВ[2]
Эта методика создания журнальных материалов, которую в свое время подготовил для лекции в Колумбийском университете. Лекцию я так и не прочитал, зато у меня под рукой появилась полезная инструкция, с которой я знакомил авторов, которые хотели со мною работать. Возможно вам эти советы покажутся банальными, да в них нет ничего уникального, однако эта методика работает, и в этом ее главная особенность.
Собственно, тот факт, что для исследования в той или иной сфере нужно поговорить с максимально возможным количеством экспертов, является общеизвестным. Количество информации должно перейти в качество – до этого приступать к подготовке материала нельзя.
И предлагаемая методика позволяет формализовать этот процесс таким образом, что, используя ее, даже не опытный журналист сможет готовить материалы достаточно высокого уровня.
Подчеркну, речь именно о журнальных материалах, причем исследовательски-расследовательского характера, для газеты использовать такую методику смертельно опасно.
Итак, собственно методика.