Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.)
Историю педагогики России советского периода условно можно разделить на три этапа, имеющих специфические особенности, при соблюдении основной идеологии в этом направлении: 1917 – начало 1930-х гг., 1930-е гг., 1945–1991 гг.
Общая характеристика состояния педагогики этого периода во многом определилась замкнутостью внутри государства, социальными условиями и политической ситуацией. Свобода мысли была наказуема. Организация школ подчинялась коммунистической идеологии. В результате личность перестает быть субъектом педагогического процесса, воспитание строится по принципу подчинения личности интересам общества, коллектива.
После Октябрьской революции 1917 г. началось активное разрушение существовавшей школьной системы. Частные учебные заведения были запрещены, религиозные элементы обучения исключены, во всех школах было введено совместное обучение мальчиков и девочек, подчинение всех учебных заведений государственной власти.
Большевики, пришедшие к власти в результате революции, начали внедрение в массы своей идеологии посредством школ. Они считали роль воспитания определяющей в формировании политических взглядов подрастающего поколения. Российская Коммунистическая Партия (РКП) организовала деятельность по перестройке школ, возглавили которую Н. К. Крупская, А. В. Луначарский и М. Н. Покровский. Они занимались в первую очередь внедрением коммунистических идей и осуществлением большевистских реформ в системе образования. В октябре 1918 г. вышли документы, определяющие основные пункты реформирования школ: единая система совместного и бесплатного общего образования в два этапа: 5-ти и 4-х летнего обучения, право на образование не зависимо от расовой, национальной и социальной принадлежности, обучение на родном языке, абсолютная светскость обучения, присутствие производительного труда в программе обучения.
Значительное сопротивление коммунистическая направленность организации школ встретила со стороны педагогов страны. Члены Всероссийского учительского союза стояли на позициях демократической организации школ и учебно-воспитательного процесса. В декабре 1917 – марте 1918 происходила массовая стачка учителей, отказывающихся подчиняться преобразованиям в школьной организации. Большевистская власть пресекла подобного рода деятельность, создав в качестве альтернативы Союз учителей – интернационалистов, пообещав повысить социальный статус учителя. Однако обещания оказались всего лишь способом достижения согласия и спокойствия со стороны учителей.
Реально состояние школ рассматриваемого периода было в наихудшем состоянии. Финансирование системы образования практически отсутствовало, что привело к значительному недостатку в средствах обучения и квалифицированных педагогических кадрах. 1917 г. характеризуется массовой безграмотностью населения страны, особенно в провинции и сельской местности.
После гражданской войны производится попытка восстановления образовательной системы и ликвидации безграмотности.
Основные вопросы, стоящие в центре внимания педагогических дискуссий 1990-х гг. были во многом противоречивыми, хотя имели много сторонников среди ведущих педагогов страны. Документы, изданные советской властью о школьном обучении, провозглашали идеи демократии, развития личности с учетом индивидуальных особенностей, склонностей, интересов. В текстах этих документов сквозило гуманное отношение к ребенку как к высшей ценности человечества. Вместе с этим, социализм, подразумевающий подчинение интересов личности коллективным, провозглашался единственно возможной системой для развития природных способностей и целостного всестороннего развития ребенка. Коммунистическое воспитание объявлялось единственно гуманным.
Противоречивость и даже лживость таких утверждений заметили многие педагоги, среди них С. И. Гессен, И. М. Гревс, В. В. Зеньковский и др. Многие видные деятели, противостоявшие позициям и заявлениям правительства, считали борьбу за коммунизм, занимавшую центральное место в учебно-воспитательном процессе, пустыми усилиями, которые только очерствляют и ожесточают человеческую душу и мешают его истинному развитию и формированию правильного мировоззрения.
В 1920 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности во главе с Н. К. Крупской. Однако восстановление школ двигалось крайне медленно из-за постигшего страну голода. Послевоенный период оказался крайне тяжелым в экономическом плане. Система образования рушилась из-за нехватки средств. В результате стали возникать «договорные школы», ставшие платными учебными заведениями. Лишь во второй половине 1920-х гг. школьная система начала понемногу восстанавливаться. Росло число учебных заведений и число учащихся. В 1930 г. было введено обязательное начальное обучение с 4-х летним сроком. Ведущие педагоги страны: С. Т. Шацкий, М. М. Пистрак, А. С. Толстов и др. организовывали опытно-показательные учреждения, которые использовали традиции дореволюционной России и направления зарубежной экспериментальной педагогики.
Народный комиссариат просвещения разработал программы и планы общеобразовательных школ. Они принципиально отличались от прежних тем, что основывались не на предметах и дисциплинах, а на принципах комплексного построения учебного материала. Такие программы содержали элементы связи теории обучения с реальной жизнью, что подразумевало наличие экспериментальной, исследовательской и творческой деятельности учеников. В 1920-е гг. открывалось и закрывалось множество школ разных типов. В общем, педагогика этого периода не имела каких-либо качественных успехов. Личность все больше подавлялась коллективом. Творческое и культурное развитие угасало. Детей воспитывали в духе абсолютного безынициативного послушания.
Сдвиг в развитии начальной школы произошел в 1931 г., когда принятием соответствующего постановления предполагалось ввести предметные программы. Реформы 1930-х гг. привели к жесткой организации и стандартизации образовательной системы всех уровней. Отрицательной стороной этого стало полное отсутствие альтернативы, права выбора учащихся, что в последствии затрудняло выбор профессии и обучение в этом направлении. И все же, несмотря на введение в городах всеобщего 7-летнего обучения, значительная часть населения России оставалась вопиюще безграмотной. Еще одной отличительной особенностью образовательной системы 1930-х гг. было активное внедрение в сознание учащихся культа личности Сталина. Это повлекло за собой ужесточение дисциплины, строгую централизацию управления школой.
В годы Великой Отечественной войны образовательная система переживала глубокий кризис по причине голода, разрушения школьных зданий, тяжелых условий обучения и т. д. Но, не смотря на это, правительство вело активную деятельность в области школьного дела. В частности, с 1943 по 1944 гг. были приняты следующие правительственные решения, некоторые из которых действуют и по сей день: об обучении детей с 7-летнего возраста, об учреждении общеобразовательных школ рабочей молодежи, об открытии вечерних школ в сельской местности, о введении пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся, об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной, семилетней и средней школы, о награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учащихся средней школы и др.
В действительности переход на всеобщее семилетнее обучение произошел только к началу 1950-х гг., в это время постепенно налаживается и нормализуется жизнь страны. Стремительный рост числа учеников вызывает острую недостачу в школьных зданиях и средствах обучения.
В 1958 г. был принят «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». В этом законе содержалась информация о переходе на восьмилетнее всеобщее обучение. Окончательное введение восьмилетнего образования произошло в 1961/62 учебном году. К 1970 году было повсеместно организовано обязательное восьмилетнее обучение.
Следующим этапом преобразования образовательной системы было введение всеобщего десятилетнего образования.
Среднее образование тоже не оставалось в стороне от реформ. К концу 1950-х гг. оформилось три типа средних учебных заведений: трехлетние общеобразовательные школы, трехлетние вечерние школы, техникумы и другие учебные заведения.
К 1980 году сложилась более – менее оформленная система образования, имевшая, Однако, массу недостатков. Педагогическая деятельность имела слабую научную основу, акцент в воспитании делался на послушание, а не инициативу и творчество. Педагоги и дети были вынуждены придерживаться строгих рамок учебных программ, пронизанных политической идеологией коммунизма. В сельской местности и в ряде городов оставалась значительная часть безграмотного или малограмотного населения.
Властями осознавался все так же остро стоящий вопрос ликвидации безграмотности. Новая попытка решения этой задачи была предпринята в 1984 году. Основным направлением этой деятельности было сближение и частичное слияние профессионального и общеобразовательного обучения. В результате возникло новое звено образования – средние профессиональные технические училища. Результатом этих реформ было только усугубления кризиса необразованности населения.
Период распада СССР в начале 1990-х гг. еще более усугубил ситуацию. Результаты обучения все меньше соответствовали требуемому уровню, в соответствии с развитием мировой науки и техники к этому времени. Интерес к обучению резко снизился, увеличивается не посещаемость и прогрессирует асоциальное поведение среди учеников, особенно подростков.