Построение модели взаимодействия
Социальное партнерство.
Взаимодействие — философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие — объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.(Википедия)
Понятие «взаимодействие» в психологии как:
· форма взаимоотношений людей
· процесс взаимовлияния на развитие личности.
В педагогике «взаимодействие»:
· связь субъектов совместной деятельности,
· средство изменения в самом педагогическом процессе и в личностных характеристиках его участников.
«Взаимодействие» в социальной жизни:
· взаимовлияниеспроса и предложения,
(соц.- экон.)
· взаимообмен ценностями,
(соц. - культ.)
· взаимная поддержка
(соц. - псих.)
· взаимосвязь, воздействие
(соц.- пед.)
Как показывает опыт:
1. Существует жизненная необходимость согласования совместных усилий, упорядочивания действий по решению актуальных задач развития культуры населения, воспитания, по решению проблем социальной жизни.
Опыт совместной работы разных специалистов, учреждений и организаций чаще всего носит фрагментарный характер, поэтому требуется глубокий анализ результатов сотрудничества, обобщение и систематизация опыта, совершенствование системы взаимного информирования субъектов взаимодействия.
3. Взаимодействие необходимо строить на основе ценностно – смыслового единства взглядов его участников, целей и задач, требований и норм, а также на определении специфической роли каждого в решении поставленных задач.
4. В профессиональном взаимодействии надо учитывать возможности специалистов, их профессиональный статус, особенности системы управления, границыкомпетенции специалиста и предметоведения организации.
5. На результаты взаимодействия существенное влияние оказывают межличностные отношенияспециалистов и других субъектов, их готовность к сотрудничеству и к диалогу.
6. Государственные учреждения не уделяют достаточного внимания развитию межведомственного взаимодействия, взаимодействию с общественными структурами и негосударственными, некоммерческими организациями, что ослабляет их влияние на решение задач.
Сетевое взаимодействие.
Существенным фактором демократических преобразований в современной жизни может являться использованиесетевых структур взаимодействия.
Сетевые структурыгоризонтального взаимодействия развиваются вопреки приоритету, устоявшихся традиционных форм бюрократизированных отношений, построенных по иерархическому принци-пу вертикального взаимодействия.
Эффективность таких связей обеспечивается следующими особенностями взаимодействия:
- установление горизонтальных связей позволяет сократить управленческий аппарат, так как координация действий снимает давление и диктат, способствует взаимовлиянию;
- восприятие друг друга в качестве равных партнеров порождает взаимопонимание и диалог;
- возможность быстрого обмена информацией и ресурсами становится мощным объединяющим фактором;
- возможность устанавливать и сочетать различные системы объединений способствует ускорению изменений и росту организации.
Наличие типичных жизненных ситуаций позволяет создавать сетевые структуры взаимодействия определённых специалистов в конкретных условиях.
Есть ли необходимость создания сетевой структуры взаимодействия для решения проблемы
(внутриведомственное или межведомственное)?
Оформление карты социальных связей учреждения(организации) или специалиста с указанием
· направления:
односторонний–субординационный
двусторонний- координационный)
· частоты контактов:
разовый, эпизодический, постоянный
· характера контактов:
прямой, опосредованный
Социальное партнёрство.
Сотрудничествогосударственных учреждений и представителей населения, проживающих или работающих на одной территории, может развиваться в рамках «Соглашения о социальном партнерстве» и реально осуществляться в совместных «социальных проектах».
Процесс осуществления социального партнерства - это добровольное и равноправное взаимодействие между представителями государственных и общественных структур.
Один из важнейших аспектов социального партнерства - это заложенный в нем механизм коллективного принятия решений. Оно служит действенным инструментом сочетания эффективности и социальной справедливости.
Развитие системысоциального партнерства создает возможность для согласования интересов между участниками сотрудничества. Ведет их к социальному консенсусу, диалогу и компромиссу в отношениях.
Чтобы социальное партнерство вошло в реальную жизнь, требуется инициатива "снизу", связанная с большой работой по организации сотрудничества и переговорного процесса.
Существует целый спектрформ реализациисоциального партнерства, по степени формализацииотношений:
- нерегулярные переговоры, неформальное партнерство между отдельными субъектами локального сообщества; достигнутые соглашения документально не оформляются;
- относительно регулярныйпереговорный процесс между большей частью субъектов локального сообщества; достигнутые соглашения перерастают в документально оформленныедоговоры;
- регламентированный,регулярный переговорный процесс, в котором достигается консенсус,системапротоколов, договоров и соглашений;
-создание постоянных рабочих органов партнерства - комиссий, советов и т.п., оформленных соответствующими юридически обязывающими документами;
- создание организаций, призванных создавать условия для развития социального партнерства, планировать жизнедеятельность локального сообщества, проводить в жизнь достигнутые соглашения.
Развитие социального партнёрства – это сближение уровня культуры и образования различных социальнsx- групп, которое приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения и мотивации.
Продуктивное взаимодействие возможно только при равноправном участии различных социальных групп, представляющих различные области практики и в результате честной, принципиальной коммуникации между этими группами. (нормы этики)
Социальное партнёрство развивается наиболее продуктивно на основесоциальных стандартов, закреплённых в Законодательной базе. (нормы права, ФГОС)
Социальный заказ является второй основой развития социального партнерст- ва. Социальный заказк ведомственному учреждению предъявляется как требова-ние, выраженное в нормативно – правовой форме и предполагающее соответствующее ресурсное обеспечение.
При этом,
· государство выдвигает свои требования через Закон,
· государственное учреждение - через приказ или распоряжение руководителя,
· социальная группа или частное лицо – через Договор.
Установление договорных отношений, закрепляет правила социального партнерства и меру ответственности каждого субъекта взаимодействия.
Социальные ожидания субъектов взаимодействия являются третьей основой развития социального партнерства, отражают личные и общественные интересы участников взаимодействия и выражаются, чаще всего, в устной форме или в виде проектов, программ.
Роли партнеров социального взаимодействия в системе образования и культуры могут исполнять семья и школа, общественная организация и учреждение, государственные и негосударственные структуры.
Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях, о социальных гарантиях для участников и об их ролив деятельности.
Построение модели взаимодействия.
1.Выявление смысла взаимодействия
относительно общей цели (выявление проблем, создание социокультурной среды, профилактика правонарушений или реабилитация несовершеннолетних)
2.Наполнение смыслом каждого этапа совместной деятельности по:
- сбору информации,
-принятию решений,
-осуществлению действий.
3.Выбор форм взаимодействия:
-совместно-индивидуальная,
-совместно-последовательная,
-совместно-взаимодействующая.
4.Определение уровня связей:
- разовая одноканальная связь одного учреждения с другим по определённому направлению деятельности;
- двухсторонняя постоянная связь в определённой сфере профессиональной деятельности;
- многоканальная система устойчивых связей между ведомственными структурами и общественностью на определённой территории проживания населения.
Пути развития
взаимодействия
1. Подготовка презентационного материала об услугах населению от каждого учреждения и организации.
2. Оформление карты социальных связей учреждения (организации) или специалиста с указанием направления (односторонний – субординационный и двусторонний - координационный), частоты (разовый, эпизодический, постоянный) и характера (прямой, опосредованный) контактов,
3. Разработка «Плана совместной деятельности», «Договора о сотрудничестве», «Положения о системе межведомственного взаимодействия», «Соглашения о социальном партнёрстве», то есть документов конкретизирующих и закрепляющих договорённости о взаимодействии одного учреждения с другими или учреждения с общественной организацией, специалистов учреждения между собой или с частными лицами.
4. Развитие системы совместных действий по сбору, хранению, обмену информацией и созданию единого документооборота.
5. Создание специальных органов (советов, комиссий) по координации совместной деятельности, ресурсному, правовому и кадровому обеспечению.
Презентация деятельности
1. Название учреждения (организации), перечень всех услуг, предоставляемых обучающимся и их семьям.
2. Реквизиты учреждения (организации) с точным и полным названием, номером лицензий и указанием основных нормативных документов.
3. Фамилия, имя, отчество руководителя учреждения и ответственных лиц.
4. Основные направления работы с детьми, их семьями, общественными организациями, частными лицами.
5. Адрес учреждения, данные о специалистах, и порядок обращения к ним.
6. График работы, место, условия приёма специалистов и руководителей.
7. Приглашение к сотрудничеству, формы консультативной, активной индивидуальной и групповой, массовой работы.
8. Формы презентации: устное и письменное объявление, печатная продукция, СМИ, электронный носитель, интернет, сайт.
План совместной работы
1.Аналитическая записка о состоянии взаимодействия учреждений (специалистов) с обоснованием проблем как объекта деятельности.
2.Принципы и цели развития взаимодействия по решению проблемы.
3.Основные направления развития взаимодействия, задачи, формы организации деятельности, события, даты проведения, ответственные.
Договор о сотрудничестве
Полное название учреждений, именуемых в дальнейшем «….», в лице руководителей, действующих на основании Устава (Приказа, Закона) заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
2.Обязательства сторон
2.1…..
2.2…..
3.Ответственность сторон.
4.Финансирование
5.Порядок изменения и расторжения Договора
6.Срок действия Договора
Положение