Написание основных элементов работы
Согласно традиционной структуре исследовательская работа должна иметь следующие основные элементы:
· Титульный лист.
· Содержание.
· Введение.
· Основная часть.
· Заключение.
· Список использованных источников.
· Приложения.
Рассмотрим вопросы написания основных элементов работы.
Титульный лист - это первая страница работы, на которой указываются следующие сведения:
- полное наименование образовательного учреждения;
- наименование ЦМК;
- тема выпускной квалификационной работы (слово "тема" не пишется);
-тип работы
- сведения об исполнителе;
- сведения о научном руководителе (с указанием научного звания и научной степени);
- город, в котором располагается учебное заведение;
- год написания работы;
Являясь первой страницей КР и ВКР титульный лист, как правило, заполняется и оформляется в конце основного этапа выполнения работы, когда весь материал будет написан и оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам. Образец написания титульного листа представлен в приложении Д.
Содержание– это вторая страница работы, где указываются все ее структурные элементы (введение, главы, заключение, библиографический список, приложения) и проставляются страницы, с которых они начинаются; окончание структурных элементов работы не фиксируется.
В исследовательской работе, как правило, выделяется одна или две главы. Следует заметить, что объем глав должен быть количественно примерно равен по отношению друг к другу.
Если в работе представлена только одна глава, то она не выделяется, а в оглавлении указываются названия параграфов и пунктов.
Типичной ошибкой при составлении оглавления работы является наличие большого количества параграфов и пунктов, выделение которых свидетельствует о неумении студента систематизировать имеющийся материал. Рекомендуем в каждой главе выделять не менее двух и не более четырех параграфов, выделение большого количества параграфов, так же как и пунктов, является нецелесообразным. Также следует учесть, что каждый из пунктов должен быть объемом от четырех-пяти до шести – семи страниц.
При составлении оглавления, чаще всего студенты встречаются с трудностями в формулировании названия заголовков работы (глав, параграфов, пунктов). Следующие основные рекомендации помогут избежать трудностей и грамотно сформулировать заголовки работы:
· Первостепенную важность имеет логическая последовательность выделенных глав, параграфов и пунктов.
· Основные понятия, сформулированные в названии темы работы, должны найти отражение в оглавлении работы, поскольку сущность каждого из них обязательно должна быть раскрыта в ее содержании.
· Заголовок должен быть достаточно кратким, то есть не содержать лишних слов, но в тоже время он не должен состоять из одного слова. Односложный заголовок утрачивает конкретность и приобретает нежелательную для отдельной главы или параграфа широту.
· В заголовках следует избегать употребления узкоспециальных терминов, сокращений, аббревиатур.
· Название каждой главы нужно сформулировать так, чтобы оно не было созвучным теме работы и не оказалось шире ее по объему содержания.
· Заголовки должны быть озаглавлены так, чтобы их название точно соответствовало содержанию текста.
· В названиях глав целесообразно опираться на содержание, представленное в данной части работы, а не функцию части исследования. Например, если тема исследования связана с изучением леворукости, то первую главу можно назвать «Подходы к определению леворукости» или «Современный взгляд на проблему леворукости» и т.п., а не «Обзор литературы по теме леворукость» или «Теоретическая часть работы».
· Если в работе представлен материал практического исследования, то целесообразно главу, носящую теоретический характер, назвать «Теоретическое обоснование …» или «Теоретические аспекты изучения…» и т.п. В этом случае в названии главы или параграфа, в которой представлен материал практической работы, уместно употребить «Практическое изучение…», «Содержание практической работы по изучению…, по использованию…, по определению…, по предупреждению…, по развитию…, по формированию…, по выявлению…, по …. решению проблем…, по решению вопросов…, по внедрению… и т.п.».
Заметим, что первоначально составленный план работы может иметь динамичный характер и изменяться: расширяются отдельные главы и параграфы, вводятся новые параграфы с учетом собранного материла, другие параграфы, наоборот, могут объединяться или изыматься. Все корректировки обязательно должны согласовывать с научным руководителем.
Введение
Введение – это вступительная часть учебно-исследовательской работы, которая содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена исследовательская работа студента.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, дается краткий анализ литературных источников, определяется степень изученности вопроса в теории и практике, формулируются понятийный аппарат исследования (проблема, цель и задачи, объект и предмет исследования), теоретическая основа, избранные методы исследования, теоретическая значимость и возможности практического использования предлагаемых материалов.
Приступая к написанию КР и ВКР, не спешите сразу писать введение, поскольку это ответственная часть текста, в которой должны точно, кратко и грамотно отражаться все ее достоинства. Поэтому лучше всего, определив понятийный аппарат исследования, начать с основной части текста, добиться ее оптимального варианта, а затем переходить к написанию введения и заключения, когда автором работы будет достигнута полная ясность в понимании выбранной темы.
Обоснование актуальности темы исследования– одно из основных требований, предъявляемых к исследовательским работам. Актуальность темы определяет ее приоритетность, научную значимость, перспективность и неразработанность [29, с. 34].
Наиболее распространенными ошибками при написании актуальности являются:
-Представление информации, носящей второстепенный характер, которая загромождает текст и мешает полноценному ее восприятию: излишнее раскрытие какого-либо понятия, перечисление задач, направлений деятельности, условий и т.п. - что уместно и необходимо при написании основной части работы, а не во введении.
-Употребление общих фраз, не доказывающих актуальность исследования. Например, «….Проблема исследования актуальна, поскольку движения на воздухе закаливают организм, способствуют усиленному обмену веществ, улучшают работу сердца и легких…».
С точки зрения композиционной структуры обоснование актуальности темы должно занимать примерно 1-2 страницы введения. Студент должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния образования, которые актуализируют выбор темы. Необходимо обосновать недостаточность ее разработанности в научных исследованиях, необходимость изучения проблемы в новых современных условиях реформирования образования.
Таким образом, обоснование актуальности должно содержать объяснение того, почему к данной теме целесообразно обратиться именно сейчас, какова научная и практическая необходимость, в каком состоянии находятся современные научные представления о предмете исследования. Умение сформулировать тему исследования и впоследствии доказать ее актуальность является первым шагом к успешной защите работы.
Для подтверждения и усиления актуальности выбранной темы далее должно следовать рассмотрение степени научной разработанности проблемы. Здесь нужно перечислить прошлых и современных, отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся данной проблемой в различных направлениях, указать недостаточно освещенные пункты, а также недостатки или искажения, обусловленные слабой освещенностью темы в литературе, если таковые имеют место. Важно не пройти мимо особо значимых работ, дать им обоснованную критическую оценку, отметить их главные достоинства и недостатки. Необходимо быть объективным и в оценке собственного вклада в рассмотрение проблемы.
В курсовой работе допустимо формулирование проблемы исследования,в выпускной квалификационной – это обязательно. Проблема - это научный вопрос, на который имеющиеся на сегодняшний день знания не дают готового ответа [14, с.20].Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Проблемы обусловленывозникшими противоречиями типа: практика – практика; практика – теория; теория – теория; формулируется проблема после определения противоречий.
Проблема формулируется, как правило, в виде вопроса. Например: Как наиболее эффективно организовать работу с семьей в условиях специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями в развитии? Какие условия необходимо соблюдать при занятии туризмом, чтобы он способствовал оздоровлению младших школьников? Как эффективно использовать компьютерные программы в обучении иностранному языку в основной школе?
Каждая проблема – это вопрос. Но не каждый вопрос – это проблема. Задавая вопрос, исследователь не должен дать на него однозначный ответ «да» или «нет», поскольку ответ будет получен в ходе проведения исследования. Поэтому в формулировке проблемы должно быть заложено противоречие, которое необходимо разрешить в процессе исследования.
Далее формулируется цель исследования – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего. Формулировка цели начинается с глагола: изучить, рассмотреть, описать, установить, выяснить, определить, вывести и т.п. Цель исследования направлена на решение поставленной проблемы.«Миллионы людей видели, как падают яблоки, но только Ньютон спросил почему» (Бернард Барух) [12, с. 555]. В цели должен быть отражен результат как теоретического, так и практического исследования.
Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблему и избранное для изучения [14, с. 23]. Объект исследования – это сфера поиска. Это может быть: обучение, процесс воспитания, процесс формирования, процесс развития, внеурочная деятельность, деятельность воспитанника, взаимодействие между субъектами процесса, психические процессы и т.п. Объект исследования является более широким понятием, чем предмет исследования.
Предмет исследования – это часть объекта, выбираемая для исследования, его изучение и является целью исследования. Это может быть: аспекты,содержание, условия, среда, формы, методы, приемы обучения и воспитания, УУД, компетенции.
Часто предмет исследования совпадает с темой исследования или близок к ней по звучанию. Если объект исследования - это область деятельности, то предмет – это изучаемая часть процесса в рамках объекта исследования.
Например, тема работы - профессиональное выгорание педагогов дошкольных образовательных учреждений. В данном случае объект исследования – синдром профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений, предмет исследования – способы профилактики профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений.
В КР и ВКР опытно-исследовательского характера обязательно выдвигается гипотеза. В работах теоретического и практического характера ее формулировка не требуется.
Гипотеза - положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления. Гипотеза перечисляет все основные условия, которые будут реализованы в психолого-педагогическом исследовании.
Например, один из способов формулировки гипотезы по теме формирования эмпатии у дошкольников:
«Гипотеза исследования: сочетание определенной системы условий при построении специально-организованного обучения подростков эмпатии, возможно, обеспечит положительные сдвиги в развитии эмпатических действий, если
- создать организационные условия, такие как организация эмпатического «пространства» взаимодействия; управляемая групповая динамика; субъект-субъектное общение; обеспечение осознания полученного на занятиях опыта (рефлексия, обратная связь);
- в качестве содержательных условий выступят: способы и средства мотивирования; последовательное обучение действиям сопереживания, сочувствия и побуждения к содействию, развитие способности к осознанию, вербализации собственных чувств.»
Еще образцы:
«Мы исходили из предположения о том, что эффективность процесса тендерного
воспитания, возможно, будет обеспечиваться комплексом организационно-педагогических мероприятий в условиях организации предметно-развивающей среды, ориентированной на тендерное самопознание детей старшего дошкольного возраста»;
- «Основу гипотезы составляет идея о том, что особенности темперамента ребенка
дошкольного возраста оказывают влияние на эффективность его взаимодействия со сверстниками и взрослыми».
Задачи исследования - это составные части цели; это те конкретные последовательные действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели или решения проблемы. Фактически, определение задач составит план работы, который будет отражен в оглавлении.
При формулировании задач исследования следует учитывать следующее:
· в курсовой работе должно быть не более 2 - 3 задач; в выпускной квалификационной работе 3 – 4 задачи;
· чем больше ставится задач, тем больше ответов необходимо дать на поставленные вопросы, тем больше потребуется формулировать выводов;
· задачи формулируются конкретно, в соответствии с темой, проблемой и целью исследования;
· формулировка задач начинается с глагола:проанализировать, изучить, рассмотреть, описать, определить, обобщить, установить, предложить, выявить, выяснить, разработать, проверить в опытной работе, апробировать, создать и т.п.
Для того чтобы убедиться в правильности формулировки выдвинутых задач, необходимо вернуться к цели исследования и сопоставить их.
Например, по теме исследования «Профилактика профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений» студент может так сформулировать проблему исследования: Какие способы профилактики синдрома профессионального выгорания могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений? В таком случае цель исследования – изучить способы профилактики профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений. Для достижения поставленной цели могут быть выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить сущность понятия «синдром профессионального выгорания».
2. Рассмотреть симптомы профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений, описанные в науке.
3. Предложить способы профилактики профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений из опыта работы практикующихся психологов.
Завершая формулировку основных компонентов понятийного аппарата исследования, еще раз подчеркнем, что все они взаимосвязаны, дополняют и корректируют друг друга. Проблема находит отражение в теме исследования, которая должна так или иначе отражать движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, содержать момент столкновения старого с новым. В свою очередь, выдвижение проблемы и формулировка темы предполагают определение и обоснование актуальности исследования. Объект исследования обозначает область, избранную для изучения, а предмет – один из аспектов ее изучения. В то же время можно сказать, что предмет – это то, о чем исследователь намеревается получить новое знание. Таким образом, перечисленные компоненты научного аппарата исследования составляют систему, элементы которой в идеале должны соответствовать друг другу, взаимно их дополнять. По степени согласованности этих элементов можно судить о качестве самой научной работы.
Во введении исследовательской работы обязательно необходимо сформулировать теоретическую основу исследования. Теоретической основой являются работы, труды, взгляды, позиции, авторские идеи ученых, педагогов, психологов, в которых наиболее полно освящены аспекты рассматриваемой проблемы или интересно представлены точки зрения на предмет исследования. Под теоретической основой исследования имеются в виду не все источники, которые автор указывает в библиографическом списке - их десятки. Здесь речь идет о двух-трех научных трудах крупных ученых, педагогов или психологов, которые автор работы использовал как основополагающие при написании исследования.
Более сложным для студента является выделение методологической основы исследования -этот компонент желателен в ВКР.Еемогут представлять фундаментальные концепции, учения, положения, теории, подходы выдающихся отечественных или зарубежных ученых, педагогов и психологов, которые легли в основу исследования. Если студент желает представить свое исследования на более высоком научном уровне, то он может последовательно выделить во введение работы как методологическую, так и теоретическую основы исследования. В большинстве случаев студенты ограничиваются формулировкой теоретической основы исследования, что допустимо.
Прописывая теоретическую и методологическую основы исследования, необходимо не просто указать фамилии авторов, а кратко представить те направления, положения или концепции, которые были использованы или легли в основу исследовательской работы. «Вы опираетесь на опыт Ваших предшественников и именно в этом Ваша сила» [20, с.14].
Например, представляя теоретическую основу работы по теме о профессиональном выгорании, автор может написать: «В исследовании мы опирались на авторские идеи психологов Н. Г. Осуховой о профилактике профессионального выгорания и Е.Г.Ожеговой о факторах профессионального выгорания и методиках его диагностики».
Если в качестве примера рассмотреть курсовую работу по теме «Методы диагностики психологической готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе», то автор работы мог написать следующее: «Методологической основой исследования является концепция психологической готовности к обучению в школе А.Н.Леонтьева и теория развивающего обучения Л. С.Выготского. Теоретическую основу исследования составляют научные труды Н. И. Гуткиной, которая разработала диагностическую программу по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению».
Наряду с этим можно использовать следующие фразы:
· теоретической основой исследования являются взгляды (позиции, мнения, научные труды, работы, авторские идеи) ученых… о …;
· методологическую основу исследования составляет концепция (учения, положения, теории, подходы) ученых … о …;
· которая наиболее полно (впервые) обосновала (освятила)…;
· который аргументированно представил…;
· … подробно рассматривает…;
· … не исключает возможности …, объясняя это…. и т.п.
Однако следует предупредить, что, выделяя теоретическую или методологическую основы исследования, студент должен отлично владеть информацией о каких взглядах и о чьих трудах идет речь, чтобы полно и грамотно ответить на вопросы членов комиссии во время защиты работы.
Успешность выполнения КР и ВКР в наибольшей степени зависит от умения студента выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволят достичь поставленной в работе цели.
Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности.
При выборе методики исследования необходимо вспомнить следующие моменты. Цель – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, образ будущего. Результат – это то, что мы реально получили, образ настоящего. Методика же отвечает на вопрос о том, как мы это получили, т.е. на каких испытуемых, при помощи каких методов и в каких условиях [3, с. 23].
Цель проведения научного исследования - получение нового для общества знания. В КР исследовательского характера и ВКР формулируются научная новизна и практическая значимость работы. В работах реферативного и практического характера эти компоненты не обязательны.
Следует отметить, что для исследовательской работы научная новизна результатов может иметь субъективный характер, определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю. В этом случае проведённая работа может представлять собой моделирование известных в науке решений.
Говоря о новизне исследования, следует говорить о том,какой вклад внес исследователь в решение той или иной проблемы. Новизна исследования может строиться в следующих формулировках: описаны (условия…), раскрыты (формы и методы…), обоснованы (приемы использования…, положения о…), определены (педагогические условия…, возможности использования…), выявлены (особенности…), установлены (критерии…), обоснованы (условия формирования…), сформулированы (рекомендации…, требования…), смоделирована (последовательность включения…), разработан (комплекс…) и т.д..
Целесообразно выделить практическую значимостьисследования и указать категории лиц, которым будет интересно познакомиться с его результатами (студенты педагогических колледжей, воспитатели дошкольных учреждений, родители, учителя, психологи и т.п.). Практическую значимость исследования следует отличать от практической значимости темы исследования, которая указывается до проведения исследования и рассматривается в характеристике актуальности.
Объем введения курсовой работы составляет до трех, а выпускной квалификационной работы до четырех – пяти страниц.
Образец написания введения представлен в приложении Е.
Прежде чем перейти к вопросам написания основной части, в которой и излагается основной материал исследования, стоит обратить внимание на то, что для оценки исследовательской работы достаточно прочитать то, что написано во введении, и обратить внимание на то, как сформулированы выводы по работе, отраженные в заключении, сопоставить все это между собой и можно сказать, насколько доведено до конца, а также логично и полно построено исследование. Кроме этого, беглый просмотр библиографического списка позволит судить о широте кругозора автора – и мнение о работе сформировано. Это еще раз подтверждает необходимость обдуманно, серьезно и не спеша подойти к написанию столь небольшой по объему части исследовательской работы как введение.
Однако не стоит полагать, что в основной части работы, можно представить материал, выходящий за рамки проблемы исследования. У членов комиссии, которые будут знакомиться с работой на защите, с годами складывается навык беглого просматривания текста работы и взгляд непроизвольно останавливается на всех опечатках и огрехах.
Основная часть
КР и ВКР, являясь по своему характеру, как правило, описательно-обобщающей, требует анализа психолого-педагогической и специальной литературы и выборки из нее наиболее важного материала. Изучение литературы по избранной теме осуществляется с целью освещения характера постановки и решения определенной проблемы различными авторами, ознакомления с аргументацией их выводов и обобщений, с тем, чтобы на основе анализа, систематизации, осмысления полученного материала выяснить современное состояние вопроса.
Основная часть работы делится на главы, параграфы, выделение которых должно служить логике изложения материала. Основная часть работы составляет по объему примерно 70% всего текста и обязательно должна соответствовать оглавлению работы. В работе не должно быть материала, выходящего за рамки темы или связанного с ней косвенно, но в тоже время материал должен полностью раскрывать тему исследования.
Являясь автором работы, не нужно забывать, что рукопись будет восприниматься и другими людьми. Это может быть научный руководитель, рецензент, член аттестационной комиссии или любой желающий познакомиться с материалами исследования. Поэтому принципиальное значение имеет то, как представлен материал исследования. При написании основной части исследовательской работы, необходимо придерживаться основных правил изложения материала и использовать научный стиль изложения.