Психолого-педагогические условия организации эффективного общения родителей с подростками
Чечет В.В. выделил три группы компонентов культуры родительского общения, которые ранжируются в зависимости от важности и значимости для формирования личности подростка. [23, с. 93]
Первую группу составляют социально-этические компоненты:
- любовь и уважение к детям;
-вера в детей;
- справедливость;
- заботливость;
- отзывчивость;
- умение устанавливать с детьми доверительные, искренние отношения;
- сотрудничество, сотворчество;
- непосредственность;
- умение общаться с воспитателями, педагогами, друзьями детей;
- умение общаться со всеми членами семьи. [23, с. 94]
Ко второй группе, психологические компоненты, можно отнести:
-воображение;
- внимание;
- наблюдательность;
- воля;
- чувство эмпатии;
- рефлексия. [23, с. 94]
Третью группу составляют педагогические компоненты:
- высокий уровень общей культуры;
- владение методикой и техникой общения;
- образованность, эрудированность;
- педагогическое мышление;
- знание индивидуальных и возрастных особенностей;
- знание методов и приёмов семейного воспитания, комплексное и вариативное их применение. [23, с. 94]
Для большинства же родителей общение с детьми вызывает затруднение, они не умеют анализировать психолого-педагогические явления, допускают ошибки, а в итоге – детско-родительские конфликты в семье. [9, с. 94]
Именно поэтому педагогами-учеными был выделен целый ряд психолого-педагогических условий, при соблюдении которых общение родителей с детьми наиболее эффективно для их нравственного воспитания. [9, с. 97]
1. Общение всегда строится на основе доброжелательного отношения родителей к детям.
Наиболее интенсивно проходит духовное и нравственное развитие тех ребят, родители которых создают благоприятный моральный микроклимат в семье, постоянно проявляют доброжелательность к ним. Такое отношение пробуждает у детей добрые чувства, поднимает настроение, помогает преодолевать трудности в учении и труде.
2. В общении с детьми учитываются их возрастные и индивидуальные особенности.
3. Родители должны постепенно расширять содержание общения по морально-этическим вопросам в соответствии с возрастом детей.
4. В общении с детьми используется конкретная и убедительная информация морально-этического характера.
Родителям следует учитывать особенности нравственного сознания детей разных возрастов. Результативность общения возрастает при вовлечении ребят в посильный общественный труд, направленный на благоустройство, озеленение, украшение своего района, города и т.д. У детей подросткового возраста моральное сознание имеет более обобщенный характер, поэтому в процессе общения надо помочь им понять и усвоить важнейшие общественные принципы и требования.
5. Общение родителей должно оказывать влияние не только на интеллектуальную, но и на эмоциональную сферу детей. При этом важно уметь воздействовать на чувства. Примеры и факты заставляют ребят волноваться, переживать, соучаствовать, т.к. не оставаться равнодушными.
6. В общении с детьми родителям необходим высокий моральный и общественный авторитет.
Главное условие – их успешная производственная и общественная работа и высоконравственное личное поведение. Нужно избегать ложного родительского авторитета, в котором присутствуют негативные тенденции, а найти свои индивидуальный стиль общения друг с другом. Поэтому родителям следует быть исключительно требовательными к себе, к своему поведению, умело и деликатно строить отношения с детьми.
7. У родителей должны быть выбраны такт, культура, этика общения.
Надо соблюдать чувство меры, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, душевное состояние, конкретные условия и ситуации, уметь этично говорить и слушать. Не следует допускать насмешек, иронии, упреков, грубости, бестактности, так как все это может привести к появлению в характере детей упрямства, недоверия, замкнутости, непослушания и других отрицательных черт или привести к семейному конфликту.
8. В процессе общения согласуются воздействия на детей семьи и школы, родителей и педагогов. [9, с. 100]
Нравственное воспитание детей не может происходить в отрыве семьи от школы, потому что один и тот же ребенок оказывается под воздействием и родителей, и педагогов. Школа либо продолжает развитие нравственных качеств ученика, заложенных в семье, либо вынуждена перевоспитывать его. Одновременно и родители, и педагоги заинтересованы в том, чтобы ребенок положительно развивался и воспитывался, значит, взаимосвязь семьи и школы обусловлена единством целей и задач воспитания. Это обязывает родителей устанавливать контакты с педагогами независимо от их взаимных симпатий и занятости. Посещая родительские собрания, отец и мать могут повысить свою педагогическую культуру, что является залогом нормализации отношений семьи и школы. С другой же стороны, воздействие на детей отца, матери, других членов семьи должно быть всегда согласованным, иначе дети, занимая выгодную для себя позицию, станут по-разному воспринимать слова и указания взрослых. В результате в детских характерах могут появиться лицемерие, лживость, недобросовестность, непослушание, двуличие.
9. Родителям необходимо постоянно учиться методике и технике общения. Они должны уметь строить процесс общения психологически тонко и педагогически грамотно. Им нужно научиться тонко понимать своих детей, точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, т.е. всегда знать и уметь, когда, что и как сказать своему ребенку, помнить о своем влиянии на него каждым обращением к нему. Взгляд, слово, прикосновение, даже молчание – все это сигналы, с помощью которых мы общаемся. Очень важно, чтобы это были сообщения любви, признания и принятия своего ребенка. [9, с. 100]
Таким образом, только соблюдая и руководствуясь данными правилами, родители смогут организовать эффективное общение со своим ребёнком. Эти условия будут способствовать разрешению противоречий и конфликтов в семейных взаимоотношениях. [9, с. 101]
ГЛАВА 2.