Воспитательная работа по профессиональной ориентации учащихся
В системе трудового воспитания существенной задачей является работа по профессиональной ориентации школьников, оказание им действенной помощи в сознательном и правильном выборе профессии, их жизненном самоопределении. Эта работа включает в себя несколько направлений.
Одним из этих направлений является ознакомление учащихся с характером и своеобразием различных профессий и специальностей. Эта задача решается прежде всего в процессе обучения, когда учащиеся знакомятся с различными видами труда и профессиями. В частности, они изучают жизнь и творческую деятельность ученых, изобретателей, писателей, работников искусства, музыки и т.д. На занятиях по истории и литературе они получают представление о людях физического труда и их работе, о предпринимательстве. Это же направление красной нитью проходит и через систему внеклассных мероприятий, причем особый акцент необходимо делать на ознакомлении учащихся с производственными профессиями и специальностями. Эффективными средствами этой работы являются беседы, лекции и доклады о различных профессиях, встречи с тружениками производства, экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия и стройки, вечера на тему «Кем и каким быть?» и т.д. Для проведения этой работы полезно привлекать родителей, а также представителей различных профессий.
Вторым направлением профессиональной ориентации учащихся на деятельность в сфере промышленности и сельского хозяйства является показ привлекательного характера производительного труда, создания материальных ценностей общества. Когда ученик лично убеждается в том, какое большое удовлетворение вызывает труд слесаря, токаря, шофера, строителя, комбайнера, эти рабочие специальности будут находиться в сфере выбора им своей будущей профессии.
Третьим направлением, профориентации является создание условий для овладения учащимися начатками производственных специальностей. Производственное обучение в школьных производственных комбинатах и особенно непосредственно на промышленных предприятиях способствует выработке практических умений и навыков в тех или иных областях труда, позволяет учащимся проявлять свои творческие способности, познавать большую радость, которую доставляет человеку работа, ее материальные и духовные результаты. Все это обусловливает необходимость поисков путей сочетания общеобразовательной подготовки учащихся и обучения их трудовым умениям и навыкам. Хорошей формой трудового обучения и профессиональной ориентации оказались межшкольные учебно-производственные комбинаты. Они позволяют создать хорошую материально-техническую базу и коллектив мастеров производственного обучения, а также значительно расширить номенклатуру производственных специальностей, которыми могут овладевать учащиеся с учетом местных условий и потребностей окружающих предприятий.
Широкое распространение получило производственное обучение и организация общественно полезного, производительного труда учащихся на базовых промышленных предприятиях и стройках. Это помогает школьникам овладевать производственными умениями и навыками, выбрать себе специальность в соответствии со своими склонностями, а многим из них и вернуться на это предприятие после окончания школы, чтобы приобщиться к труду в сфере материального производства.
Если в школе умело реализуется рассмотренная выше система трудового воспитания и профессиональной ориентации, она создает педагогические предпосылки для формирования у учащихся потребности в труде, понимания его важного экономического и нравственного значения, способствует овладению трудовыми умениями и навыками, закаляет волю, что в конечном итоге и формирует трудолюбие, а также бережливость как нравственные качества, помогает жизненному самоопределению школьной молодежи. Нельзя, однако, не отметить того, что в решении этой проблемы имеется много недостатков и трудностей. Нередко в школах нет необходимой системы и регулярности в организации труда учащихся. Не обращается должного внимания на стимулирование их трудовой активности, на создание положительных трудовых традиций. До сих пор не решены как следует вопросы о связи школ с предприятиями по профессиональной ориентации учащихся, которые в последние годы значительно ослаблены.
Литература для самостоятельной работы
Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М., 1988.
Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. – М., 1987.
ЙоеайшеЛ.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М., 1983.
Синицын И.С. Когда воспитывает труд. М., 1987.
Содержание трудового воспитания школьников / Под ред. Я.А. Журкиной, И.И. Зарецкого. – М., 1989.
Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собр. соч.: В 11 т. – М.-Л., 1948. – Т. 2.
Чернышепко И.Д. Трудовое воспитание школьников: Вопросы теории и методики. М., 1986.