Анализ ситуаций на карточках
Проанализируйте ситуацию и выберите фразу, построенную по схеме «Я - высказывания»:
A. Вы зовете дочь обедать. Она отвечает: «Сейчас» — и продолжает заниматься своими делами. Вы начинаете сердиться.
1. «Да сколько же раз тебе надо говорить!»
2. «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же».
3. «Меня сердит, когда ты не слушаешься».
Б. У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает.
1. «Мне трудно беседовать, когда меня прерывают».
2. «Не мешай!»
3. «Ты не можешь заняться чем-то другим?»
B. Вы приходите домой усталая, У сына друзья, музыка, веселье. Вы испытываете смешанное чувство обиды и раздражения.
3. «Тебе не пришло в голову, что я могу быть усталой?»
2. «Уберите за собой посуду».
3. «Меня обижает и сердит, когда я устала и вижу дома беспорядок».
Если Вы хотите понять другого и быть услышанным, то важно отделять Позицию человека от Интереса.Позицияотвечает на вопрос: что? А Интерес на вопрос: почему? После втягивания в конфликтную ситуацию каждый заявляет свой интерес и показывает свою Позицию. Они могут совпадать. При конфликте не нужно повторять свою Позицию! Важно заявить свой Интерес и показать, что мы слышим Позицию другого.
Приведите пример конфликтной ситуации, где бы Вы смогли отделить Позицию от Интереса…
Бывают конфликты ради разрушения, например, если такой конфликт затевает человек ради какой-либо выгоды. В такой ситуации нужно постараться перевести в другое русло, переключить, а если не получается, то прекратить конфликт. Рассмотрим алгоритм, при котором выигрывают оба участника конфликта:
1. Узнать желания друг друга («Почему ты этого хочешь?»).
2. Обсудить какое решение будет справедливым.
3. Договориться о взаимных уступках.
У Н. Пезешкиана есть целая методика разрешения конфликтов. В тяжелой ситуации он предлагает конфликт разрешать по ступеням (схема). И в любой момент, если что-то не получается ,то можно вернуться на предыдущую ступеньку. В самом начале он предлагает дистанцироваться и наблюдать со стороны. Далее человек может описать ситуацию со своей и противоположной точек зрения. Здесь он может заметить в чем пра в или не прав он сам, а так же его соперник. А при разумном (не эмоциональном) рассматривании ситуаций у соперника можно увидеть положительные стороны и в какой-то ситуации похвалить, поддержать его. Затем можно начинать разговор, где важно обсудить совместные цели.
Рефлексия: что общего Вы заметили при рассмотрении разных методик и техник?
Конечно же важно терпение, положительный эмоциональный настрой, умение выслушать противоположное мнение при общении с другим человеком.. Часто конфликт нужен для разрешения какой-либо ситуации. Я надеюсь этот материал и рекомендации помогут вам в дальнейшем.