Понятие и система следственных действий
Воронежский институт МВД России
Кафедра уголовного процесса
УТВЕРЖДАЮ Заместитель начальника института по учебной работе полковник полиции С.А. Винокуров «____»_____________2016 г. |
Фондовая лекция
профессиональной подготовки лиц среднего и старшего начальствующих составов органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на должности сотрудников подразделений предварительного следствия, сотрудников подразделений дознания, сотрудников экспертно-криминалистических подразделений (на базе высшего юридического образования) по профессии Полицейский
Раздел № 15
«Правовые и организационные основы расследования преступлений»
Тема № 4
«Организационные, тактические и процессуальные аспекты производства следственных действий»
Обсуждена и одобрена
на заседании кафедры
протокол № 12 от «13» апреля 2016 г.
Разработал:
преподаватель кафедры
уголовного процесса
майор полиции
_____________________П.Г. Смагин
Воронеж
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 1.Понятие и система следственных действий……………………… 2.Общие правила производства следственных действий…….…… 3.Характеристика отдельных следственных действий ……….….. 4.Судебный порядок получения разрешения на производство следственных действий……………………………………………….…… ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..………. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…… |
ВВЕДЕНИЕ
Объективный анализ статистических данных о состоянии преступности позволяет сделать вывод, что криминогенная ситуация в Российской Федерации является чрезвычайно сложной. В связи с этим в условиях социально-экономических и политических преобразований в стране приоритетной общегосударственной задачей является обеспечение надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, усиление борьбы с преступностью.
Одной из важнейших концептуальных задач, возлагающихся в связи с этим на Министерство внутренних дел России, является обеспечение подготовки квалифицированных кадров для органов внутренних дел, способных на максимально эффективное и полное использование всех предусмотренных законом мер процессуального принуждения в целях обеспечения своевременного пресечения, раскрытия преступлений и привлечения виновных к ответственности.
Значимость рассматриваемой темы «Производство и процессуальное оформление следственных действий» обусловлена тем, что производство следственных действий является наиболее распространенным способом собирания доказательств по делу. При этом от того, насколько они выполнены корректно и в соответствии с законом, зависит во многом исход не только предварительного следствия, но и решения суда. Поэтому правильное понимание и ясное усвоение положений законодательства, касающихся назначения и производства следственных действий необходимо любому юристу в своей профессиональной деятельности.
Кроме того, изучение производства следственных действий сейчас необходимо в силу того, что порядок и условия их производства находятся в постоянном развитии. Но, к сожалению, приходится констатировать, что отдельные вопросы, касающиеся производства следственных действий, остались не урегулированными в полном объеме. Поэтому актуальность рассмотрения данной темы объясняется еще и тем, что в законодательстве существуют пробелы в урегулировании производства следственных действий, которые необходимо учитывать при их производстве.
Следует отметить, что законодатель придает большое значение следственным действиям как способу собирания доказательств, поэтому разработал и определил в законе, как общие правила производства следственных действий, так и основания, условия, процедуру производства каждого следственного действия. Поэтому в лекции будет дано определение следственным действиям, обозначить их систему и классификацию, подробно рассмотреть порядок производства каждого следственного действия в отдельности.
Понятие и система следственных действий
Словосочетание «следственные действия» употребляется в уголовно-процессуальном законодательстве и юридической литературе достаточно часто. Вместе с тем сформулировать понятие следственных действий и их системы не так просто, потому что законодатель традиционно не дает легального определения термина, а в теории уголовного процесса по этому поводу существуют большие расхождения во взглядах. Так, С.А. Шейфер в своей монографии, написанной в период действия УПК РСФСР, впервые формулирует систему следственных действий, состоящую из девяти положений. Одновременно он высказывался против отнесения к следственным действиям эксгумации трупа и наложения ареста на имущество[1].
Обратившись к изданной в разные годы учебной литературе, можно обнаружить различия в количестве, и в видах следственных действий, включаемых авторами в систему. Так, М.С. Дьяченко пишет: «В УПК союзных республик дан исчерпывающий перечень следственных действий. Это – допрос свидетелей, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, эксперта, осмотр, очная ставка, обыск, выемка, предъявление для опознания, производство экспертизы, освидетельствование, следственный эксперимент, проверка показаний на месте»[2]. В учебнике по советскому уголовному процессу под редакцией профессора С.В. Бородина называется четырнадцать следственных действии[3]. В учебной литературе последующих лет освещается система следственных действий из тринадцати пунктов[4]. А.П. Рыжаков в своей работе также говорит о тринадцати следственных действиях, но их система несколько отличается[5].
И наконец, в литературе, подготовленной на основе УПК РФ, как правило, называется двенадцать следственных действий, что соответствует наименованиям глав 24-27 УПК РФ[6].
Таким образом, ни научная, ни учебная литература не дают исчерпывающего перечня следственных действий. Не стал в этом плане исключением и УПК РФ. Термин «следственные действия», неоднократно встречается в уголовно-процессуальном законе, но не включен в ст. 5 УПК РФ и не «расшифрован» в ней в числе основных понятий. Нет в нем и исчерпывающего обозначения видов следственных действий.
Столкнувшись с пробелами в законе и неполнотой, противоречивостью теоретических положений, мы имеем позитивную возможность для самостоятельного формулирования системы следственных действий. Для этого потребуется определить место и назначение следственных действий в уголовно-процессуальной деятельности, выявить их сущностные признаки (критерии)[7].
Схематично деятельность следователя можно подразделить на процессуальную и непроцессуальную. Последняя представляет собой не урегулированные в законе организационные действия следователя. Основное содержание расследования составляет процессуальная деятельность следователя. Её можно разделить на процессуальные решения и процессуальные действия. Закон насчитывает более ста различных уголовно-процессуальных решений. В свою очередь, решения предшествуют очередной уголовно-процессуальной деятельности, создают правовую основу для ее осуществления. Процессуальные действия подразделяются на следственные действия и иные процессуальные действия. Таким образом, следственные действия составляют часть уголовно-процессуальной деятельности. Наряду со следственными действиями следователь осуществляет иные процессуальные.
Проблеме уголовно-процессуальных решений посвящена фундаментальная работа профессора П.А. Лупинской, в которой она предложила следующее их понятие: решение в уголовном судопроизводстве – это обличенный в установленную процессуальную форму правовой акт, в котором орган дознания, следователь, прокурор, судья, суд в пределах своей компетенции дают ответы на возникающие по делу правовые вопросы и выражают властное волеизъявление о производстве процессуальных и иных действий[8]. Процессуальные решения могут быть частными, т.е. касающимися отдельных фрагментов уголовно-процессуального производства (решение о проведении следственных действий), и итоговыми, окончательными (решение о прекращении уголовного преследования или уголовного дела и др.). Как правило, уголовно-процессуальное решение следователя в соответствии с законом облекается в форму постановления. В ряде случаев следователь, принявший решение, не несет обязанности вынести об этом постановление.
Производство многих следственных действий требует принятия решения, облеченного в форму постановления (например, обыска, выемки). В ряде случаев решения о производстве следственных действий (равно как и некоторые иные решения) письменно не оформляются. На практике сложилось обыкновение, когда это целесообразно, выносить постановление при принятии и тех решений, в отношении которых это прямо не предусмотрено. Противоречия с законом здесь нет. В тех случаях, когда правоприменитель считает нужным сформулировать решение в виде отдельного постановления, он вправе это сделать.
В отличие от понятия «решение», означающего властное волеизъявление, понятие «процессуальные действия» выражает совокупность протяженных во времени последовательно сменяющих друг друга процедурных операций. Процессуальными могут быть названы любые предусмотренные законом действия следователя: это и разъяснение участникам судопроизводства прав и обязанностей, и производство следственных действий, и протоколирование факта представления доказательства, и предъявление обвинения, и составление протокола принятия залога, и ознакомление участников судопроизводства с материалами дела и т.д.
Однако, понятие «процессуальные действия» представляет интерес в той мере, в какой оно является более общим по отношению к понятию «следственные действия». Следственные действия – это часть действий процессуальных. Но какая часть? При ответе на этот вопрос мы, в первую очередь, будем отталкиваться от имеющегося нормативного регулирования, судебной практики и научных представлений, что позволяет сформулировать следующие критерии следственных действий.
1. Познавательная направленность.
Согласно ч. 1 ст. 86 УПК РФ собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий. Это значит, что следственные действия являются способом собирания доказательств, предназначены в основном для достижения данной цели. Это позволяет сделать вывод, что если то или иное процессуальное действие потенциально способно привнести в уголовное дело относимые фактические данные, ему присущ главный признак следственного действия – познавательная направленность.
Н.С. Алексеев, В.Г. Даев, Л.Д. Кокорев «Под следственными действиями понимают регламентированные процессуальным законом действия, непосредственно направленные на обнаружение, закрепление, проверку доказательств»[9]. С.А. Шейфер следственные действия определяет как «комплекс регламентированных уголовно-процессуальным законом и осуществляемых следователем (судом) поисковых, познавательных и удостоверительных операций, соответствующих особенностям следов определенного вида и приспособленных к эффективному отысканию, восприятию и закреплению содержащейся в них доказательственной информации»[10]. Отсюда вытекает, что следственное действие – это познавательное процессуальное действие. Познавательная направленность рассматривается в качестве основного признака, дозволяющего отнести то или иное процессуальное действие к числу следственных.
2. Обеспеченность государственным принуждением.
Признавая, что направленность на собирание доказательств является главным признаком следственного действия, мы все же не должны его абсолютизировать. В противном случае рискуем ошибиться и принять за следственное действие то процессуальное действие, которое им не является. Потому что на получение доказательств направлены не только следственные, но и некоторые иные процессуальные действия.
Следственному действию присущ признак наличия государственного принуждения. Лицо, в надлежащем порядке вызванное на допрос и не явившееся без уважительной причины, может быть подвергнуто приводу. Свидетель и потерпевший предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.
Таким образом, обеспеченность государственным принуждением – это второй необходимый критерий следственного действия.
3. Существенное ограничение законных прав граждан.
Данный критерий тесно связан со вторым (обеспеченностью государственным принуждением), однако при этом не подменяет его и не теряет самостоятельного содержания. Во многих учебных и научных изданиях к числу следственных действий не относятся эксгумация трупа и получение образцов для сравнительного исследования. Такая позиция имеет под собой определенную логику. Следует согласиться, что непосредственно в ходе этих действий доказательства не получают. Доказательственное значение будет иметь не протокол эксгумации трупа (извлечения его из могилы), а протокол осмотра как самостоятельного следственного действия. Ничего не доказывают занесенные в протокол сведения о получении образцов для сравнительного исследования у подозреваемого, обвиняемого. Доказательством будет составленное по результатам исследования этих образцов заключение эксперта.
Тем не менее, с учетом того, что названные процессуальные действия существенно ограничивают права граждан, есть смысл именовать их следственными.
Существенное ограничение законных прав граждан присуще любым, а не только названным следственным действиям.
4. Наличие детально разработанного порядка производства.
В тех случаях, когда законодатель предполагает, что проведение того или иного процессуального действия сопряжено с существенным ограничением прав граждан, он предусматривает детальную процедуру (форму) его проведения. Изучение норм, регламентирующих следственные действия (за малым исключением), в этом убеждает. Чем точнее порядок производства следственного действия, тем меньше возможность необоснованного стеснения прав участников уголовного судопроизводства. И, соответственно, выше уровень достоверности получаемых доказательств.
Этим признаком отличаются следственные действия от розыскных действий, производимых следователем. Розыскные действия следователя – это гласные, упомянутые в законе, но детально не регламентируемые им действия следователя по установлению лиц, совершивших преступление, скрывшихся обвиняемых, а также иных обстоятельств, имеющих значение для дела (направление запроса, прочесывание местности, засады и др.).
Подчеркивая еще раз, что законодатель прямо не оговаривает, какие процессуальные действия относятся к следственным, все же обратимся к названиям 24-27 глав УПК РФ. Содержащиеся в них перечисления есть не что иное, как наименования регламентируемых следственных действий. Сканируя заглавия, получим следующий перечень интересующих нас действий, состоящий из тринадцати позиций: осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент; обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров; получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, допрос, очная ставка, опознание, проверка показаний; производство судебной экспертизы. Рассматриваемые в контексте всего уголовного процессуального законодательства, они действительно выступают в качестве основных средств собирания доказательств. Отметим лишь, что не все наименования следственных действий являются полными. Так, «проверка показаний» - это сокращенный вариант проверки показаний на месте, «опознание» - предъявления для опознания.
Вместе с тем было бы неверным конструировать систему следственных действий только по соответствующим названиям глав уголовно-процессуального закона, регламентирующих их производство. В содержании этих глав, на наш взгляд, отчетливо проявляются такие следственные действия, как эксгумация и получение образцов для сравнительного исследования. Если даже поставить под сомнение их познавательное значение, необходимо признать, что данные действия соответствуют другим признакам следственных действий. Нельзя не принять во внимание, что они детально урегулированы в законе, обеспечены государственным принуждением, существенно затрагивают конституционные права граждан. Названные следственные действия традиционно выделяются в научной и учебной литературе[11].
Полагаем, что перечень следственных действий согласно УПК РФ выглядит следующим образом: 1) осмотр; 2) эксгумация; 3) освидетельствование; 4) следственный эксперимент; 6) обыск; 5) личный обыск; 7) выемка; 8) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления; 9) контроль и запись переговоров; 10) допрос; 11) очная ставка; 12) предъявление для опознания; 13) проверка показаний на месте; 14) получение образцов для сравнительного исследования; 15) назначение и производство экспертизы.
С учетом изложенного, следственное действие следует определить как предусмотренное уголовно-процессуальным законом и применяемое в целях собирания и проверки доказательств по делу процессуальное действие, состоящее из совокупности поисковых, познавательных и удостоверительных операций, направленных на выявление, восприятие и закрепление доказательственной информации, служащей средством установления (познания) фактов и обстоятельств дела, входящих в предмет доказывания по уголовному делу[12].