Тема 4. СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И В СТРАНАХ ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА (до XVII в.)
Лекция(2 часа)
Основы христианского воспитания, педагогические идеи христианских мыслителей. Ветхий и Новый завет о воспитании: противоречивость ветхозаветных и новозаветных воспитательных установок и традиций. Влияние церковной культуры на развитие образования. Трактовка образования теологической мыслью Средневековья.
Воспитание и образование в Византии: значение византийского влияния на развитие просвещения.
Новые типы школ в средневековой Европе. Рыцарское воспитание. Университеты. Структура университетов, содержание, методы обучения. Развитие схоластики Формирование иезуитской системы образования.
Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения: педагоги-просветители эпохи Возрождения, школы гуманистического образования. Характеристика «человека обучающегося» в эпоху Возрождения.
Реформация и ее влияние на образование и воспитание.
Контрреформация и формирование иезуитской системы воспитания.
Формирование исламской традиции в воспитании.
Тема 5. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ
Практическое занятие (2 час.)
Педагогические идеи Ф. Аквинского. И. Златоуст об образовании и воспитании.
Педагогические идеи исламских просветителей: Авиценна (Ибн-Сина), Аль Фараби, Аль Бируни об идеале человека, смысле его жизни, нормах и способах воспитания.
Истоки гуманистических идей в средневековой педагогической мысли.
Педагогическая мысль Византии (Михаил Пселл, Кирилл и Мефодий – основатели славянской письменности).
Теоретическое обоснование идеала нового человека, содержания образования, новой школы в трудах гуманистов Ф. Рабле, М. Монтеня, Э. Роттердамского, Т. Мора.
Тема 6. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НОВОЕ ВРЕМЯ И В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVII –XVIII вв.)
Лекция(2 час.)
Корректировка представлений о «человеке обучающемся» педагогической мыслью Нового времени и философско-педагогической мыслью эпохи Просвещения.
Развитие в начале Нового времени преимущественно классического образования – ведущего типа общего среднего образования в Западной и Восточной Европе.
А.А. Коменский. Введение классно-урочной системы – основной формы организации образования в XVII–XX вв.
Буржуазные революции в Нидерландах, Англии, война за независимость в Северной Америке, Великая французская революция – предпосылки возникновения новых педагогических систем и теорий.
Усиление материального направления в содержании школьного образования в связи с интенсивным развитием промышленного производства и торговли. Адаптация образования к потребностям промышленников, ремесленников, коммерсантов.
Секуляризация образования в развитых странах Европы. Превращение сословной и церковной школы в классовую, единую и светскую. Развитие наряду с классической школой (гимназией) реальных и профессиональных школ.
Пересмотр с прагматических позиций целей и содержания образования. Доминирование в реальном образовании предметов естественно-математического цикла.
Развитие педагогического идеала: от воспитания «благородного человека» в XVII столетии, к формированию просвещенного гражданина – в XVIII в.
Внедрение в образовательную практику новых принципов и способов обучения.
Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции: доклад об общей организации народного образования; план национального воспитания.
Идеалы Просвещения и реалии практики западноевропейского образования. Развитие школьного законодательства в Германии.
Итоги развития западной педагогики к концу восемнадцатого столетия. Значение педагогических проектов XVII—XVIII вв. для дальнейшего развития теории и практики образования, для современной педагогики и школы.
Тема 7. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЗА РУБЕЖОМ В XVII–XVIII вв.
Практическое занятие(4 час.)
Часть занятия (2 часа)
Педагогические идеи Нового времени: Ф. Бэкон о познании и воспитании; общие принципы обучения В. Ратке; новый взгляд на природу и человека Р. Декарта.
Полемика французских просветителей: роль воспитания и обучения в становлении человека.
Педагогические воззрения французских энциклопедистов К.А. Гельвеция, Д. Дидро, их современное значение.
К.А. Гельвеций о ведущей роли воспитания в становлении личности.
Д. Дидро: идея гармонизации соотношения природного и общественного начал в человеке; обоснование подходов к его воспитанию.
Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского: биографический очерк, характеристика основных философских и педагогических трудов. «Великая дидактика». Проект идеальной пансофической школы. Гуманистический проект переустройства общества на разумных началах и уравнении всех людей высочайшей культурой в ходе развития их «природных дарований».
Классно-урочная система, принцип природосообразности, принципы и правила обучения, роль учителя.
Отражение дидактических идей Я.А. Коменского в современной теории и практике обучения.
Часть занятия (2 часа)
Педагогические идеи Просвещения: общая характеристика.
Дж. Локк: методологические основы педагогической системы. Сенсуалистическая теория познания. Значение воспитания. Подчинение целей обучения и умственного развития задачам воспитания воли и чувств, формированию характера. Воспитание джентльмена и воспитание детей рабочих. Современное значение идей Дж. Локка, возможность их применения в образовательной практике.
Своеобразие и преемственность педагогических идей неогуманизма и филантропинизма, педагогические взгляды И.Б. Базедова, Ф. Фенелона, Ш. Роллена.
Ж.-Ж. Руссо: биографический очерк, основные педагогические идеи (принцип природосообразности, метод косвенных педагогических воздействий и метод естественных последствий). Влияние педагогической системы Ж.-Ж. Руссо на воззрения зарубежных и русских педагогов, мера ее актуальности для современной педагогической теории и образовательной практики.