Человек – продукт обстоятельств и воспитания
7. ОПРЕДЕЛИТЬ АВТОРА ИДЕИ:
«Воспитание всех детей с того момента, как они могут обходиться без материнского ухода, в государственных учреждениях и на государственный счет» __К.Маркс, Ф.Энгельс
«В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по её каменистым тропам» К.Маркс
8. ПЕРЕЧИСЛИТЬ ТРЕБОВАНИЯ, ВЫДВИНУТЫЕ В «МАНИФЕСТЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ», КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНЫ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ
Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей. Соединение воспитания с материальным производством
9. ПОД КОММУНИСТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ К.МАРКС ПОНИМАЛ Коммунистическое воспитание: 1.умственное воспитание, 2. физическое воспитание, 3. техническое обучение
10. ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ
«ТЕОРИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
11. РАЗГАДАТЬ КРОССВОРД
г | е | р | М | а | н | и | я | |||||||||||||
г | и | м | н | А | с | т | и | к | а | |||||||||||
п | р | о | л | е | т | а | Р | и | а | т | ||||||||||
К | л | а | с | с | о | в | ы | й | ||||||||||||
п | о | л | и | т | е | х | н | и | ч | е | С | к | а | я | ||||||
к | а | п | И | т | а | л | ||||||||||||||
к | о | л | л | е | к | т | и | в | и | З | м | |||||||||
у | М | с | т | в | е | н | н | о | е |
12. РАЗГАДАЙТЕ РЕБУС
Пролетариат
13. КАКОВО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ЗНАЧЕНИЕ ИДЕЙ О ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ, ВЫСКАЗАННЫХ К. МАРКСОМ И Ф. ЭНГЕЛЬСОМ, ДЛЯ ПЕДАГОГИКИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА?
Маркс и Энгельс вскрыли сущность воспитания как общественного явления.
ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ США
В XIX ВЕКЕ
1. УКАЖИТЕ НА ВРЕМЕННОЙ ПРЯМОЙ (в разных источниках – разные даты!!!)
1794 г. 1801 г. 1830 г. 1841 г. 1847 г. 1881 г. 1891 г.
1) принятие закона о бесплатном образовании в США;1891
2) учреждение первой высшей начальной школы в США; 1821
3) объявление всех школ США государственными; 1830
4) издание закона об организации коммунальных учебных заведений; 1881
5) год первого финансирования парламентом США школ.1841
2. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, С КАКИМИ СОБЫТИЯМИ СВЯЗАНА НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США В XIX ВЕКЕ: с завоеванием независимости, с промышленным перевогротом 1820-1860 гг.
3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ (БЮРО) НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США ВПЕРВЫЕ БЫЛ СОЗДАН В _1867___ ГОДУ, В ШТАТЕ ___ Вашингтон___.
4. К СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ США ПРЕДСТАВЛЯЛА
6 3
+ +
5. ДОПИСАТЬ
Цель системы образования США в XIX веке развитие у молодежи нравственности, интеллекта, социальной активности.
Типы начальной школы в США в XIX веке __дневные, вечерние, воскресные_
Перечислить благотворительные организации, занимавшиеся учреждением частных начальных школ в США в XIX веке.
Критерием подготовленности ребенка к переходу в среднюю школу служило хорошее владение чтением и письмом.
6. ОБВЕСТИ КРУЖКОМ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Основные черты начальной школы США: 3, 4, 5
7.ОПРЕДЕЛИТЬ ПОНЯТИЯ:
школьный комитет – координировал школьную политику в штате,
дистрикт – учебный округ,
интендант - директор учебного округа,
практицизм школьного образования – натаскивание учащихся в определенных практических умениях,
децентрализация школы – отсутствие единого органа управления, единых требований к содержанию и организации образования
8. ВЫ УЧЕНИК НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ США. УЧИТЕСЬ В ГРУППЕ А, ПО ПРОФИЛЮ «СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ». НАПИШИСАТЬ ПИСЬМО ДОМОЙ О ТОМ, КАК ПРОХОДИТ ОБУЧЕНИЕ, О РАЗВЛЕЧЕНИЯХ, ДРУЗЬЯХ.
9. ПОДПИСАТЬ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ США, ИЗОБРАЖЕННЫХ НА ПОРТРЕТАХ. ДАТЬ КРАТКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ США XIX ВЕКА
Б.Вашингтон Х.Манн Р.Оуэн Р.Оуэн (тоже)
Вашингтон Букер (1856-1915) –американский деятель. выступил с программой обучения негров. Призывал чернокожих американцев не к борьбе, а к достижению гармонии в обществе через образование. Организовал в Хэмптонском университете вечерние занятия для уч-ся., работающих днем. Разрабатывал концепцию индустриального образования.. Книга «Поднимаясь с колен рабства».
МАННXopac (4.5.1796— 2.8.1859), амер. обществ, деятель и педагог. В 1837—48 возглавлял созданное по его-инициативе Бюро по делам образования штата. Был инициатором принятия шк. закона штата Массачусетс (1837), ставшего образцом для аналогичных законов др. штатов Новой Англии. Под его руководством было значительно улучшено шк. дело в штате: ликвидирована разрозненность и бесконтрольность местных школ, создана единая шк. система, установлена обязат. продолжительность уч. года, улучшено стр-во шк. зданий, расширена программа элементарного обучения, в к-рую было введено преподавание музыки, рисования, гигиены. М. выступал против телесных наказаний детей, способствовал созданию в школе здоровой дисциплины.
Обществ, и пед. взгляды М. отличались гуманизмом и демократизмом. Он отстаивал право каждой личности на свободу и образование независимо от расы, национальности и имуществ. положения.
М. видел задачу школы в развитии и укреплении умственных сил детей, в воспитании у них стремления к истине. Школа, воспитывая будущих граждан, должна готовить их к практич. жизни, вооружать полезными знаниями и умениями. Серьёзный недостаток школы видел в недостаточном учёте возрастных особенностей, интересов и потребностей детей, слабой обоснованности содержания образования, широком распространении физич. наказаний и т. д, Важнейшими средствами воздействия на личность ребёнка М. считал проявление со стороны воспитателя симпатии, доверия и любви.
ОУЭН Роберт (14.5.1771,–17.11.1858), англ, социалист-утопист. В 1815 выступил с проектом закона, к-рый ограничивал рабочий день для детей и устанавливал обязат. шк. обучение. В 1816 открыл в Нью-Ланарке воспитат.-обра-зоват. комплекс «Ин-т формирования характера», куда входили: школа для маленьких детей от 1 до 6 лет (т.е. ясли для детей от 1 года до 3 и дет. сад для детей от 4 до 6 лет), дневная школа для детей от 6 до 10 лет, вечерняя школа для подростков от 10 до 17 лет, работавших на фабрике; вечером там же проводились лекции и консультации для взрослого населения. В 1818 О. посетил Швейцарию, где познакомился с И. Ф. Оберли-ном, И. Г. Песталоцци, Ф. Э. Фелленбер-гом. В нач. 1820-х гг. управление предприятием и ин-том перешло в руки квакеров, компаньонов О., не разделявших его пед. и социальных взглядов. О. продолжил попытку осуществления своих идей в организованных им коммунистам, колониях в США и Великобритании, но успеха они не имели.
О. опирался на близкую философии Просвещения идею о решающем воздействии внеш. среды на характер человека. Приписывая все бедствия и пороки пагубному влиянию частнособственнич. отношений, неравенству, религ. догматизму, невежеству, О. связывал процветание и духовное возрождение человечества с коренным изменением устоев общества.
Систематич. воспитание, согласно О., должно начинаться в младенчестве. Врождённые задатки людей неодинаковы, но с помощью продуманных пед. мер можно развить требуемые способности и наклонности. Не отрицая роли семьи, О. настаивал на совместном, равном для обоих полов обществ, воспитании, исключающем всякую проповедь религ. догм. Дошк. воспитание (дети от года до 6 лет) призвано заложить основы физич. здоровья и нравств. принципов, пробудить в ребёнке чувство коллективизма. В общинах дети старше 3 лет должны жить отдельно от родителей в помещениях, оборудованных спальнями, столовыми, классными комнатами. Совершая под руководством воспитателей прогулки, они знакомятся с животным и растительным миром, явлениями природы, осн. видами трудовой деятельности. Особое значение О. придавал маршировке, пению, танцам и гимнастике, считая их упражнениями, к-рые лучше других закаливают ребёнка, прививают хороший вкус и манеры, приучают к дисциплине. Наряду с познават. играми эти занятия составляли основу и шк. программы (дети от 6 до 17 лет).
Задачу обучения О. видел в развитии способности самостоятельно анализировать явления и факты, отделять истину от заблуждений, осн. внимание уделял методам преподавания. В качестве наставников детей мл. возраста рекомендовалось использовать подростков. Подобная практика делала бы их более требовательными к себе, приобщала к управлению обществом. В школах О. охотно прибегали к Белл-Ланкастерской системе обучения.
10. РАЗГАДАТЬ КРОССВОРД
1. Песталоцци
2. централизация
3. дистрикт
4. практицизм
5. даймскул
6. интендант
7. Нью Хармони
8. Манн
9.
10. абсентизм
11. Вашингтон
ТЕМА 11.ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ
ДО 90-Х ГОДОВ XIX ВЕКА
1. ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ «ХАРАКТЕРИСТИКА РЕФОРМ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ»
Реформа | Характер реформы | Содержание реформы | Последствия (положительного, отрицательного характера) |
1803 – 1804 гг. | в системе образования | 1. возникновение Мин-ва нар. просвещения 2. деление на учебн. округа 3.госуд. рук-во школами 4. установление преемственности образования | тормозилась из-за недостатка гос. дотаций. Всесословность лишь декларировалась |
1828 г. | Контрреформа в области образования | 1. каждый тип школы педназначен для определенного сословия 2. отмена преемственності 3.гімназии стали классическими 4. палочная дисциплина в уч. заведениях | сдерживала развитие нар. просвещения |
60-е гг. | школьная | 1) установление в законодательном порядке народной школы 2) провозглашение общедоступности и бессословности образования 3) развитие женского образования 4) открытие реальных гимназий 5) развитие профессионального образования | разнообразие типов школ, расширение сети школ, открываются учительские семинарии |
70 – 80-е гг. | школьная | 1. восстановление сословной разобщенности школ 2. нарушение единства системы образования 3. усиление гос. контроля за школой 4. усиление классицизма в гимназич. образовании | уменьш. кол-во уч-ся недворянского происхождения. Перегруженность уч-ся. Отчуждение школы от семьи |
Конец XIX – начало XX в. | подготовка реформы средней школы | 1. многотипность школ 2. подчинение уч. заведений разл. ведомствам 3.сословный хар-р образования 4. отсутствие преемственности 5. ограничение образования для женщин | сокращ. преподавания древних языков, увел. часов на преподавание русского и естественнонаучн. предметов, доступ в гимназию всех сословий, экспериментальные уч-восп. заведения |
2. ЗАПОЛНИТЬ СХЕМУ «СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
3. ПО ТРЕМ КОМПОНЕНТАМ ОПРЕДЕЛИТЬ ПЕДАГОГОВ
1. Попечитель Одесского и Киевского учебных округов; «Вопросы жизни»; атлет жизненной борьбы _Пирогов
2. «Азбука»; школа для крестьянских детей; свободное воспитание Толстой.
3. Педагогическая антропология; «Детский мир»; Смольный институт благородных девиц Ушинский
4. Критика официальной педагогики и системы воспитания в России; борец с общественным злом; «О значении авторитета в воспитании» Добролюбов__.
4. ПОДПИСАТЬ ПОРТРЕТЫ РУССКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ XIX ВЕКА:
Ушинский Толстой Пирогов