Методическое рекомендации.
В целях освещения вопросов практического занятия ознокомьтесь с Законом “Об образавании”, особое внимание - 7-9 статьям.
Ответ на третий вопрос можете представить в произвольной форме или пользуйтесь данным образцом:
Образовательные учереждения | |||
Дошкольное | Общеобразавательные | Профессионального образования | Дополнительного образования |
Практическое занятие 12
ТЕМА. Организационно-методическое управление целостным педагогическим процессом, повышение квалификации учителей в рамках школы и их аттестация
Цель занятия: образовать составляющие базовой культуры личности
Формы проведения: семинар
Методы рекомендации.
для ответов на предложенные вопросы необходимо порассуждать, активизировать мыслительные процессы, ознакомиться с предложенными источниками. Изученный материал целесообразно аккуратно систематизировать и оформить в виде таблицы.
Элемент базовой культуры | Сущность | Содержание воспитания | Средства | Учебные предметы |
Эстетическая культура | Способность личности к полноценному восприятию, правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности | Развитие эстетического восприятия, вкусов, чувств, потребностей, Знаний, Идеалов, Выработка художественных умений, творческих способностей | Природа, искусство, материальная база школы | Литература, музыкальное искусство, изобразительное искусство |
Физическая культура | ||||
Экологическая культура | ||||
Нравственная культура | ||||
. . . . . | ||||
Практическое занятие 13
Тема:Новые подходы к управлению образованием РК в условиях перехода на 12-летнюю модель среднего образования
Цель занятия:определить трудности перехода на 12-летку, выявить ее перспективы и тенденции.
Форма проведения:семинар
Методические рекомендации. Для подготовки ответов на предложенные вопросы необходимо изучить Концепцию модели 12-летнего образования (Астана-2010) Ее можно найти на сайте http://www.tu.kz/laws.
Литература:
1. Педагогика. Курс лекций: - Алматы., 2003
2. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2010
3. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия , 2014.
4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Процесс воспитания. – М.: ВЛАДОС, 2011.
Рубежный контроль 1 (контрольные задания)
1.Что такое педагогический процесс?
2.Почему педагогический процесс рассматривается как трудовой ?Что означает целостность педагогического процесса?
3.Укажите на основные закономерности воспитательного процесса .
4.Сущность диалектики и движущей силы воспитательного процесса.
5.Содержание воспитания учащихся в современной школе.
Критерии Воспитанности.
6.Диагностика воспитанности , критерии диагностики.
7.Принципы воспитания и правила их реализации.
8. Формирование коллектива и его влияние на личность учащегося .
9.Особенности развития детского коллектива на 1 -3 стадии и основные направления работы с ним.
10.Основные социально - педагогические предпосылки демократизации и деятельности коллектива.
11.За что критиковали бывшие советские школьные коллективы западные педагоги?
12.Характеристика методов формирования сознания.
13.Методы организации деятельности.
14.Методы стимулирования.
15.Воспитание в семье.
16.Методика проведения родительского собрания.
17.Сущность коллективных воспитательных дел.
18.Социально-ориентированные,этические,эстетические ,экологические ,трудовые и физкультурные воспитательные дела.
19.Формирование научного мировоззрения.
Рубежный контроль 2 (контрольные задания)
1.Сущность процесса обучения.
2.Основные категории дидактики.
3.Дидактические системы и модели обучения .
4.Требования к содержанию обучения в средней школе.
5.Характеристика учебных планов ,учебных программ ,учебников .
6. Мотивы –движущие силы познания.
7.Изучение и формирование мотивов .
8.Классификация закономерностей обучения.
9.Принципы и правила обучения.
10.классиикация методов обучения.
11.Сущность и содержание методов обучения.
12.Выбор методов обучения.
13.Дидактические игры.
14.Методы программированного обучения.
15.Формы организации обучения.
16.Типы и структура уроков.
17.Контроль успеваемости учащихся.
Лекционный комплекс
Лекция1. Сущность и структура целостного педпроцесса, его законы и закономерности
Вопросы:
1. Понятие педагогического процесса
|2.Понятие педагогической деятельности.
3. Сущность педагогического процесса
4. Этапы педагогического процесса
5. Закономерности педагогического процесса
6. Основные принципы педагогического процесса
К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие понятия, как "педагогический процесс" и "педагогическая деятельность". В специальной литературе можно найти множество толкований сущности педагогического процесса'.
• И.П. Подласый называет педагогическим процессом "развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых";
• Б.Т. Лихачев под педагогическим процессом понимает "целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и взаимоотношения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей";
• по В.А. Сластенину, педагогический процесс — это "специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач".
Сущностной характеристикой педагогического процесса является целостность как внутреннее единство его компонентов при относительной их автономности.
Педагогический процесс как целостность может быть рассмотрен с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нем прежде всего педагогическую систему (Ю.К. Бабанский).
Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования Педагогическая деятельность, как и всякая иная деятельность, представляет собой систему, имеющую определенную структуру, внутренние переходы и превращения. В ней можно выделить следующие компоненты:
• мотив,
• цель,
• предмет,
• способы осуществления,
• результат.
Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация.
Цель педагогической деятельности определяется обществом. Она носит обобщенный характер, но у каждого педагога трансформируется в индивидуальную установку. В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта — воспитанник (ученик) — развивающаяся личность.
Педагогическая деятельность имеет субъектно-объектный характер.
Некоторые определения сущности педагогического процесса,имеющиеся в педагогической литературе:
• И.П. Подласый — "развивающее взаимодействие воспитателей • воспитуемых, направленное на достижение заданной цели • приводящее к заранее полученному изменению состояния] преобразованию свойств и качеств воспитуемых";
• Б. Т. Лихачев - "целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогиче! ской деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей";
• В.А. Сластенин - "специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач".
Структура — это расположение элементов в системе. Педагогический процесс — внутренне связанная совокупности многих процессов. В нем неразъединимо слиты процессы
• обучения,
• образования,
• воспитания,
• развития,
• формирования.
Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс:
• педагоги,
• воспитуемые,
• условия воспитания.
Сам педагогический процесс характеризуют образующие сия тему компоненты — цели, задачи, содержание, методы, форма взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты:
• целевой компонент процесса — включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели — вся стороннего и гармонического развития личности — до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов;
• содержательный компонент — отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу,
• деятельностный — взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим;
• результативный компонент процесса - эффективность его протекания, достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Целостность— синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.
Целостному педагогическому процессу присущи внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие.
В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.
Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности.
Использованные источники:
4. Педагогические процессы имеют повторяющийся, циклический характер.
В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы— не составные части, а последовательности развития процесса.
Главные этапы:
• подготовительный,
• основной,
• заключительный.
На подготовительном этапесоздаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданой скоростью. При этом решаются следующие важные задачи:
• выделение и постановка конкретных задач,
• изучение (диагностика условий) развития процесса,
• прогнозирование достижений,
• проектирование и планирование развития процесса. Выделение и постановка задач состоит в том, чтобы преобразовал общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования, в конкретные задачи, достижимые на задан ном отрезке педагогического процесса в имеющихся условиях. Поставить правильную цель, определить задачи процесса не возможно без диагностики. Ее главная цель — получить ясные представление о тех причинах, которые будут помогать, а не препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация! реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их под готовки, условиях протекания процесса, многих других важны обстоятельствах.
За диагностикой следует прогнозирование хода и результата педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях.
Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план.
В педагогической практике применяются различные планы руководства учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательной работы в классе, проведения отдельных воспитательных дел, уроков и т.п.
Планы педагогических процессов имеют определенный срок действия.
Основной этап осуществления педагогического процессаможно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:
• постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
• взаимодействие педагогов и учеников;
• использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;
• создание благоприятных условий;
• осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;
• обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.
Эффективность процесса зависит от того, насколько рационально эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели, и друг другу.
Важную роль на основном этапе педагогического процесса играют обратные связи,служащие фундаментом для принятия оперативных управленческих решений.
Обратная связь — основа качественного управления процессом, ее развитию и укреплению каждый педагог придает приоритетное значение. Только опираясь на нее, удается найти рациональное соотношение педагогического управления и управления своей деятельностью со стороны учеников. Оперативная обратная связь способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.
Заключительный этап педагогического процесса —анализ достигнутых результатов.
Изыскательный анализ и самоанализ — верный путь к вершинам педагогического мастерства.
Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу, определить, где, как и почему возникли ошибки.
Практика подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса.
Закономерности педагогического процессаотражают его главные, объективные, повторяющиеся связи. Закономерности показывают, что и как связано в педагогическом процессе, что и от чего в нем зависит. Каждый педагог должен очень хорошо понимать и знать их действие.
В столь сложной, большой и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется множество разнообразных связей и зависимостей.
Основные закономерности педагогического процесса: Закономерность динамики педагогического процесса -величин. всех последующих достижений ученика зависит от его достижений на предыдущих этапах.
Закономерность развития личности в педагогическом процессе -темпы и уровень развития личности зависят от:
• наследственности;
• воспитательной и учебной среды;
• включения в учебно-воспитательную деятельность;
• применяемых средств и способов педагогического влияния.
Закономерность управления учебно-воспитательным процессомэффективность педагогического воздействия зависит от:
• интенсивности обратных связей между учениками и педагогами;
• величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на учеников.
Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе•- эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от:
• интенсивности и качества чувственного восприятия;
• логического осмысления воспринятого;
• практического применения осмысленного.
Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности —эффективность педагогического процесса обусловливается:
• качеством педагогической деятельности;
• качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников.
6.Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в принципах— основных положениях, определяющих общую организацию, содержание, формы и методы педагогического процесса. Принципы
• отражают основные требования к организации педагогической деятельности,
• указывают ее направление,
• помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.
Принципы организации педагогического процесса:
• принцип гуманистической направленности педагогического процесса— ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности;
• принцип обеспечения связи педагогического процесса с жизнью и производственной практикой— отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами;
• принцип соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу— тесно связан с предыдущим. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств;
• принцип научности-- ведущий ориентир при приведении со держания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией
• ориентированность педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения —вытекает и общепризнанного в отечественной психологии и педагогии закона единства сознания и деятельности, согласно котором] сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности;
• принцип обучения и воспитания детей в коллективе —предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса;
• требование преемственности, последовательности и систематичности,направленное на закрепление ранее усвоенных знаний умений, навыков, личностных качеств, их последовательно! развитие и совершенствование. Возводится в ранг организационного принципа самой природой педагогического процесса с его структурой, свойствами ступенчатости и концентричности;
• принцип наглядности- важнейшее организующее положение не только процесса обучения, но и всего целостного педагогического процесса. Наглядность в педагогическом процессе основа на закономерностях познания окружающей действительное
и развития мышления, которое развивается от конкретного абстрактному;
• принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучена и воспитания.Формирование у воспитанников эстетической отношения к действительности позволяет развить у них высок* художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.
Принципы управления деятельностью воспитанников:
• принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников —педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей активность, самостоятельность и инициативу;
• принцип сознательности и активности учащихсяв целости! педагогическом процессе отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе;
• уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.Важнейший принцип организации детской деятельности, вытекает из сущности гуманистического воспитания
Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление;
• принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности- тесно связан с практической реализацией предыдущего принципа;
• принцип согласованности требований школы, семьи и общественности:единство и целостность учебно-воспитательного процесса обеспечивается тесным взаимодействием всех педагогических систем;
• принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий- имеет большое практическое значение. Сущность параллельного действия состоит в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания;
• принцип доступности и посильности —обучение и воспитание школьников, их деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье;
• принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанниковпри организации их деятельности;
• принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.Реализация этого принципа связывается прежде всего с деятельностью памяти, но не механической, а смысловой. Только увязывание нового с ранее усвоенным, введение новых знаний в структуру личностного опыта учащихся обеспечат их прочность.