О воображении как способности взглянуть на мир глазами другого человека

Способность к воображению проявляется не только в создании новых образов действитель­ности, но и в умении смотреть на мир (включая самого себя и в первую очередь — самого себя) «глазами другого человека», шире — всего че­ловеческого рода, а не просто с «частных» то­чек зрения отдельных людей (по выражению Э.В. Ильенкова). Это и дает возможность видеть мир по-настоящему целостно, интегрально — «видеть целое раньше частей». Уже используя в игре палочку вместо лошадки, ребенок должен не просто изобразить езду, а вжиться в образ другого человека — наездника — и так до бес­конечности. Поэтому игровая ситуация никогда не сводится к взаимодействию субъекта с объ­ектом. По своей сути это диалог как минимум двух субъектов, один из которых реален, а дру­гой — виртуален.

Следовательно, воображение — это еще и спо­собность сконцентрировать виртуальную силу другого (других) в одном-единственном действии, при решении одной-единственной задачи.

Мы говорим о воображении как об универ­сальном свойстве, пронизывающем всю жизнь ребенка. Здесь очень важно задействовать та­кие сферы жизни, как повседневное общение со взрослыми и сверстниками, игры, элемен­тарное детское экспериментирование, чтение художественной литературы, обязательно — учение.

Так определяются образовательные эффекты работы по развитию воображения не как специ­альной, а как универсальной способности в рам­ках программы «Тропинки».

Игра — главный источник развития вообра­жения — ничему не учит. Она создает глубинную и предельно широкую основу для любого учения (и любой деятельности).

Проиллюстрируем это примером из физкуль­турных занятий по нашей программе. Два ре­бенка играют в мяч. Перебрасывают его друг другу, обмениваясь своеобразными «послани­ями». Полет мяча должен выражать определен­ное внутреннее состояние: радость и грусть, усталость и бодрость, сосредоточенность и несобранность, серьезный и шаловливый на­строй. Не правда ли это напоминает написание и чтение писем? Что такое письмо? В первую очередь адресация, выражение чувств и мыс­лей для другого, мотивированное стремлением быть понятым на «том конце» и получить «от­туда» ответ.

Значит, на свое послание, уже в момент его подготовки, нужно посмотреть глазами адресата, «подключив воображение», что­бы а аообдажении занять его позицию. А до­школьники при обучении письму на занятиях тренируются в прописях — учатся выводить непонятные значки. Чтобы сделать значки ме­нее «эзотеричными», их поначалу приближают к изображению реальных предметов. Потом взрослые долго мучаются с тем, что подопеч­ные вместо написания буквы Г рисуют уточек. Как и с тем, что, выполняя то или иное учебное задание, ребенок не способен оценить резуль­тат его выполнения со стороны, глазами того же учителя. Равно как самостоятельно, без его вмешательства, не может проконтролировать сам процесс выполнения. Не хватает вообра­жения. Не доиграл!

Детский сад и родители

Программой предусмотрено сотрудничество детского сада и семьи, реализующееся в форме совместной деятельности педагогов и родите­лей. Оно, во-первых, выстраивается на добро­вольных, доверительных, партнерских отноше­ниях и согласованных действиях обеих сторон. Во-вторых, на общей системе ценностей и ос­нованных на ней целей воспитания детей и не­противоречия требований к ребенку в семье и в детском саду. В-третьих, эта деятельность требует формирования взаимно ценных отно­шений между воспитателями и членами семьи, поддержки авторитета друг друга обеими сто­ронами.

Условиями продуктивного взаимодействия воспитателей и родителей служат специаль­но организованная подготовка педагогов, их включение в исследовательскую деятель­ность по изучению особенностей семей вос­питанников, передача воспитателям инфор­мации о современной семье, ее запросах, требованиях в области дошкольного образо­вания.

Что увидел бы, на что обратил бы внимание воспитатель, если бы провел один день в типичной дошкольной группе, работающей по программе«Тропинки»?

Вот, например, как в соответствии с программой строится музыкальное занятие в младших груп­пах. Маленький ребенок владеет простейшими приемами извлечения элементарных созвучий. Но сегодня на занятии, которое проводится в игровой форме, он не ученик, а выдающийся композитор, который впервые на публике ис­полняет свое новое произведение. Группа детей («слушатели») встречает его овацией. Ребенок, вживаясь в образ, садится за инструмент и при­ступает к игре. Конечно, это те же самые эле­ментарные созвучия. Но постепенно он начинает придавать звучанию все более экспрессивный характер, интонировать, делает первые робкие попытки импровизировать.

Зал все эмоциональнее поддерживает его. И у него возникает сильнейшая мотивация — оправдать ожидания «публики»: ведь перед ней не Петя Иванов, а композитор с мировым име­нем. В упражнениях Пети Иванова окружающие должны услышать именно авторское исполнение композитора, который своей музыкой обращает­ся к людям с чем-то важным и значимым — смыс-лонесущем (по выражению философа Ф.Т. Ми­хайлова).

Разумеется, одно занятие само по себе не превращает ребенка в музыканта-виртуо­за. Мы к этому и не стремимся. Но от занятия к занятию, выдержанному в подобной логике, у детей возрастает не только способность к ре­шению музыкально-творческих задач, но и тех­ника исполнения.

Владимир Товиевич Кудрявцев

Успех

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научный руководитель программы: А.Г. Асмолов

Руководитель авторского коллектива: Н.В. Федина

Авторы: С.Н. Гамова, Е.Н. Герасимова, В.А, Деркунская, А.А, Дякина, И.Д. Емельянова, Ю.Л. Есина, Т.В. Красова, В.А, Мальцева, СВ. Маркова, Л.Н. Мартынова, И.В. Сушкова, Н.В. Федина, И.В. Чернышов, Ж.В. Чуйкова

Программа была разработана в 2008—2010 годах по заказу Минобрнауки России в рамках одного из проектов Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 годы.

Основу авторского коллектива программы составляют научные сотрудники кафедры дошколь­ного образования Елецкого государственного университета им. ИЛ. Бунина, Московского государ­ственного педагогического университета им. В.И. Ленина, Московского городского психолого-педа­гогического университета.

В 2009—2011 годах программа «Успех» была апробирована в субъектах Российской Федерации, в 2011 году вышло ее первое издание.

В настоящее время «Успех» — программа, направленная на позитивную социализацию и всесто­роннее развитие детей в возрасте от 2 месяцев до момента поступления ребенка в школу в адек­ватных возрастным особенностям видах детской деятельности и в разнообразных формах со­вместной деятельности взрослых и детей.

Характерные особенности программы

Идеология программы:

Успешность маленьких россиян — это резуль­тат:

Социально-коммуникативного развития,

Познавательного и речевого развития,

Единства физического развития и воспитания культуры здоровья,

Художественно-эстетического развития.

Программа «Успех» сочетает возможность проявления инициативы и творчества воспита­телей и научно обоснованные с точки зрения дошкольной педагогики и психологии техноло­гии их совместной с детьми деятельности. Она предназначена для дошкольных организаций, педагогический коллектив которых объединя­ет творческих, стремящихся к развитию педа­гогов.

В «Успехе» определены и конкретизированы для педагогов те формы совместной деятель­ности взрослых и детей, которые позволяют педагогам реализовывать образовательную программу в течение всего времени пребыва­ния ребенка в детском саду, не ограничиваясь рамками специально организованных занятий, а именно:

· коллекционирование,

· ситуация,

· проектная деятельность,

· поисково-познавательная деятельность,

· мастерская.

Фундаментальные основы программы «Успех» заключаются в следующем:

· учет возрастных психофизиологических осо­бенностей развития детей;

· отказ от учебной модели построения образо­вательного процесса;

· принцип интеграции образовательных обла­стей;

· комплексно-тематический принцип постро­ения образовательного процесса, кото­рый позволяет при реализации содержания различных образовательных областей ис­пользовать возможности различных видов детской деятельности. При этом особое вни­мание уделяется развитию ведущих видов детской деятельности: непосредственно-эмоционального общения в младенческом возрасте, предметной деятельности и предметно-манипулятивной игры в раннем воз­расте, игровой деятельности в дошкольном детстве;

· реализация тендерного принципа построения образовательного процесса.

Программу «Успех» сопровождает програм­мно-методический комплекс (ПМК), который содержит методические пособия для педагогов и развивающие пособия для детей. Основные его характеристики:

· он обеспечивает реализацию задач всех об­разовательных областей ФГОС ДО;

· методические пособия универсальны, по­скольку направлены не только на реализацию программы «Успех», но и в целом на реализа­цию принципов и основных положений ФГОС ДО. В связи с этим пособия ПМК «Успех» могут помочь педагогу реализовать ФГОС ДО при работе по любой программе;

· методика работы с детьми и «подсказки» для педагога и родителей содержатся не только в методических пособиях, но и в пособиях для детей;

· ПМК включает энциклопедии для детей — вы­сококачественный универсальный образова­тельный продукт;

· все развивающие пособия для детей соот­ветствуют СанПиН и ГОСТ для печатной про­дукции.

Наши рекомендации