Воспитательная функция учителя

Понятие «учитель» выражает не только суть деятельности учи­телей-предметников, но и руководителей факультативов: музы­кальных, хореографических, художественных кружков и студий;

мастеров производственного обучения; тренеров ДЮСШ — всех, кто учит детей, передает им знания, умения и навыки в той или иной области жизни. Воспитание и обучение органично связаны между собой.Воспитание включает ребенка в систему обществен­ных отношений, формирует его личностные качества посредством обучения социальным формам поведения, деятельности и общения. Обучение воспитывает, формирует сущность детской личности, ор­ганизуя усвоение ею знаний, умений и навыков, их трансформацию в убеждения.

Воспитательная функция учителя в целостном педагогическом процессе реализуется с помощью содержания образования, форм и методов обучения, всей организации учебно-воспитательной ра­боты. В процессе обучения знания, перерастающие в убеждения, составляют центральное звено в структуре личности, во многом определяют ее мировоззрение, направленность и поведение. Пере­ход знаний в убеждения осуществляется в том случае, если учи­тель глубоко раскрывает научную сущность знаний, убедительно показывает их соответствие действительности, правде жизни. Это требует от педагога тщательного отбора объективных фактов, их всестороннего анализа и глубоких обобщений. Научное знание приобретает глубокий воспитательный смысл, когда рассматрива­ется в духовно-ценностном, мировоззренческом контексте. Процесс усвоения научных знаний детьми воспитательно эффективен, когда организуется учителем как познание истины путем плюралисти­ческого сопоставления различных точек зрения.

Воспитательный потенциал знаний реализуется также и в том случае, когда в процессе обучения их связывают непосредственно

с научно-техническим процессом, технологией современного произ­водства, раскрывают их политехнический смысл, влияют с их по­мощью на выбор детьми будущей профессии. Учителю, руководи­телям кружков, факультативов, студий важно раскрывать перед учащимися основы общих для различных современных профессий знаний.

Эффективное воспитание в процессе обучения достигается ос­мыслением нравственного значения знаний, их места в системе человеческих ценностей. Познание истины требует от людей моби­лизации всех физических и духовных сил, научные поиски, откры­тия немыслимы без совершения нравственного подвига. Именно эмоциональные переживания и являются выражением внутреннего духовно-нравственного напряжения. Это требует от учителя не бесстрастного изложения тех или иных фактов, законов, а лично заинтересованного рассказа о том, чего стоило людям добытое знание. Дети постигают нравственный смысл учения как ответст­венность перед обществом, требующая большого напряжения фи­зических и душевных сил. Нравственное значение знаниям придает также отношение людей к тому, в какой сфере общественной жизни они намерены его использовать. Одни ученые предназна­чают свои открытия мирным устремлениям человечества. Другие— организуют исследования в целях создания космического оружия, грозящего уничтожению человечества.

Воспитательное значение научных знаний заключается еще в раскрытии детям с их помощью объективной эстетической картины мира, жизни природы и общества. Эта картина может быть выра­жена в эстетических категориях, прежде всего — прекрасного, бе­зобразного, трагического, комического. Передовые учителя обла­дают развитым эстетическим чувством, глубоко сознают место своего предмета в изучении «мировой гармонии» и умеют показать детям эстетику процесса учения и приобретаемого знания. Так, учительница математики 2-й школы г. Грозного, народный учитель СССР Э. Д. Васина рассказывает о том, что эффективность обу­чения и отношение детей к учебному труду зависят от эстетических условий всей организации труда. «Постепенно переходя от эстети­ки форм к эстетике идеи, педагог учит детей видеть изящество формулы, теоремы, соразмерность пропорций, стройность правила, гармонию заложенных в нем зависимостей, закономерностей, связей, подмеченных великими математиками мира, открывать кра­соту рационального, логичного, эстетику математического зна­ния»'. Одновременно с раскрытием эстетической картины мира преподаватели имеют возможность показать детям экологическое значение научных знаний. В современных условиях учитель любого предмета, будь то естествознание или обществоведение, не может обойти глобальных экономических проблем, воспитания у детей бережного отношения к природе.

' Поташник М. М. В поисках оптимального варианта.— М., 1988.— С. 34.

Наконец, воспитательное значение процесса усвоения знаний состоит в развитии мышления, всех психических процессов. Знания являются материалом для мыслительной деятельности. Обучаясь, ребенок сравнивает, анализирует, обобщает, сопоставляет, создает новые для себя понятия и образные представления. В процессе этой мыслительной деятельности, под ее воздействием у детей формируются нервнофизиологические структуры головного мозга, а также формально-логический, диалектический, художественно-образный типы мышления. Таким образом, в процессе обучения учащиеся не просто осваивают определенную сумму знаний, но и воспитываются, формируют духовное ядро своей личности, разви­вают психические свойства и качества.

Трудно переоценить воспитательное значение умений и навы­ков, приобретаемых учащимися в учебном процессе. Они являются важнейшим средством и условием жизненного проявления, само­утверждения, творчества. Одна часть усвоенных детьми знаний сохраняется в их сознании в виде представлений, понятий, образов, убеждений. Другая — перерабатывается и материализуется в уме­ния и навыки. Именно они, доведенные до автоматизма, особенно при управлении сложными современными устройствами, машина­ми и аппаратами, обеспечивают утверждение человека в предмет­ном мире и его безопасность. Их формирование, постепенное ум­ножение делает нервную систему человека все более жизнеспособ­ной, восприимчивой и гибкой. Образовавшиеся умения и навыки по закону переноса применимы в различных областях жизни, спо­собствуют качественному формированию новых навыков в смеж­ных видах деятельности.

Большое воспитательное значение имеет сам процесс выработ­ки и обработки умений и навыков. Прежде всего речь идет о смысловой направленности упражнений. Ведущее значение содер­жательного смысла в упражнении обеспечивает активное вовлече­ние в работу всех сущностных сил и качественное состояние самого умения. Содержательная направленность ориентирует не на фор­мальные действия, а на отработку навыка в процессе решения жизненных задач. Этим обеспечивается установка на практическое применение навыка в конкретном деле. Вот почему в процессе выработки и совершенствования математических, художественных, вычислительных, трудовых и иных умений и навыков важно под­бирать глубоко содержательные упражнения, делать учебную де­ятельность осмысленной, целенаправленной, творческой. Творче­ские упражнения способны обеспечить вовлечение всех сущност­ных сил ребенка в деятельность, породить в нем активность, за­интересованность, стремление довести дело до победного конца. Они учат ориентированию и осмысленному действию в нестан­дартных ситуациях, побуждают к созданию новых, оригинальных произведений, предметов, явлений. В целях отработки умений и навыков дети пишут сочинения и стихи; придумывают собственные задачи по математике, физике, химии; делают посильные открытия и новые технические конструкции; предлагают дизайнерские ре-

шения; целесообразные формы и приемы трудовых действий; уча­ствуют в рационализаторстве; проявляют организаторское творче­ство. В результате в активное состояние приводятся все духовные и физические силы личности: ее интеллект, чувства, воля, нервная система, мышцы. Диалектика развития умения и навыка состоит в том, что в начале процесса их образования они рассматривают­ся учителями и детьми в качестве педагогической цели. Однако образовавшись, они превращаются в средство решения жизненных задач. Воспитательный эффект формирования навыков и умений возрастает, если учитель учитывает настроения, склонности и ин­тересы школьников, если ребенок с помощью приобретенного уме­ния реализует в жизни свою способность, талант, добивается прак­тического успеха в техническом творчестве, художественной само­деятельности, в производительном труде.

Передовые учителя успешно реализуют воспитательные воз­можности организации учебного процесса, в первую очередь, форм и методов обучения. Разнообразие форм (урок, экскурсия, бригад­ная работа, лекция, семинар, лабораторные и индивидуальные занятия) помогают созданию наиболее благоприятных условий для усвоения материала и развития познавательных интересов. Учеб­ная форма представляет собой такую организационную систему отношений, которая наряду с решением главной задачи — усвое­ния детьми знаний и навыков — позволяет параллельно осущест­влять их умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физи­ческое воспитание. Коллективные и индивидуальные формы учеб­ного процесса способствуют созданию атмосферы продуктивного творческого взаимодействия детей и взрослых. Учащиеся приуча­ются к коллективным и индивидуальным способам познания и нравственному поведению. У них развивается чувство коллекти­визма, такие нравственные черты и качества, как ответственность, организованность, целеустремленность. Взаимопомощь ставит пе­ред необходимостью проявления заботливости, понимания проблем и трудностей другого человека, внимания к окружающим.

Во время урока, лекций, лабораторных и практических занятий возникает атмосфера трудового умственного и физического на­пряжения. В детском сознании и организме образуется опреде­ленная установка, психологическая и физическая готовность к умственному труду, вырабатывается одно из ведущих качеств лич­ности—трудолюбие. Форма обучения в руках учителя-мастера, педагога-новатора превращается в своеобразное произведение ис­кусства, развивающее детей эстетически. Их уроки, практические занятия, семинары, экскурсии характеризуются ритмичностью, эмоциональностью, четкой сменой видов деятельности. Стиль от­ношений — доброжелательный и вместе с тем требовательно-дело­вой. Это вызывает цепную реакцию деловых отношений в детской среде, вырабатывает у школьников рабочее настроение, ведущее к успеху. Большое значение для создания общей эстетической картины учебной формы имеет четкость, выразительность и яр­кость языка педагога.

Передовые учителя отчетливо осознают воспитательные воз­можности методов обучения, способов организации учебного труда, активного делового обучающего взаимодействия педагогов и детей. Методы обучения способствуют развитию и информированию са­мых существенных психических процессов. С их помощью учитель организует активное функционирование интеллектуальных сил школьников. Особое значение в учебном процессе имеют методы организации восприятия учащимися учебного материала. Опыт убеждает, что ни один из методов (рассказ, беседа, экскурсия, дискуссия, творческий поиск), взятый отдельно, не является абсо­лютно положительным. Своеобразие изучаемого материала, а так­же особенности детского восприятия требуют поиска оптимального сочетания на каждом уроке разнообразных методов. Такое гармо­нично подобранное разнообразие позволяет обеспечить адекват­ность и глубину восприятия, что является главным условием по­нимания, освоения материала школьниками. В результате усвое­ния знаний формируется сознание детей, происходит совершен­ствование их убеждений. Обучение переходит в новое качество, решает воспитательные проблемы.

Использование учителем многообразия методов дает возмож­ность формировать у школьников тот или иной тип мышления, развивать механизмы мыслительной активности. Однообразие и пассивность методов приводит к утверждению формального, дог­матического типа мышления, исключающего творческий поиск. Со­четание разнообразных методов в учебной практике, привлечение учащихся в процессе познания к анализу и синтезу, сравнению и сопоставлению, дедуктивным заключениям, к поискам путей пре­одоления противоречий, к обобщениям с учетом конкретно-исто­рических условий, к восхождению от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, к созданию оригинальных спо­собов решения различных задач — ведет к развитию мыслительной способности детей, к диалектическому типу мышления, соответст­вующему диалектике развития реальной действительности. Таким путем воспитывается творческое мышление, без которого невоз­можно участие в научно-техническом прогрессе, развитии куль­туры и искусства.

Методы обучения неразрывно связаны с организацией практи­ческой учебной деятельности школьников. В этой области на пер­вый план выходят методы практического обучения: воспроизводя­щих и продуктивных, тренировочных и творческих упражнений. Успех в упражнениях, отработка умения и навыка укрепляют в ребенке веру в себя, стимулируют его к практическому действию, способствующему самоутверждению.

Методы обучения организуют отношения школьников в учебной деятельности. Беседа, дискуссия, семинарское и практическое за­нятие не только обуславливает необходимость взаимодействия, но и воспитывают определенный стиль общения, развивают общитель­ность, контактность, умение четко выражать свою мысль и выслу­шивать собеседника.

Методы обучения активно способствуют формированию лично­стных качеств каждого школьника, развитию его способностей. Умственный труд требует прилежания, внимания, фантазии, воле­вого и эмоционального напряжения, активности, проявления само­стоятельности, ответственности и чувства долга. Наряду с общими способностями и личностными качествами формируются специфи­ческие, индивидуальные интересы, потребности, способности.

Наконец, воспитательная функция учителя требует от него уме­лого использования собственно воспитательных методов в учебном процессе. Они в органической связи с методами обучения позво­ляют осуществлять дополнительное стимулирование ребенка к активной учебной работе, обеспечивать внешний порядок, налажи­вать рабочую исполнительскую дисциплину. Стимулирующее вли­яние на учащихся оказывает пример трудолюбия и организован­ности самого учителя. Воспитанию целеустремленности и опти­мизма у детей способствует его умение ставить перед детьми увлекательные перспективы в процессе овладения знаниями, уме­ниями и навыками. Используемая в учебном процессе игра не­посредственно увлекает детей, помогает преодолению трудностей и препятствий, создает благоприятные психологические условия для усвоения знаний. В целях организации порядка в учебе и стимулирования активности школьников учителя используют пе­дагогическое требование, реализуемое в форме делового, добро­желательного, настойчивого совета, распоряжения, указания. Оценка знаний учащихся содержит в себе элементы таких методов воспитательного воздействия, как поощрение и наказание. Для детей оценка-отметка не только и не столько объективный пока­затель уровня их знаний, сколько поощрение или наказание.

Начиная с подросткового возраста значительную роль в орга­низации отношений ребенка к учебному процессу играют методы самовоспитания. В этот период важно переводить методы педаго­гического воздействия, внешние стимулы во внутренний мир лич­ности, помогать самоорганизации школьников. Самовоспитание в процессе обучения, постановка личных целей, составление планов их достижения, определение путей практического действия — фор­мируют характер и волю, развивают самообладание, умение уп­равлять своими чувствами и побуждениями. Таковы воспитатель­ные функции учителя в учебном процессе.

Наши рекомендации