Методика проведения викторин, конкурсов, праздников в условиях ДОЛ. Кружковая работа в ДОЛ.
Дети по своей природе очень любят соревноваться между собой. Викторина –это соревнование в эрудиции, интеллектуальная игра.
Самое главное в организации викторины – правила и вопросы, в зависимости от этого определяется количество команд, состав участников и даже расстановка мебели в момент игры. Придумывать правила (иными словами «сюжет», или «форму» игры) самому очень рискованно: если вы не учтёте какую-то мелочь, которая приведёт к конфликту, то вместо радостного времяпровождения вы получите испорченное настроение, разобщённость внутри отряда и затаённую на вас, как главного провокатора, обиду. Поэтому, если у вас нет опыта разработки викторин, лучше воспользоваться уже проверенными и испытанными заготовками – телевизионными версиями состязаний в эрудиции: «Кто хочет стать миллионером?», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Своя игра», «Слабое звено» т.д. Если вы выберете версию телевизионной викторины, то вам не придётся долго объяснять правила игры, т.к. дети общаются с телевизором не меньше вас.
Если у вас нет заранее заготовленных вопросов, то их придётся продумать, это не просто, но зато увлекательно. Лучше, если вы займётесь составлением вопросов вместе с детьми – помощниками из инициативной группы, кроме этого это позволит вам узнать об интересах детей, круге их чтения.
При составлении вопросов нужно руководствоваться следующими правилами:
- нельзя, чтобы вопрос превращался в задание, требующее развёрнутого ответа (например, дайте характеристику круговорота воды в природе);
- нельзя, чтобы вопрос требовал узко специфических, углублённых знаний (например, кто был комендантом Полтавской крепости во время знаменитой битвы 1709 г.?);
- нельзя, чтобы вопрос требовал ответа – перечисления (например, какие команды были чемпионами мира по футболу?);
- нельзя, чтобы вопрос состоял из 3-х вопросов (например, кто, когда и зачем изобрёл порох?);
- нельзя, чтобы вопрос был примитивно – глупым (не амперметром ли измеряется сила тока?).
Все вопросы, в которых нарушены данные принципы, являются «некорректными», и чаще всего вызывают протесты, оспариваемые решения жюри, обиды, слёзы. Чтобы не провоцировать такие ситуации – лучше избавиться от «сомнительных» вопросов.
В очень выгодном свете всегда вопросы, подобранные по теме: «О природе», «О технике», «О спорте», «О знаменитых путешественниках» и т.д. Темой может выступить отдельный фильм, произведение литературы. Даже к сказке «Колобок» можно придумать 10 остроумных вопросов.
Помимо правил и вопросов необходимо создать соответствующие условия успеха:
- наличие компетентных судей;
- красивое оформление;
- ритуалы начала и окончания игры;
- наличие наград;
- сообразительный ведущий (которым скорее всего будете вы), учитывающий такие моменты: представление участников, комментарии ответов, подсказки из зала, поддержание игровой интриги и т.д.
Викторина не должна превращаться в интеллектуальный марафон: оптимальное время – 1 час.
Конкурс –это тоже соревнование в каком-либо виде деятельности двух или более участников. Участниками могут быть группы. За победу в конкурсе полагается вознаграждение морального и материального характера. За конкурсом наблюдают зрители, которые вдохновляют участников на победу и одновременно сами получают удовольствие от наблюдения за соревнующимися.
Нет такой деятельности, которую нельзя было бы организовать как конкурс. Если включить механизм соревнования – конкуренции и заготовить в изобилии похвалы и подарки, то конкурс можно сделать абсолютно всё: от утренней чистки зубов до вечерней помывки ног, от принятия пищи в столовой до посещения ванных комнат.
Синонимами слова конкурс могут быть слова – турнир, бой, поединок, схватка и т.д.
Участники, соревнуясь в любой деятельности, проявляют свою креативность, поэтому конкурс – отличное педагогическое средство формирования творческих способностей.
Классическими являются конкурсы:
- актёрского мастерства;
- градостроителей из песка;
- поделок из природного материала;
- шумовых оркестров;
-врунов имени баронов Мюнхгаузена;
- конкурс – ромашка.
Компоненты успеха конкурса:
1) Интересные задания.
2) Красивое оформления.
3) Материальное обеспечение.
4) Музыкальное сопровождение.
5) Находчивый ведущий.
6) Компетентное жюри.
7) Эмоциональные зрители.
8) Исполнительные помощники.
9) Подготовленные команды.
10)Призы для победителей.
Награда – это своеобразная оценка детских усилий, поощрение за труды, стимул к дальнейшей работе, поэтому не забывайте об этом компоненте.
Какие конкурсы можно организовать:
- Конкурс инсценированных анекдотов;
- Вечер рекордов Гиннеса;
- Аукцион талантов;
- Конкурс визажистов;
- Кинофестиваль (или конкурс рисованных фильмов);
- Конкурс рекламного плаката;
- Мультлото;
- Парад космических войск;
- Конкурс видеоклипоп;
- Космический цирк;
- Сказочное ассорти;
- Вечер в клубе детективов;
- КВН и т.д.
Праздникв условиях ДОЛ по своей сути является большим общелагерным КТД, поэтому требует тщательной подготовки и, следовательно, не может проводиться ежедневно.
Праздник организуется, планируется и проводится согласно методике и технике КТД. Одной из составных частей праздника часто является традиционный показ номеров от всех отрядов. Кроме «обязательных» и часто скучных выступлений чтецов, танцоров, певцов, сценок, эстрадных номеров, в программу лучше включить: театр теней, шумовой оркестр, клоунаду, театр пантомимы и живых картин, театр кукол, спортивно - акробратические номера, фокусы, пере озвучивание фильма, частушек, иллюзион и т.д. Праздник обычно длится целый день (редко несколько дней), поэтому важно тщательно спланировать программу дня и выбрать соответствующие задания, согласно тематике праздника.
Праздники, проводимые в ДОЛ традиционны:
- Ярмарка;
- Праздник Нептуна;
- День Ивана Купала;
- День именинника;
- День открытия и закрытия лагеря;
- Мисс и мистер лагеря;
- День сказки и т.д.
Вы можете проявить фантазию и организовать свой праздник: «Встречаем НЛО», «Праздник ватрушки», «Шуточная Олимпиада», «День бантов», «День фантазёров», «День фантазёров», «День индейцев», «День игры и игрушки» и т.д.
Занятия в кружках и секциях в ДОЛ является составной частью воспитательной работы отряда, лагеря. Руководят ими вожатые, а так же специальные сотрудники – специалисты в той или иной области.
Вечером, в день заезда, весь лагерь собирается в зале, где ребята каждый может проявить себя в каком-либо виде деятельности. Послушать и посмотреть рекламу кружков и секций, задать вопросы руководителям. День – два даётся детям на запись в тот или иной кружок, секцию.
Работа кружков начинается с общей линейки, где руководители ещё раз представляют свой кружок и разводят детей на занятия. Ребятам, которые не выбрали себе занятия по душе, предлагаются эпизодические дела.
Кружки и секции работают в одно и то же время, которое в лагере называется «Час ученичества».
Руководитель кружка разрабатывает календарно-тематический план. В него входят:
- название кружка;
- цель и практические задачи работы с детьми, темы, количество часов теории и практики;
- общелагерные и отрядные дела, в которых примут участие кружковцы;
- итоговые формы работы кружка (творческий отчёт. Концерт, выставка и т.п.)
Занятия кружков в лагере имеют свои особенности, они заключаются не только в новизне обстановки и кратковременности действия, но и прежде всего в том, что каждое из них имеет практическую направленность
Даже теоретические занятия по возможности необходимости проводить средствами окружающей действительности: натуралисты – в лесу, на лугу; юные художники – на натуре; юные техники – в мастерских.
Другая особенность – взаимодействие кружков различного профиля для подготовки и проведения разнообразных лагерных праздников.
Общие дела сплачивают коллектив кружка: помощь в оформлении лагеря, организации конкурсов, викторин, проведение походов и т.п. наибольшей популярностью пользуются у ребят кружки, связанные с рукотворчеством, кружки природоведческого и краеведческого направления, секции спортивных игр и, конечно же, туризм.
Так как руководителями кружков и секций, в основном являются вожатые – студенты, то это требует особой подготовки практикантов к работе в летний период: тщательный подход к содержанию педагогической копилки, изготовление наглядного и демонстрационного материала и т.п.