Гастрономические изыски, как особенность элитарной культуры: стремление к совершенству
Возрастающее число ресторанов по всему Миру, уникальные сорта вин и сыров, баснословные затраты на производство высококачественных продуктов питания, квалифицированные повара экстра-класса – все это создается и развивается для удовлетворения потребностей истинных ценителей гастрономии, привилегированной части общества и лиц, стремящихся понять тайный язык «верхов», возводящих приготовление и потребление пищи в ранг искусства, высокой культуры. Такие ценители являются представителями элитарной культуры.
В словаре С.И. Ожегова «элита» в своем втором значении определяется как – «лучшие представители какой-нибудь части общества» [1,с. 910]. Но уже в энциклопедических словарях выдают понятия «элиты теории», которые определяются как «социально-философские концепции, утверждающие необходимость деления общества на высшие, привилегированные слои – элиту, и остальную массу людей» [2, с. 17].
К элите можно причислить людей, обладающих властью, известностью, богатством, высоким культурным уровнем, людей, занимающихся престижной деятельностью, получивших высокие достижения в ней. Элитой можно считать представителей власти, политики, владельцев крупного и среднего бизнеса, людей творчества – яркие дизайнеры, художники, актеры.
Представители элиты подходят ко всем граням своей жизни как к творчеству, превращая результаты своей деятельности в искусство. Так отношение к еде у представителей элитарной культуры не является чисто потребительским, еда не просто призвана удовлетворить потребность организма в питательных веществах и заглушить чувство голода, но возносится в ранг искусства, кулинарного искусства.
Отсюда идет понятие как гастрономия. В настоящее время слово гастрономия употребляется почти исключительно в смысле свода всех знаний, касающихся поваренного искусства и умения пользоваться его произведениями. Потребность во вкусовых веществах, помимо своего физиологического значения, может при благоприятных условиях и в зависимости от степени благосостояния получить особое утонченное развитие [3].
Если есть спрос – есть и предложение. Рестораны – одна из возможностей удовлетворить гастрономические потребности элиты. Так же имеются специализированные магазины и бутики, где есть возможность приобрести уникальные продукты высшего качества.
Рост числа ресторанов по г. Тюмени. По разным данным на 2006 год в Тюмени находилось 32 ресторана [4], к 2007 году их число увеличилось до 51 [5], а к началу 2013 г. их количество составляло 93 [5]. Увеличение числа ресторанов объясняется как возросшей покупательской способностью, так и увеличением требований к ассортименту кухни: европейская, французская, итальянская, японская, русская, немецкая, мексиканская, кавказская, украинская и др. Так же для искушенных, испробовавших всевозможные виды кухонь гурманов, предоставляются уникальные новинки. Так, например, в нашем городе был открыт ресторан-музей «Чум», где помимо интересного интерьерного решения, представлена кухня народов севера: в приготовлении блюд используются уникальные рецепты, а так же далеко не каждодневные продукты. Данный ресторан уникален для нашего города.
Данное расширение ресторанного бизнеса невозможно без отлаженной и проработанной системы менеджмента: тут и учет и работа с разрешительными документами, проверяющими органами, и финансовая деятельность ресторана, но ядром является персонал. От качества обслуживания, приготовления и подачи блюд – зависит общее восприятие заведения. Если в ресторане великолепный интерьер, удобное расположение, но кухня оставляет желать лучшего – вряд ли такой ресторан обзаведется постоянными клиентами и просуществует продолжительное время. Исполнение блюд, профессионализм поваров, обслуживание – вот то, что пленит ценителей высокой кухни.
Только повара высокого уровня смогут производить блюда, способные удовлетворить самый взыскательный вкус нашей элиты, только самые подготовленные официанты смогут угодить требовательным гостям.
Радует то, что при приеме нового сотрудника администрация ресторана предусматривает его обучение. Даже с учетом опыта работы, новый сотрудник должен познакомиться с особенностями нового ресторана, изучить ассортимент продуктов и меню как такового. Высокий профессионализм приветствуется. Обучение происходит как на территории ресторана, так и в специальных учебных заведениях. Также имеет место обмен опытом. Распространены мастер-классы для местных поваров приезжими звездами российского и мирового уровня. Мастер-классы дают приезжие повара из других городов России, главным образом из Москвы, а так же из других стран. Такие мероприятия помогают поварам на практике обмениваться опытом, получать необходимые навыки приготовления, изучать тонкости кулинарного искусства, которое невозможно постичь только по книгам.
Уникальным событием в Тюмени в начале марта 2013 года стал приезд в ресторанный холдинг «Максим», в рамках гастрономических гастролей шеф-повара экстра-класса, заслужившего для своих ресторанов две Мишленовские звезды - Андреа Аккорди. Такой визит был полезен как для практики местных поваров, так и для жителей нашего города, потому как появилась уникальная возможность попробовать блюда от шеф-повара высшего ранга.
Для того чтобы отведать блюда от Андреа у жителей города было 3 дня – 3 гала-ужина в ресторане «Максим. Избранное», количество мест и ценовая политика входного билета сделали данное мероприятие по-настоящему закрытым, доступным избранным.
Элита готова платить, переплачивать многократно стоимость продуктов, лишь бы их радовали, удивляли, восхищали, а простые смертные готовы нести те же финансовые затраты, лишь бы приблизится по статусу к элите. Финансово выгодно для ресторанного бизнеса не просто поддерживать высокий уровень мастерства поваров и обслуживающего персонала, но и улучшать, развивать их навыки и мастерство. Рост профессионализма среди сотрудников ресторана – играет на привлечении новых клиентов, которых, как правило, приводят рекомендации постоянных посетителей.
Рост количества ресторанов в нашем городе, а так же расширение видов кухни свидетельствует о высоком профессионализме персонала. Единственное, чего нужно опасаться – это насытиться, перестать искать новое.
Молодые кадры не дают профессионалам-поварам останавливаться в своем развитии. Сотрудничая вместе, они помогают друг другу: один передает опыт, другой задает движение для роста. Учебные центры и политика ресторанов, направленная на развитие и обучение, позволяют ресторанному бизнесу быть не просто прибыльной отраслью, но и превращает его в искусство, искусство наслаждения жизнью.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ожегов С.И. / Толковый словарь русского языка/ М.-1997 – с.910.
2. Пряжников Н.С./ Психология элитарности: Учебно-методическое пособие для вузов и школ/Харвест, 2001, с. 17.
3. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.
4. www.vsluh.ru / Тюменский общепит: горожане голосуют желудком.
5. www.tyumen-city.ru / Итоги социально-экономического развития города Тюмени.
М.С. Жулева