Преступление и наказание в сказках
Антоний Погорельский (псевдоним) – настоящее имя Алексей Алексеевич Перовский (1787–1836), участник войны 1812 года, написал замечательную проникновенную сказку «Черная курица» (1829), где один из первых в отечественной литературе ввел элемент фантастического. «Черная курица» – первая литературная сказка в России. Литературная – в отличии от народных – выпущенная с обозначением имени автора. В сказке в реалистические подробности врывается фантастика – подземные мир. Очень подробно (где, когда, кто): «В XVIII веке, лет 40 назад, на Васильевском острове, в Первой линии жил…». Но все остальное остается романтическим.
В 1925 году в приложении к журналу «Русский инвалид» – «Литературные новости» появилась романтическая, фантастическая повесть Антония Погорельского «Лафертовская Маковница» (другое название Лафертова Маковница), начинающаяся словами: «лет за пятнадцать пред сожжением Москвы недалеко от Проломной заставы»… Погорельский снова вводит в сказку конкретные подробности времени действия и… снова мистику, уже (к XIX веку) ставшую традиционной в русских сказках. Сказка «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» по мистике перекликается с более поздним «Вий» Гоголя. Таким образом, на протяжении веков традиции в русских сказках развивались последовательно и дополнялись новыми элементами.
Дары в сказках
Дар, дарение и обмен дарами раскрывался многими авторами – детскими писателями и поэтами. Ревнители нравственности – через текст сказки – утверждают, что дар не присваивается, а находится в «постоянном движении», поскольку дар и подарок – вещи разные. Бывает, что человек (персонаж сказки) отдает, а у него не уменьшается, и даже прибывает. Это вещи известные, а потому, вероятно, рутинные. Но интересно другое, то, что сказочная терапия, как и история детской литературы – космополитична.
Одним из знаковых персонажей (в плеяде других) по теме обмена дарами в сказках считается Шарль Пьеро. Первые публикации Ш. Перро начались в 1697 году. Французская народная сказка «Синяя борода», легенда о коварном муже – убийце многих женщин, литературно обработана и записана Шарлем Перро и впервые опубликована им в книге «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». В сказках Ш. Пьеро вводит читателя в особую куртуазную атмосферу, всегда дает две морали, часто они противоречивы. Ему вторит Г. Х. Андерсен со сказкой «Русалочка» и другими. Так мы плавно подошли к хронологии пополнения сокровищницы детской литературы ХХ века.
Особое внимание в истории отечественной детской литературы уже ХХ века уделяют Т. Г. Габбе, и изданиям детских журналов «Еж» (неофициально расшифровывали как ежемесячный журнал, годы выпуска – 1928–1936) и Чиж (чрезвычайно интересный журнал – 1930‑194 гг.). Уникальная, талантливая, благородная женщина Тамара Габбе, работая в редакции С. Я. Маршака среди замечательных корифеев жанра детской литературы, как Лидия Чуковская, Александра Любарская, Зоя Задунайская, придумала свое, ни на что не похожее слово «фольтик», которое впоследствии вошло в анналы истории детской литературы. Со времен Габбе «фольтик» считается своеобразным «знаком качества» текста. Если материал хороший и интересный, то он непременно с «фольтиком». Утверждают, что С. Я. Маршак был вдохновлен на свою статью «Сколько лет сказке?» именно Т. Габбе, своей музой.
Еще одна представительница детской литературы ХХ века (которую нам позволяет затронуть краткий объем работы) – Вера Инбер была двоюродной сестрой государственного советского и политического деятеля Л. Д. Троцкого. На заре своего творчества в 1915 году она написала замечательное стихотворение «Поздней ночью у подушки», которое по праву можно было бы поставить эпиграфом многих статей и докладов по детскому чтению.
Поздно ночью у подушки,
Когда все утомлены,
Вырастают маленькие ушки,
Чтобы слушать сны.
Сны бывают разные. Их много:
Снятся чудеса,
Снятся приключения, дорога,
Реки и леса.
Снятся лыжи, снеговые горки,
Солнечный газон,
Школьная тетрадь, где все пятёрки, –
О, волшебный сон!
Сны текут то явственней, то глуше,
Как ручей, точь‑в‑точь.
И подушка, навостривши уши,
Слушает всю ночь.
Днём зато, уставши до упаду,
В жажде тишины,
Спит она – будить её не надо, –
Спит и видит сны.
В лесу родилась елочка. Когда?
Это удивительное стихотворение имеет очень давнюю и непростую историю. Кто из нас и наших деток не вспомнит «волшебные строки»: «В лесу родилась елочка, в лесу она росла, …и много много радости детишкам принесла…». Но мало кто знает историю связанную с этим замечательным шедевром» и его автором.
Пьеса для самых маленьких «Елка» впервые была напечатана в журнале «Малютка» в самом начале ХХ века в 1903 году под псевдонимом «А. Э.» и состояла из двух частей. Вкратце ее содержание было таково: воспитательница рассказывала про елку (в стихах), а затем дети (в виде куплетов по 8 строк) подпевали, затем снова рассказ от лица воспитателя и – снова 8 детских строк. В истории замешан непрофессиональный композитор Леонид Карлович Бетман, который, по случаю, наложил на музыку только те части пьесы, что проговаривали в ней стихами дети (не использовав все остальное). Получилось три припева по восемь строк каждый – всего 24 строки; так и родилась песенка, адаптированная как «В лесу родилась елочка».
Автор пьесы Раиса Адамовна Гедройц еще в гимназии, в детстве писала стихи. Когда перешел в мир иной ее отец – служащий почтамта – Раиса Адамовна работала гувернанткой у рано овдовевшего князя Кудашева, точнее – сына его – Алеши, печаталась под псевдонимом «А.Э». Вскоре Кудашев сделал Раисе Гедройц предложение; так она стала княгиней Кудашевой. Судьба сложилась так, что в 15‑ти летнем возрасте (1914 год) Алеша Кудашев в прямом смысле сбегает на фронт, и там погибает. Вскоре, не перенеся горя, умер и князь. Кудашева остается жить в Москве, в доме князя до 1917 года.
Когда в дом пришли большевики, Раиса до обыска успела вырвать из «Малютки» свое стихотворение. След ее потерялся до 1941 года, и вновь образовывается благодаря редакции журнала «детская литература», а именно Виктору Борисовичу Шкловскому.
В воспоминаниях Шкловского сказано, что в редакцию пришла Раиса Адамовна, заявив, что является автором «Елочки», испросила пенсион. Конечно, редакция не уполномочена выплачивать пенсии, но… Кудашевой помогли, похлопотав в инстанциях.
Таким образом, только в 1941 году в сборнике «Рассказы. Стихи. Песенки. М., Л‑д., Детгиз, 1941» за подписью Р. А. Кудашевой появились стихи «В лесу родилась елочка», известные всем нам и поныне. Вообще же у Р. Кудашевой много опубликованных стихов, как под псевдонимом «А.Э», так и под своим именем. Но, как показывает эта драматическая и реальная история, еще в 1917 году чуть не «срубили нашу елочку под самый корешок». Особую роль в отечественной детской литературе сыграл знаменитый Е. П. Катаев (1903–1942), основатель и занимавший пост (1955–1961) главного редактора журнала «Юность». По отзывам литературоведов {2} «Юность» при Катаеве совершенно перевернул жизнь того поколения «шестидесятников». Катаев считал, что в сказке очень важны бытовые подробности («даже глаза от зависти стали желтыми, как у козы. Ну, – думает, – я вам сейчас покажу, у кого игрушки!»– сказка «Цветик‑семицветик»).
Евгений Петрович Катаев как плодовитый и талантливый автор внес огромный вклад в отечественную литературу; не забудем, что под псевдонимом «Евгений Петров» долгое время «скрывался» соавтор знаменитых произведений «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».
Сегодня детская литература развивается в соответствии с веяниями времени. Есть много современных плодовитых авторов, среди которых я бы выделил М. Яснова.
Говорят, что ничего недозволенного в жизни нет: «пороки входят к нам в дверь, а выходят в щелочку». А сказки – как отражение извечных вопросов выбора и ориентации личности помогают нам учиться; и учиться есть у кого – на примере признанных и маститых писателей – авторов сказок и художественных произведений для детей.