Методические рекомендации преподавателю. Предмет «Специальная педагогика» рассчитан на 72 учебных часа

Предмет «Специальная педагогика» рассчитан на 72 учебных часа. На очной форме обучения 36 часов отводится на аудиторные занятия (лекционные, семинарские, практические и лабораторные), оставшееся время рассчитано на самостоятельные занятия студентов. На заочной форме обучения 10 часов отводится на аудиторные занятия (8 часов - лекционные, 2 часа - семинарские, практические); на самостоятельные занятия студентов рассчитано 62 часа.

Курс является одним из первых, изучаемых студентами, и предполагает ознакомление с теоретическими вопросами специальных наук, объектом изучения которых является ребенок с нарушениями развития, с факторами и этапами становления системы специального образования детей с различными отклонениями в развитии, актуальными вопросами специальной помощи детям с особыми образовательными потребностями на современном этапе. Преподавание курса предполагает формирования умений анализировать и обобщать информацию, умений конспектировать, разрабатывать опорные конспекты, заполнять аналитические таблицы, составлять схемы, отражающие связи и закономерности, овладение студентами навыками работы с программно-методическими источниками, уточнение и углубление знаний, полученных в ходе освоения общепедагогических дисциплин.

В начале изучения курса рассматриваются вопросы развития специальной педагогической науки. Изучение этих вопросов позволяет установить связь изменения категориального аппарата наук в связи с изменение политики государства по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья, этапами развития специального образования. Затем рассматриваются теоретические основы специальной педагогики: предмет, объект, цели, задачи; основные категории. Следующий раздел посвящен изучению теоретических основ специальной педагогики. Немаловажным представляется материал, связанный с изучением структуры системы специального образования, изучение возможностей коррекции и компенсации имеющихся у детей нарушений развития.

Основную часть знаний, связанных с освоением курса студенты получают в рамках лекционных занятий, здесь рассматриваются вопросы, связанные с основными теоретическими положениями этих наук. Полученные студентами представления получают конкретизацию в рамках проведения практических занятий. Проведение семинарских занятий способствует уточнению представлений, связанных с теоретическими вопросами специальных наук.

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Изучение курса «Специальная педагогика» заканчивается на дневном и заочном отделении зачетом.

Порядок проведения текущего контроля по предмету:

Входной контроль проводится для всех студентов курса в форме компьютерного тестирования и предполагает выявление представлений, полученных в ходе освоения предшествующих предметов, актуализацию межпредметных связей. Входной контроль осуществляется в форме компьютерного тестирования. В содержание теста входят темы:

· Предмет и задачи общей психологии

· Основные методы психологических исследований

· Закономерности психического развития человека

· Основные понятия общей психологии

· Предмет и задачи общей педагогики

· Категориальный аппарат педагогики

· Специальная психология как наука

· Специальная психология в системе межпредметных связей

Рубежный контроль проводится в середине 3 семестра для студентов ДО (в конце 5 семестра для студентов ОЗО) в форме компьютерного тестирования и включает тематику, обозначенную в разделах: «Развитие системы специального образования: проблемы и перспективы», «Теория специальной педагогики».

Контроль остаточных знаний осуществляется в 3 для студентов ДО (6, ОЗО) семестре в форме компьютерного тестирования и предполагает проверку представлений, навыков и умений, предусмотренных программой дисциплины. Сроки проведения контроля остаточных знаний устанавливаются в соответствии с графиком.

Текущей контроль является обязательной формой контроля усвоения дисциплины для всех студентов. К прохождению указанных видов текущего контроля допускаются студенты, регулярно посещавшие занятия и предоставившие все формы отчетности, предусмотренные программой по изученным разделам. Непрохождение или неудовлетворительное прохождение текущего контроля является основание для недопуска студента к формам промежуточного контроля.

Порядок проведения промежуточной аттестации по предмету:

Промежуточная аттестация проводится непосредственно после изучения курса «Специальная педагогика» для всех студентов группы.

Зачет проводится в устной форме по вопросам. К прохождению промежуточной аттестации допускаются студенты, регулярно посещавшие занятия и предоставившие все формы отчетности, предусмотренные программой по изученным разделам.

При оценке ответа студента на зачете учитываются следующие аспекты: логичность, последовательность изложения, степень раскрытия вопроса, привлечение к ответу знаний из других областей науки, соответствие содержания ответу вопросам, обозначенным в экзаменационном билете.

Наши рекомендации