Использование креативных письменных заданий для развития коммуникативной компетенции студентов
Образовательные программы по немецкому языку определяют конечной целью обучения развитие коммуникативной компетенции обучаемых на уроках иностранного языка, т.е. овладение иностранным языком как средством общения.
В современных учебно-методических комплексах недостаточно разработаны различные формы письменных заданий, формирующих коммуникативную письменную компетенцию. Развитость иноязычного общения в виртуальном пространстве характеризуется также невысоким уровнем.
Под иноязычной коммуникативной компетенцией понимается способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка, что предусматривает сформированность языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной коммуникативной компетенции [6].
Развитие коммуникативной письменной компетенции студентов 1 года обучения иностранному языку в ВУЗе или ССУЗе возможно благодаря использованию креативных письменных заданий.
Исследователями креативного письма являются отечественные методисты: Н.Г. Кизрина, Е.С. Пиканова, а также зарубежные ученые - Ютта Вольфрум (Jutta Wolfrum), Валентин Меркельбах (Valentin Merkelbach), Габриэле Поммерин (Gabriele Pommerin), Зигфрид Прейзер (Siegfried Preiser), Михаи Чиксентмихайи (Mihaly Csikscentmihalyi), Карл Шустер (Karl Schuster) и др.
По мнению Н.Г. Кизриной, креативное письмопредставляет собой «создание нового оригинального продукта, в качестве которого выступает художественный текст, являющийся отражением авторских открытий окружающего мира и себя в этом мире, что проявляется в разнообразии направлений постановок и неординарном решении проблем, представленных автором в тексте различными языковыми средствами» [1].
Цели использования креативных заданий на занятиях по иностранному языку могут быть многообразными. Так, например, Е.С. Пиканова выделяет следующие:
1) совершенствование практических (речевых) навыков и умений;
2) тренировка в использовании учебного материала;
3) развитие творческого потенциала личности;
4) повышение интереса к занятиям [2].
В работе по изучению письменной креативности нами были разработаны 2 вида заданий: генеративные и интерактивные креативные письменные задания.
В лингвистике термин «генеративный» понимается как основанный на упорядоченной последовательности применения правил к набору абстрактных символов; порождающий [4].
Исходя из данного значения, мы определили генеративные креативные задания как письменное создание текста, порождаемого посредством творческих реализаций возникающих у школьников идей.
Данный вид заданий выполняется индивидуально и несет в себе большую степень креативности учащегося. Основная цель таких упражнений: формирование лингвистической компетенции учащегося.
К данной группе упражнений можно отнести: письмо под музыку, ассоциативное письмо, письменная игра, письмо от лица какого – либо героя или предмета, написание историй, сочинение стихов, письменная экскурсия, создание коллажей и т.д.
Что касается второго вида заданий, интерактивных – от англ. - interactive, то это понятие обозначает «взаимодействующий» или «основанный на взаимодействии, диалоге» [5].
Под интерактивными креативными заданиями мы понимаем создание письменного текста, направленного на взаимодействие между двумя и более людьми в реальном или виртуальном мире.
Интерактивный вид заданий предполагает сначала коллективное выполнение (в группе, с одногруппниками), а затем письменное общение в виртуальном пространстве (в ICQ, Vkontakte, Facebook, на форумах). Основная цель: развитие коммуникативной письменной компетенции студентов.
Выделение этой группы объясняется тем, что нынешние студенты ориентированы на технологические новинки. Они являются самыми активными покупателями и пользователями компьютеров, мобильных телефонов.
К этой группе упражнений можно отнести совместное написание историй, стихов; письменное комментирование фотографий, высказываний, историй в группах социальных сетей; письменное выражение мыслей по какому-либо вопросу на форуме; постановка вопроса или проблемы в группе или на форуме [3].
Представим некоторые креативные задания на примере следующей темы.
«Theater - und Filmkunst»
I. Генеративные креативные задания
· «10 Filme, die ich nie sehen möchte»
Schreibanregung: Stellt eine Liste der schlechten Filme zusammen, die euch überhaupt nicht gefallen. Macht kleine Kommentare, warum ihr diese Filme gewählt habt.
· «Oskar»
Schreibanregung: Schaut euch das Bild mit dem Schauspieler an, der mit dem Oskar ausgezeichnet wird. Überlegt euch, für welche Rolle er diesen Preis bekommen hat. Versucht, seine Gedanken und Worte aus seiner Perspektive zu beschreiben.
· «Soundtrack»
Schreibanregung: Hört euch einen Soundtrack an, beschreibt, welche Assoziationen während des Hörens ihr habt.
· «Situatives Schreiben im Kino»
Schreibanregung: Unternehmt einen Kinobesuch mit eurer Klasse. Einige beschreiben die Atmosphäre, die vor der Vorführung des Films im Saal herrscht. Andere wiedergeben die Atmosphäre und das Besprechen nach dem Schauen.
· «Meine Zuschauer»
Schreibt aus der Perspektive des Theaterschauspielers seine Gefühle und Gedanken vor dem Spielen.
II. Интерактивные креативные задания
· «Pingpong»
Schreibanregung: Bildet Paargruppen. Ihr fangt zur gleichen Zeit zu spielen an – und schreibt einen Satz zum Theaterstück «Romeo und Julia» auf einem Blatt Papier. Dann tauscht ihr die Blätter aus, lest das Austauschen und schreibt die Geschichte weiter.
· «Unser Theaterbesuch»
Schreibanregung: Besprecht das Theaterstück in der Internetgruppe, das ihre Klasse vor kurzem gesehen hat.
· «Kinochats 2011»
Schreibanregung: Macht Kommentare zu Kinocharts 2011 in der Internetgruppe.
01 «Harry Potter und die Heiligtümer des Todes 2»: 6 468 501 Besucher
02 «Pirates of the Caribbean – Fremde Gezeiten»: 4 396 891 Besucher
03 «Kokowääh»: 4 317 017 Besucher
04 «Hangover 2»: 4 089 523 Besucher
05 «Breaking Dawn - Bis(s) zum Ende der Nacht 1»: 3 181 591 Besucher
· «Ein schönes Film am Abend»
Schreibanregung: Bittet um Rat, einen guten deutschen Film zu sehen, im Forum http://www.starflash.de/forum/. Vergesst nicht, das Genre und das Jahr zu nennen.
· «Eine CD zu kaufen oder MP3 zu downloaden?»
Schreibanregung: Nehmt an der Diskussion im deutschen Forum teil, http://www.gutefrage.net/frage/cd-oder-mp3-download-. Was bevorzugt ihr, eine CD zu kaufen oder MP3 zu downloaden?
Использование креативных письменных заданий 2 видов на уроках немецкого языка в ССУЗе или ВУЗе возможно и необходимо, т.к. это повышает письменную и коммуникативную компетенцию студентов.
Интерактивные задания более интересны для студентов. Студенты могут практиковаться в языковом общении на иностранном языке и продолжать находиться в виртуальном пространстве, без чего он не представляют свою жизнь.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кизрина, Н.Г. Письменная речь на иностранном языке как средство развития креативности // Актуальные вопросы немецкой филологии и методики преподавания немецкого языка: сб. научн. тр., Вып. 3. Саранск, 2006. С. 32-38.
2. Пиканова Е.С. Креативные задания при обучении коммуникации на иностранном языке (на примере немецкого языка) // Вестник Амурского государственного университета. Вып. 48. 2010. С.142 – 144.
3. Csikscentmihalyi, Mihaly: Kreativität. Wie Sie das Unmögliche schaffen und Ihre Grenzen überwinden. Stuttgart: Klett - Cotta, 1997. 175 S.
Электронные ресурсы
4. Генеративный (термин) [Электронный ресурс] URL: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. (дата обращения 25.04.2012).
5. Интерактивный (термин) [Электронный ресурс] URL: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. (дата обращения 25.04.2012).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] URL: http://standart.edu.ru (дата обращения 25.04.2012).
Доклады V СЕКции