История вопроса, статистика
Материал составлен Белявским Б.В.,
Министерство образования РФ
Специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в России имеет почти 200-летнюю историю. 14 октября 1806 г. в г.Павловске возле Санкт-Петербурга было открыто первое учебно-воспитательное учреждение (опытное училище) для 12 глухонемых детей, в 1807 г. открыто образовательное учреждение для слепых детей. Первое образовательное учреждение для умственно отсталых детей появилось в г.Риге в 1854 г. К концу XIX века образование лиц с нарушениями слуха и зрения в стране получает распространение, одновренно переходя из категории частных учебно-воспитательных учреждений и в систему специализированных государственных школ. С 1908 г., благодаря правительственному решению о введении всеобщего начального образования, развивается система школ для умственно отсталых. К 1917 г. вспомогательные школы действовали в Вологде, Вятке, Екатеринбурге, Киеве, Курске, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Саратове, Харькове. К этому времени во всех учреждениях для умственно отсталых детей (вспомогательных школах, приютах, учебно-воспитательных заведениях) воспитывалось около 2000 детей. Однако специальное образование как государственная система обучения детей с отклонениями в развитии стало развиваться только после 1918 г. Создаются школы для детей глухонемых, тугоухих, слепых, слабовидящих и умственно отсталых. В 50-е годы началось обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи. В 1981 г. решением коллегии Минпроса СССР было утверждено Положение о специальной школе для детей с задержкой психического развития.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации система специального образования состоит из восьми видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, реализующих 15 учебных программ. Кроме того, с 1998 г. для детей, ранее выведенных из общеобразовательных учреждений по состоянию здоровья, используется новая форма обучения в школах «надомного» обучения.
По сведениям Минздрава и социального развития России в стране 4,5 процента или более 1,5 миллиона детей имеют отклонения в развитии. Из них 382,5 тыс. в 2003/2004 учебном году посещали дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида или специализированные группы ДОУ общего типа. 254327 детей обучались в 1956 специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. В специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа обучались 26433 умственно отсталых ученика, 171966 учеников с задержкой психического развития, 5854 ученика с недостатками физического развития.
За последнее десятилетие в системе специального образования произошли следующие изменения: при увеличении общего числа образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии наблюдается сокращение контингента обучающихся и одновременно происходит увеличение количества обучающихся в специальных (коррекционных) классах (см. приложение).
Данная ситуация объясняется следующими причинами:
a) действием 52 статьи Закона РФ «Об образовании», в которой говорится о праве выбора родителями (лицами их замещающими) образовательного учреждения и формы обучения их детей, экономическими причинами.
b) в связи с переходом на новый путь экономического развития в Российской Федерации[3]. В настоящее время, чтобы определить ребенка с тем или иным физическим недостатком в необходимое для него специальное (коррекционное) образовательное учреждение (по причине отсутствия нужного учреждения в своем субъекте федерации), следует на договорных условиях оплачивать его обучение и содержание органу управления образованием или непосредственно образовательному учреждению субъекта федерации, где имеется учреждение такого вида и, в котором есть свободное место.
По статистическим данным в Российской Федерации проживает около 11 миллионов инвалидов. Постоянную работу имеют только 13-15% из них. Причем инвалиды, освоившие программы высшего профессионального интегрированного образования, имеют занятость, превышающую 60%.
Анализ состояния профессионального образования инвалидов в Российской Федерации, проведенный специалистами федеральных и региональных органов управления образованием и социальной защиты, показывает, что на рубеже XX и XXI веков возникла необходимость глубоких изменений в его организации и содержании, вызванная как рядом устойчивых тенденций в социальной политике, изменением социально-экономического базиса страны, достижениями науки, техники и технологий, так и становлением новой целостно-смысловой характеристики профессионального образования.
В соответствии с принятым в 1995 г. Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов является получение ими полноценного профессионального образования. Этому во многом способствовала и проведенная 15 мая 2001 года коллегия Министерства образования Российской Федерации России «Об опыте работы вузов России по обеспечению доступности высшего профессионального образования для инвалидов, на которой был принят целый ряд важных решений, направленных на расширение возможностей обучения в вузах страны лиц с ограниченными возможностями здоровья. Действенность коллегии можно оценить увеличением числа студентов-инвалидов в высших учебных заведениях. Если в 2001 году накануне коллегии по всем формам их обучалось чуть более 5400 человек в 259 вузах семидесяти двух субъектов Российской Федерации, то в 2002-2003 учебном году количество студентов-инвалидов уже составило более 14,5 тысячи человек. В 2004 г. – более 15 тысяч. (Для сравнения: в 1995 г. в вузах России обучалось всего 2,5 тыс. студентов-инвалидов).
В 2004 году в образовательных учреждениях среднего профессионального образования обучалось около 15 тысяч студентов-инвалидов, в образовательных учреждениях начального профессионального образования – 19,8 тыс.
По численности обучающихся инвалидов лидируют: единственный в мире специализированный вуз - Московский институт-интернат для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы (251 человек), Институт социального развития Новосибирского государственного технического университета (230 человек), Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (170 человек), Челябинский государственный университет (150 человек), Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена Санкт-Петербурга (146 человек) и Московский педагогический государственный университет (110 человек), Красноярский государственный торгово-эконический институт (108 человек). В 18 вузах обучается от 40 до 75 студентов-инвалидов, в остальных - от 1 до 40. В 2003-2004 гг в 300 вузах министерства образования обучается 15 тыс. студентов – инвалидов, что составляет 0, 42% от общего числа студентов.
Количество специальных (коррекционных) образовательных учреждений и число обучающихся в них детей с отклонениями в развитии.
Виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений (школ и школ-интернатов) | Число школ и количество обучающихся в них по годам | ||||
1990 год | 1995 год | 1998 год | 2000 год | 2004 год | |
Школы для умственно отсталых | (254671) | (204501 | (207317) | (202628) | (179210) |
В т.ч. школы-интернаты для детей-сирот | |||||
Школы для неслышащих детей | (12702) | (11413) | (11039) | (10843) | (9850) |
Школы для слабослышащих или позднооглохших детей | (11369) | (11035) | (11412) | (10542) | (10350) |
Школы для незрячих детей | (3672) | (3040) | (2921) | (2950) | (2604) |
Школы для слабовидящих и поздноослепших детей | (8191) | (8508) | (9760) | (10261) | (10907) |
Школы для детей с тяжелыми нарушениями речи | (10972) | (11362) | (11994) | (11321) | (10592) |
Школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата | (6152) | (5869) | (8260) | (8531) | (8499) |
Школы для детей с задержкой психического развития | (7556) | (12348) | (16643) | (18914) | (19343) |
Школы индивидуального обучения на дому детей-инвалидов | - | (1172) | (1872) | (2972) | |
Специальные классы для умственно отсталых детей | |||||
Специальные классы для детей ЗПР | |||||
Специальные классы для детей с физическими недостатками |
Правовое регулирование доступа инвалидов к образованию.[4]
Обзор законодательства подготовленСветланой Котовой, юрист проекта «Юридическая защите прав инвалидов в России: доступность образования»
Общие вопросы
Статья 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашает право каждого человека на образование.
Данное право конкретизировано в отношении детей-инвалидов в Конвенции о правах ребенка 1989 г.:
Во-первых, согласно ст. 28 этой Конвенции, признается право ребенка на образование.
Во-вторых, согласно ст. 23, признается, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов 1993 г. рекомендуют государствам признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах; а также обеспечивать, чтобы образование инвалидов являлось неотъемлемой частью системы общего образования.
В развитие этих рекомендаций «Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (инвалидов – Прим. Авт.) 1994 г. провозгласила, что лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в обществе и обеспечения образования для всех.
В Российской Федерации вопросы, связанные с образованием инвалидов регулируют довольно большое количество нормативных актов, включая федеральные, акты субъектов Федерации, НПА органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Основными федеральными законодательными актами, регулирующими вопросы образования инвалидов, являются: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции от 23 октября 2003 г.), далее закон о социальной защите инвалидов и Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1 (в редакции от 05 марта 2004) далее Закон об образовании. Закон о социальной защите инвалидов регулирует достаточно широкий круг отношений, субъектами которых являются люди с инвалидностью, ст. 18 и 19 данного Закона содержат общие положения, касающиеся образования инвалидов и устанавливают, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях.
При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Другим важным законом, регулирующим вопросы образования инвалидов, является Закон об образовании, этот акт имеет общий характер и регулирует вопросы образования в целом. Применительно к данному анализу его нормы можно разделить на две группы: нормы, регулирующие общие вопросы получения образования, и нормы, непосредственно касающиеся образования инвалидов.
Определяя принципы государственной политики в области образования, Закон об образовании
устанавливает: общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Закон об образовании гарантирует гражданам возможность получения образования независимо от состояния здоровья и социального положения. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по состоянию здоровья, могут быть установлены только законом.
Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Причем получение общего образования является обязательным, в связи с чем на родителей (или законных представителей) возлагается обязанность обеспечить получение этого образования детьми (ч.2 ст.52). В свою очередь родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
Каждый может получать образование (в зависимости от потребностей и возможностей) в образовательном учреждении (в очной, очно-заочной и заочной формах), в форме семейного образования, самообразования и экстерната. Причем возможно сочетание этих форм (допустим, получение образования сначала в семье, затем в образовательном учреждении и наоборот – ч.4 ст. 52).
Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.