Организация контроля за успеваемостью учащихся
Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности. Основными видами контроля результатов учебной деятельности учащихся являются: поурочный, тематический, промежуточный и итоговый.
Для наиболее объективной информации о качестве процесса и результатах учебной деятельности учащихся используются следующие методы: беседа, опрос, наблюдение, контрольные тесты, зачеты и др.
Для оценки результатов учебной деятельности по ФВ осуществляется предварительный, текущий (поурочный, тематический), периодический, промежуточный и итоговый контроль.
Предварительный педагогический контроль имеет целью определение исходного состояния объекта управления. На основе полученных данных выявляется готовность к усвоению программного материала. Такой контроль реализуется до начала изучения нового раздела программы, в начале учебного года.
Предметом контроля могут быть показатели уровня фактической обученности по итогам предыдущего учебного года в виде знаний, умений и навыков ранее изученных действий; показатели ОФП, которые имеют определенное значение в предстоящем учебном году.
Текущий контроль проводится на каждом занятии и представляет собой основную форму контроля. Он реализуется в виде поурочного учета успеваемости как компонент управления процессом обучения и нацелен на повышение эффективности учебного процесса. На основе материалов текущего контроля используются такие методы, как наблюдение, вызов-опрос, контрольные испытания. Учащихся могут предупреждать о том, что их действия (называют, какие именно) будут оценивать. В любом случае им сообщают результаты контроля. Оценка учителя достигает желаемых результатов только тогда, когда обучаемый внутренне согласен с ней. В действительности же учащиеся не всегда согласны с оценкой учителя, самостоятельно оценивают свои успехи, и лишь в 50% случаев их самооценка совпадает с оценкой педагога. У хорошо успевающих учащихся совпадение самооценки и оценки учителя бывает в 46%, а у слабоуспевающих – в 11% случаев.[185]
При осуществлении поурочного контроля важным является оценивание процесса учебной деятельности учащихся. Оценка успеваемости по ФВ, как и по другим предметам, выставляется по десятибалльной шкале оценок. Важно объяснять, за что ставится соответствующий балл, за что снижается оценка, т.е. должны быть сформированы единые оценочные суждения, их критерии, эталоны.
Тематический контроль проводится при проверке степени усвоения учащимися учебного материала определенной темы или раздела программы.
Периодический контроль – это разновидность контрольной деятельности учителя, которая нацелена на обеспечение промежуточных целей и задач функционирования процесса обучения на отдельных этапах управленческих микроциклов (четверть). Этот вид контроля имеет целью проверку учебной деятельности учащихся по освоению большего объема программного материала. Результаты периодического контроля могут быть выражены в оценках показателей физической подготовленности (количество повторений и т.д.).
При анализе и интерпретации результатов периодического контроля должны быть использованы материалы предварительного и текущего контроля для сопоставления, сравнения исходного, текущего и достигнутого на данном этапе состояния объекта управления.
Промежуточный контроль осуществляется с целью проверки уровня усвоения учащимися материала за длительный период времени и проводится в соответствии с требованиями учебных программ и действующих нормативных документов.
Итоговый контроль успеваемости заключается в выставлении оценки за четверть (семестр, учебный год) на основе данных текущего учета. Наибольший удельный вес при этом приобретают оценки, полученные в конце изучения конкретной темы или раздела программы.