Данное решение противоречит Уставу образовательного учреждения и федеральному законодательству.

Начальнику Владимирского юридического института ФСИН России

Генерал-майору внутренней службы

Емельянову С.Н.

Копия:

Директору Федеральной службы исполнения наказания А.А.Реймеру

Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукину

Министру юстиции А.В. Коновалову

Прокурору Владимирской области

В.М. Чеботарёву

Обращение

От обучающихся во Владимирском юридическом институте

ФСИН России

о нарушении федерального законодательства)

В ноябре 2011 г. руководством Федеральной службы исполнения наказаний и Владимирского юридического института ФСИН России принято решение о переводе обучающихся на 1-4 курсах института (очной формы обучения — курсантов) на казарму (в общежитие) для проживания на период обучения. Реализация решения начата в декабре 2011 г.

Данное решение противоречит Уставу образовательного учреждения и федеральному законодательству.

Согласно Уставу федерального казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» (утвержден приказом ФСИН России от 18.02.2011 № 83 (Устав ВЮИ ФСИН России обсужден и принят на общем собрании ВЮИ ФСИН России 10.02.2011 (протокол № 1):

п.5.9 Устава: «Институт путем целенаправленной организации учебно-воспитательного процесса, выбора форм, методов и средств обучения, использования дистанционного обучения создает необходимые условия обучающимся для освоения профессиональных образовательных программ определенного уровня и направленности. Запрещается использование и проведение антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья обучающихся методов обучения».

На практике перевод обучающихся по очной форме обучения приведет к тому, что проживающие в общежитии (казарме) будут лишены возможности целенаправленного обучения в условиях проживания по 25-30 человек в «жилом помещении» при отсутствии возможности подготовится к учебным занятиям. Ни одна учебно-воспитательная программа в Институте не предусматривает возможность постоянного проживание курсантов очной формы обучения на казарме (общежитии).

Согласно п.8.6 «Устава»: Обучающимся на период обучения может предоставляться общежитие в соответствии с положением об общежитии, утверждаемым начальником Института.

Таким образом речь идет о возможности, добровольном проживании, а не о обязательном проживании ВСЕХ обучающихся в условиях изоляции.

Согласно п.8.7 «Устава»: Обучающиеся в Институте обязаны: соблюдать настоящий Устав, правила внутреннего распорядка, правила проживания в общежитии и иные локальные акты Института;

С правилами проживания в общежитии при вселении никого из вселяемых лиц не ознакомили. Вместе с тем, типовые правила проживания в общетии должны содержать существенные пункты, выполнение которых в условиях ограниченности мест проживания в Институте выполнить не представляется возможным, чем грубо нарушаются права проживающих.

Так, Образовательное учреждение обязано:

· 1) Предоставить Проживающему место в жилом помещении, указанном в договоре, соответствующем санитарным и техническим требованиям (никаких договоров на проживание ни с кем не заключалось, а в соответствии с Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 19 мая 2006 г. № 245 «Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний» проекты контрактов (договоров), содержащие дополнительные условия прохождения службы, трудовой деятельности (в т.ч. обеспечение жильем) подлежат согласованию с начальниками заинтересованных структурных подразделений, а также учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России);

· 2) Предоставить в личное пользование Проживающему по его требованию мебель, инвентарь и необходимое оборудование в соответствии с типовыми нормами (кроме двухярусных кроватей из мебели ничего не предоставлено);

· 3) Обеспечить Проживающему возможность пользоваться социально-бытовыми помещениями, имеющимися в общежитии: кухнями, умывальными комнатами, комнатами для стирки, туалетами и т.д. (не соответствует санитарным нормам);

· 4) Своевременно производить капитальный ремонт и устранение неисправности в системах канализации, электро- тепло- и водоснабжения. (прим.: ремонт «жилых помещений» произведен силами и за счет самих обучающихся, в том числе в ущерб учебному времени (с освобождением от занятий).

Проживающий в общежитии имеет право: получать информацию о правах и обязанностях Проживающего, а также о нормативных документах, связанных с организацией деятельности общежитий и вносимых в них изменениях.

Право на информацию нарушено.

Согласно п.8.8 «Устава»: К обучающемуся, не соблюдающему требования настоящего Устава, правил внутреннего распорядка, иных локальных актов Института, не выполнившему в установленные сроки учебный план, могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, отчисление из Института, а также другие виды взысканий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, практикуемое во Владимирском юридическом институте ФСИН России т.н. «наказание» - перевод на казарму в связи с т.н. «неуспеваемостью» или другими т.н. «проступками» не соответствует Уставу образовательного учреждения, Федеральному законодательству и может рассматриваться как незаконное ограничение свободы (неуспеваемость часто возникает в связи с излишне чрезмерным числом нарядов, не вызываемых необходимостью воспитательного и учебного процесса: мытье полов на этажах и лестницах, строительно-хозяйственные работы на объектах института (без учета несения службы по охране объектов Института).

Все это вступает в противоречие и с условиями контрактов, заключенными между Институтом и обучающимися по очной форме обучения.

Согласно п.8.9 «Устава»: Применению дисциплинарного взыскания в отношении обучающегося предшествует получение от виновного лица объяснения в письменной форме. Отказ или уклонение обучающегося от дачи объяснений не является основанием для освобождения его от дисциплинарного наказания. В случае отказа или уклонения от дачи письменных объяснений составляется соответствующий акт.

Если курсантов очной формы обучения переводят на казарменное положение в связи с каким-либо проступком (кого-либо), то следует учесть, что никаких объяснений ни от кого из обучающихся не отбиралось. При этом цель перевода объясняется как «укрепление дисциплины среди личного состава института (?!?)».

Согласно п.8.10 «Устава»: Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка, не считая времени болезни обучающегося и (или) нахождения его на каникулах.

Не допускается отчисление обучающегося во время его болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

Никаких проступков влекущих принудительный перевод на казарму, никто из обучающихся не совершал.

Согласно п.10.6 «Устава»: Для решения важнейших вопросов жизнедеятельности Института Ученым советом Института созывается общее собрание педагогических работников, научных работников, а также других категорий работников и обучающихся (далее – общее собрание).

Перевод курсантов очной формы обучения на казарменное положение существенно осложнил работу профессорско-преподавательского состава института, организацию учебно-воспительного процесса. В условиях ограниченности аудиторного фонда, учебные аудитории высвобожденные ранее в т.н. «бывшей казарме» вновь превращены в спальные помещения. При этом, уже выделенные помещения под 4 кафедры, существенно сокращены. Таким образом важный вопрос жизнедеятельности Института требовал созыва общего собрания педагогических, научных работников, а также других категорий работников и обучающихся.

Данное положение Устава проигнорированно, сотрудники и обучающиеся просто поставлены перед фактом.

Согласно п.13.1 «Устава» Деятельность Института наряду с законодательством Российской Федерации регламентируется локальными актами Института. Локальные акты Института не могут противоречить законодательству Российской Федерации и настоящему Уставу.

Согласно п.13.2 «Устава»: Виды локальных актов, регламентирующих деятельность Института:

приказ; распоряжение; и утверждаемые ими в установленном порядке: а) правила; б) положения; в) инструкции.

Статья 92 Жилищного кодекса Россифской Федерации (Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда):

«1. К жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся:

1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях...»;

Статья 94 ЖК РФ (Назначение жилых помещений в общежитиях):

«1. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

2. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.

3. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами».

Вместе с тем, решение о размещении курсантов в казарме (т.н. Общежитии) противоречит статье 105 Жилищного кодекса Российской Федерации:

«1. Жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.

2. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии».

В соответствии с п.1.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СП 2.1.2.2844-11 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23 марта 2011 г. №23 «Об утверждении СП 2.1.2.2844-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений»): Размещение работников и обучающихся в жилых помещениях общежития производится с соблюдением установленных Жилищным кодексом Российской Федерации норм жилой площади в общежитии на одного человека; 1.5. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во-первых, нормы предоставленного жилья не соответствуют жилым нормам установленным федеральным законодательством и санитарным нормам. В комнатах по 18 кв.метров проживают по 25-30 человек; во-вторых, никаких договоров найма жилого помещения с обучающимися не заключалось.

В ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации закреплено, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

С чем связаны ограничения возлагаемые на курсантов очной формы обучения Владимирского юридического института ФСИН России никому из обучающихся не понятно.

Права и свободы человека и гражданина признаются в Конституции РФ наивысшей ценностью (ст. 17. п. 2). Допуская возможность их ограничения (ст. 55 п. 3), Основной закон страны в ст. 56 п. 3 четко фиксирует: «Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации».

При конституционном определении возможных ограничений прав и свобод человека Российское государство руководствуется положениями международных правовых актов: Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ч. 2, ст. 29), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 4), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 12, 18, 19).

Следует указать и на то, что условия проживания в предоставленном общежитии Института не соответствуют санитарно-эпидемиологическим и пожарным нормам.

Так, вода в общежитии только холодная, а до 5 этажа в утренние и вечерние часы (массового разбора воды) вода вообще не доходит; общее число мест умывания и туалетных комнат не соотносится с числом «помещенных» на проживание лиц; офицеры строевой части требуют осуществлять утренние процедуры всего личного состава за 20 минут, что в условиях ограниченности мест умывания просто не возможно; душевых не достаточно, а баня отсутствует.

Кроме того, в предоставленных для проживания т.н. «спальных помещениях» отсутствует возможность установления тумбочек для хранения предметов личной гигиены; отсутствуют платяные шкафы для хранения одежды; запрещено иметь повседневную гражданскую одежду (кроме 1 спортивного костюма); отсутствует возможность установления книжных полок для размещения учебной литературы и конспектов лекций; отсутствует возможность установления теле и радиоаппаратуры, нет доступа в Интернет (библиотека работает до 19-00 час. и не обеспечивает потребностей доступа к Информации, так как до 19-00 час. курсовые офицеры всех «свободных» курсантов заставляют заниматься строевой подготовкой не предусмотренной ни Уставом Института, ни Положением о службе, ни учебными и воспитательными программами Института, а также не вызванными неообходимостью прохождения дальнейшей службы в подразделениях МВД и ФСИН).

В соответствии с санитарными нормами для общежитий (п.4.4.1): каждая жилая комната должна быть обеспечена твердым и мягким инвентарем, шкафами для одежды и обуви, постельными принадлежностями; Количество тумбочек, стульев и кроватей в жилых комнатах должно соответствовать числу проживающих; 4.4.2. Расстановка мебели в помещениях должна способствовать рациональному использованию естественного света. В комнатах для занятий столы должны быть установлены по отношению к окнам так, чтобы дневной свет падал на них слева или спереди.

Все ограничения, которым подвергаются курсанты, похожи на ограничения, налагаемые на осужденных уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и не способствуют улучшению образовательного процесса и повышению дисциплины в образовательном казенном учреждении.

Складывающаяся практика не способствует реализации основных целей Концепции развития Уголовно-исполнительной системы, в которые включено и обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы (Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р (Москва).

Надеемся найти понимание в разрешении возникших проблем и противоречий и отменить решение о переводе курсантов очной формы обучения для проживания на казарму (в общежитие).

Курсанты и слушатели

Владимирского юридического института

Федеральной службы исполнения наказаний

Наши рекомендации