Раздел 1. социально-педагогическая диагностика
Пояснительная записка
Самостоятельная работа ‑ средство вовлечения студента в самостоятельную познавательную деятельность, формирующую у него психологическую потребность в систематическом самообразовании.
В ходе самостоятельной работы должна осуществляться главная функция обучения – закрепление знаний, получение новых и превращение их в устойчивые умения и навыки.
Самостоятельная работа осуществляется в виде аудиторных и внеаудиторных форм познавательной деятельности по каждой дисциплине учебного плана.
Постановка самостоятельной работы осуществляется лектором дисциплины и предполагает ее планирование, организацию и контроль.
Предметно и содержательно самостоятельная работа студентов по дисциплине «Технологии социально-педагогической деятельности» определяется образовательным стандартом, рабочими программами, содержанием учебников, учебных пособий и методических руководств. Конкретные способы реализации самостоятельной работы выбираются студентом, а в необходимых случаях ‑ по согласованию с преподавателем (преподавателями) в пределах условий (ограничений), устанавливаемых действующими нормативными документами.
В рамках учебного процесса взаимосвязаны три вида учебной нагрузки, которые и входят в понятие общей трудоемкости изучения дисциплины:
‑ аудиторная работа в виде традиционных форм: лекции, семинары, практические занятия и т.п.;
‑ внеаудиторная самостоятельная работа студентов;
‑ контактные часы, в рамках которых преподаватель, с одной стороны, оказывает индивидуальные консультации по ходу выполнения самостоятельных заданий, а с другой стороны, осуществляет контроль и оценивает результаты этих индивидуальных заданий.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время предусматривает: проработку лекционного материала, работу с научной литературой при изучении разделов лекционного курса, вынесенных на самостоятельную проработку; подготовку к практическим занятиям; решение задач, выданных на практических занятиях; подготовку к контрольным работам, коллоквиумам; выполнение курсовых работ и индивидуальных заданий, предусмотренных учебным планом; выполнение выпускных квалификационных работ и т.д.
Самостоятельная работа студентов в аудиторное время предусматривает: выполнение самостоятельных работ; выполнение контрольных работ, составление схем; решение педагогических задач; работу со справочной, методической и научной литературой; защиту выполненных работ; оперативный (текущий) опрос по отдельным темам изучаемой дисциплины; собеседование, коллоквиумы; деловые игры, дискуссии, конференции; тестирование и т.д.
Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на обязательную и контролируемую.
Обязательная самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и др. форм текущего контроля. Баллы, полученные студентом по результатам аудиторной работы, формируют рейтинговую оценку текущей успеваемости студента по дисциплине «Технологии социально-педагогической деятельности».
Контролируемая самостоятельная работа (далее ‑ КСР) направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике дисциплины «Технологии социально-педагогической деятельности». Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем. Баллы, полученные по этим видам работы, формируют оценку по КСР студента и учитываются при итоговой аттестации по курсу.
Кроме этого КСР включает следующие виды по выбору:
для овладения знаниями:
‑ чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
‑ составление плана текста; графическое изображение структуры текста;
‑ конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами;
‑ учебно-исследовательская работа;
для закрепления и систематизации знаний:
‑ работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
‑ составление плана и тезисов ответа;
‑ аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, составление «поле мнений»);
‑ подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
‑ подготовка рефератов, докладов;
‑ составление библиографии, тематических кроссвордов;
‑ тестирование и др.;
для формирования умений:
‑ решение задач и упражнений;
‑ решение вариативных задач и упражнений;
‑ проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
‑ подготовка курсовых работ.
Содержание самостоятельной работы студентов распределяется по тематическому плану содержания учебной дисциплины в соответствующих программах дисциплин отдельных образовательных программ.
Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:
‑ самоконтроль и самооценка студента;
‑ контроль и оценка со стороны преподавателей.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента является:
‑ уровень освоения студентом учебного материала;
‑ умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
‑ обоснованность и четкость изложения ответа;
‑ оформление материала в соответствии с требованиями;
‑ сформированные умения и навыки в соответствии с целями и задачами изучения дисциплины.
В целях фиксации результатов самостоятельной работы студентов введена рейтинговая система оценки успеваемости каждого студента. Баллы, полученные за каждый вид самостоятельной работы, формируют оценку по КСР студента и учитываются при итоговой аттестации по курсу.
Рекомендуемая литература для выполнения заданий по темам, находится в библиотеке и читальном зале Барановичского государственного университета.
РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА